Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной  из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а  точнее, наверное, еще вчера) для  России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению  ее социальных последствий.

В России массовая безработица порождается  трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению к сфере занятости  обязательно должно сохраняться  регулирующее участие государства.

Успех реформ в России в решающей  мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в  систему мирохозяйственных  связей, эффективно найти свое место в  системе международного разделения труда. Путь к подлинной экономической  стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой  безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.

Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий.  В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении  с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал  широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства  и директора советских предприятий  руководствовались укоренившимся  догматом экономической теории о  принципиальной  несовместимости  социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания  предприятием различных административно  взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его  деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции  на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в  самом конце месяца, квартала или  года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.

 

Глава 2. Занятость населения Российской Федерации

2.1. Показатели безработицы

В экономической теории используется два показателя, которые могут  обрисовать объективную картину  экономической нестабильности на рынке  труда. Это уровень безработицы  и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы  используется для измерения масштабов  безработицы и измеряется как  доля официально зарегистрированных безработных  к численности занятых в производстве.

Продолжительность безработицы характеризует  среднее время перерыва в работе.

Как было сказано в предыдущей главе, различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с  переменой рабочих мест, места  жительства. Среди совокупной рабочей  силы какая-то часть постоянно находится  в движении, перемещаясь на новые  рабочие места. Этот тип безработицы  включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной  работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные  увольнения являются нормой без влияния  на общий уровень дохода людей, например, в строительстве.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре  потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру  общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые  виды профессий уменьшается или  вовсе прекращается(например, в связи  с техническим прогрессом ручной труд заменятся машинным и соответственно эти люди остаются без работы)

Спрос на другие профессии, включая  новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это  изменение медленно и ее структура  не отвечает новой структуре рабочих  мест.

           Разница  между структурной и фрикционной  безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит  в том, что у “фрикционных”  безработных есть навыки, которые  они могут продать, а структурные  безработные не могут сразу  получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит  более краткосрочный характер, а  структурная более долговременная  и поэтому считается более  серьезной проблемой.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка  труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных  рабочих местах. Уровень безработицы  был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы.

В этом случае возрастает продолжительность  безработицы т.к. гасятся стимулы  для энергичных поисков работы.1

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного  кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется  недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Циклическая безработица  связана с колебаниями деловой  активности. Когда совокупный спрос  на товары и услуги уменьшается, занятость  сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу  иногда называют безработицей, связанной  с дефицитом спроса. С переходом  к оживлению и подъему число  безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана  тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному  устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Поэтому  полная занятость - нонсенс, не совместимый  с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная  занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную  и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень  безработицы при полной занятости  равен сумме уровней фрикционной  и структурной безработицы. Другими  словами, уровень безработицы при  полной занятости достигается в  том случае, когда циклическая  безработица равна нулю. Уровень  безработицы при полной занятости  называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой  рабочей силы.

Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано  с изменением демографического состава  рабочей силы и институциональными изменениями.2

Сегодняшняя информация о масштабах  безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы  приблизительно в 5 раз, что создает  дополнительную тревогу и без  того нестабильной экономике России.

Ниже приведена методика, разработанная  международной организацией труда (МОТ), и в частности с опытом, накопленным в этой области США.

Для расчета показателей безработицы  производится сбор данных на основании  ежемесячных опросов около 50 тысяч  случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени  он уже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с  этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц  старше 16 лет, которые в рассматриваемый  период: не имели работы (доходного  занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.

Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении  численности рабочей силы (то есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут  трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории  экономически активного населения  дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.

Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих  на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности  рабочей силы, занятой в гражданском  секторе экономики, эта категория  экономически активного населения  не учитывается, что сказывается  в расчете общей нормы безработицы  и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности  совокупной рабочей силы и численности  рабочей силы данного сектора  соответственно. Расхождение между  величинами составляет около десятой  доли процента, и в публикациях  чаще встречается последний показатель.3

Тем не менее, методология Международной  организации труда не может преодолеть некоторых неточностей, связанных  с измерением уровня безработицы, в  связи, с чем официальное определение  нормы безработицы можно критиковать  как за уменьшение истинного числа  безработных, так и за его преувеличение. Одним из способов избежания неясностей является сопоставление официального определения безработного с понятиями "неработающий" и "неспособный найти работу".

         "Безработный"  и "неработающий". На практике  определения безработного и занятого  существенно отличаются от понятий  "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.

С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много  людей, не делающих ничего, чтобы найти  себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует  в данный момент на рабочем месте  из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий  день и т.д.).

"Безработный" и "неспособный  найти работу". Эти сходные  понятия на самом деле также  лишь приблизительны. Например, в  число безработных попадают люди, временно уволенные с места  службы, а также нашедшие место  работы и предполагающие начать  работать в течение месяца. Вряд  ли можно также говорить о  "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее  место в поисках лучшего варианта.4

Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения