Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 году сальдо как по операционным доходам и расходам, так и по внереализационным операциям было положительным и составило 50 млн. руб. и 880 млн. руб. соответственно. Структура внереализационных расходов выглядит следующим образом: убытки по операциям прошлых лет (82,34%), штрафы, пени уплаченные (1,93%) и прочие операции (14,62%).

Для изучения влияния факторов на прибыль за отчетный период Полоцкого райпо составим следующие расчеты, которые представим в таблице 11.

Таблица 11 – Влияние факторов на динамику прибыли за отчетный период по Полоцкому райпо в 2011 г. по сравнению с 2009 и 2010 гг.

Факторы

Алгоритм расчета

Влияние на динамику прибыли  в 2011 году по сравнению с

2009 годом

2010 годом

Расчет

сумма, млн.р.

Расчет

сумма, млн.р.

1. Изменение объема  розничного товарооборота

(ТО1-ТО0)

хУр0:100

(16501-11260,5)

х(-5,59):100

-292,9

(16501-11895,2)

х(-6,99):100

-321,9

2. Изменение уровня  доходов от реализации товаров  в % к обороту

(УД1-УД0)

хТО1:100

(17,0-18,41)

х16501:100

-232,7

(17,0-17,3)

х16501:100

-49,5

3. Изменение уровня  расходов на реализацию товаров  в % к обороту

-(УР1-УР0)

хТО1:100

(21,74-24,0)

х16501:100

372,9

(21,74-24,29)

х16501:100

420,8

4. Изменение сальдо  по операционным доходам и  расхдам

х

50-(-14)

64

50-37

13

5. Изменение сальдо по внереализационным операциям

х

880-605

275

880-(-275)

1155

Всего

х

х

199,3

х

1217,4


 

Из данных расчетов видно, что положительное  влияние на динамику прибыли в 2011 году по сравнению с 2009 годом оказали такие факторы, как уменьшения уровня расходов на реализацию на 2,26% (21,74-24,0), в результате чего прибыль отчетного периода увеличилась на 372,9 млн. руб. Увеличение сальдо как по операционным доходам и расходам, так и по внереализационным доходам и расходам на 64 млн. руб. и 275 млн. руб. соответственно также оказало положительное влияние на прибыль отчетного периода.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом влияние факторов на прибыль за отчетный период выглядит следующим образом:

      1. снижение уровня доходов от реализации товаров привело к уменьшению прибыли на 49,5 млн. руб.;
      2. снижение уровня расходов на реализацию товаров привело к увеличению прибыли отчетного периода на 420,8 млн. руб.
      3. положительное сальдо по операционным доходам и расходам и по внереализационным операциям положительно сказалось на величине прибыли отчетного периода (13 млн.р. и 1155 млн. руб. соответственно).

Существенное влияние на изменение  суммы и уровня прибыли от реализации товаров оказывает изменение структуры розничного товарооборота.

Расчет влияния изменения структуры розничного товарооборота на средний уровень прибыли от реализации товаров по розничной торговле Полоцкого райпо приведен в таблице 12.

Таблица 12 – Влияние изменения  структуры розничного товарооборота  на уровень прибыли от реализации товаров по розничной торговле Полоцкого райпо в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Наименование товаров

Структура товарооборота, %

Уровень дохода в

2010 году

2010 год

2011 год

отклонение (+;-)

1. Продовольственные товары

88,46

87,33

-1,13

15,16

2. Непродовольственные товары

11,54

12,67

1,13

19,4

Итого:

100

100

х

17,3


 

Из данных таблицы 12 установлено, что изменение структуры товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 годом в сторону непродовольственных товаров отрицательно сказалось на развитии доходов и снизило их размер на 0,05 % (15,7-15,65).

Таким образом, проанализировав  эффективность деятельности Полоцкого  райпо видно, что за последние 3 года предприятие сработало убыточно, несмотря на рост товарооборота, обновление материально-технической базы, увеличения производительности труда, эффективного ведения договорной работы. Прослеживается тенденция роста издержек обращения, как в общем объеме, так и в разрезе статей, уменьшения числа действующих торговых организаций, сокращение численности работников, снижение прибыли, валовых доходов и т.п. В связи с этим, Полоцкое райпо следуют изыскать пути повышения эффективности коммерческой деятельности.

 

2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо

 

В странах с развитой экономикой в коммерческой деятельности очень высоко ценится коммерческая инициатива, предприимчивость, искусство продавать товар. Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных условиях рыночных отношений смогут лишь подготовленные высококвалифицированные кадры.

Актуальной задачей коммерческих работников является вовлечение в товарооборот продукция отечественных изготовителей. В связи с этим необходимо расширить сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями продукции, повышать эффективность договоров поставки. Договоры поставки должны быть активно воздействовать на отечественное производство для увеличения выпуска товаров, формирование оптимального ассортимента.

При рабочей экономики качество коммерческой работы зависит, прежде всего, от умения активно изыскивать продукцию, реализуемую в порядке свободной продажи.

Для решения этих задач коммерческим работникам необходимо знать свой экономический регион и его природное богатство, реально оценивать состояние промышленности, производственные возможности и ассортимент товаров, вырабатываемых предприятиями региона.

Для изучения поставщиков и их возможностей работники коммерческих служб должны: принимать участие в работе товарных бирж, оптовых ярмарок, выставок-продаж, выставок и просмотров образцов лучших и новых товаров; следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, в бюллетенях спроса и предложений, за проспектами, каталогами и т.д.

Целесообразно посещать производственное предприятие (изготовители продукции для ознакомления с их производственными возможностями, объемом и качеством выпускаемой продукции).

Важными задачами коммерческой службы в торговле является:

      1. Изучение и прогнозирование емкости товарных рынков;
      2. Развитие совершенство рекламно-информированной деятельности;
      3. Координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей.

Для этого необходимо перенимать опыт зарубежных стран и использование  маркетинга, позволяющий успешно организовать коммерческую деятельность предприятия в условиях рынка.

На современном этапе коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий должна способствовать расширению сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей.

Повышение коммерческой деятельности требует постоянного совершенствования ее технологии и, особенно, использование новой техники управления АСУ, компьютеризации управления коммерческими процессами в т.ч. оптовые продажи товаров.

Постоянный учет и контроль оптовых  закупок товаров, характеризующихся большим количеством поставщиков, десятками тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ. Компьютеризация учета коммерческих операций позволяет создавать информационную систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере торгового обращения.

Важной задачей является реформирование оптового звена. На основе сложившихся рыночных структур намечается создание крупных регионов звеньев, которые будут иметь возможность контролировать грузопотоки, определять ассортимент товаров. Предметом особого внимания государственных органов управления являются вопросы повышения качества продукции. Предприятия, которые не соблюдают технологические требования, санитарные правила и нормы, будут вытесняться с потребительского рынка. [11, с 6]

Реализация описанных схем анализа  эффективности коммерческой деятельности позволит повысить уровень экономического анализа в отрасли, эффективность управления товарооборотом и прибылью.

Нынешний учет розничного товарооборота и анализа эффективности коммерческой деятельности не позволяет изучить чистое влияние всех факторов, определяющих изменение данных показателей. Поэтому одним из важнейших условий объективности анализа розничного товарооборота и анализа эффективности коммерческой деятельности является формирование соответствующей информационной базы, расширение, и полнота их учета с применением ЭВМ.

Из вышеизложенной теории анализа  эффективности коммерческой деятельности на практике зачастую не все используется. Чаще всего факторный анализ вообще не производится или планово-экономические отделы осуществляют лишь расчет выполнения плана или рассчитывают динамики прибыли и рентабельности.

Повышение роли анализа эффективности  коммерческой деятельности вызывает необходимость комплексного анализа показателей доходности торговой организации, то есть анализ всех показателей деятельности должен производиться во взаимосвязи.

Традиционные методики анализа  нацелены на оценку выполнения плана, но сейчас делается аспект на динамику показателей. Это объясняется тем, что рынок предъявляет условия по стратегическому планированию, основывающемуся на реальных показателях.

На практике существует проблема отслеживания эффективности отдельных сделок. В развитых странах существует следующая практика отслеживания эффективности сделок: работник, заключивший сделку, несет ответственность по ней, то есть если закупленный товар быстро реализовался и сверх ожидаемой прибыли получена еще прибыль, то вся она, либо часть ее идет работнику. В противном случае - недостачу прибыли или убыток работник возмещает из своего кармана. Таким образом, работник заинтересован в получении максимальной прибыли.

Также на практике еще существует ряд проблем связанных с документооборотом, структурой организации и другие, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации. Таким образом, перед работниками торговых организаций стоит ряд задач, решение которых позволит повысить доходность функционирования организации.

Для выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, резервов улучшения качественных показателей эффективности деятельности предприятия был проведен обобщенный анализ показателей эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо, который представлен в таблице 13:

Таблица 13 - Показатели эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо

Показатели

Год

Темп роста, % или отклонение (+,-)

2011

2009

2010

2011

2010

2009

  1. Розничный товарооборот, млн. руб.
         

- в действующих ценах

11260,5

11895,2

16501

138,7

146,5

- в сопоставимых ценах

810,4

806,6

1150

142,6

141,9

  1. Прибыль от торговой деятельности

- 630

- 831

- 783

94,22

124,29

- в % к товарообороту

- 5,59

- 6,99

- 4,75

2,24

0,84

  1. Рентабельность продаж

- 0,50

- 0,59

- 0,29

0,3

0,21

  1. Валовый доход
         

- в сумме 

2073

2058

2805

747

732

- в % к обороту

18,4

17,3

16,9

- 0,4

- 1,5

  1. Издержки обращения
         

- в сумме

2073

2889

3588

124,2

132,74

- в % к обороту 

24,0

24,29

21,74

- 2,55

- 2,26

  1. Стоимость ресурсов райпо, всего

9371

11540

14870

3330

5499

в т.ч.

         

6.1. Среднегодовая стоимость основных фондов

4275

4995

5670

675

1395

    1. Среднегодовая стоимость оборотных средств

3017

3670

4280

610

1263

    1. Фонд оплаты труда

2079

2875

4920

2045

2841

  1. Численность работников

810

733

634

- 99

- 176

  1. Производительность труда

13,90

16,23

26,03

9,8

12,12

  1. Численность обслуживаемого населения

21951

21276

20118

94,56

91,65

  1. Товарооборот на 1 человека

0,51

0,56

0,82

0,26

0,31

  1. Товарооборот зоны деятельности райпо

57021,2

75799,1

99799

131,66

175,0

  1. Доля рынка

19,75

17,69

16,53

- 1,16

- 3,22

  1. Ресурсоотдача

1,202

1,03

1,11

0,08

- 0,09

  1. Издержкоотдача

5,42

4,12

4,60

0,48

- 0,82

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия