Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

 

Зарегистрированная безработица.

 

Зарегистрированная безработица  распределяется неравномерно. Например, В России в начале 1992 года зарегистрированная безработица составляла 0.1%

экономически активного  населения. За последние 4 года процент  безработицы значительно вырос  и в 1996 году достиг 3.7%, что соответствует 2.6 миллионам безработных. Понятие  безработицы, используемое МОТ несколько  шире и учитывает также людей, не имеющих работу, но не зарегистрированных на бирже труда. В соответствии с  методикой МОТ, которой придерживается Госкомстат РФ, в марте 1996 года в  России было 6.2 млн. безработных (8.5% рабочей  силы). Отчасти это связано с  реальными процессами реструктуризации производства или

различиями в тактике  сохранения кадров, применяемой директорами  промышленных и аграрных предприятий.

 

Скрытая безработица. 

                        

Характерной чертой безработицы  в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы.

Безработица среди мужчин и женщин.

В России безработица  среди мужчин и женщин почти одинаковая, в отличие от стран Восточной  Европы, где безработица среди  женщин гораздо выше, чем среди  мужчин. Возможно, женщины более  склонны обращаться за помощью в  государственные службы занятости. А быть может, это объясняется традиционно высокой экономической активностью женской рабочей силы, которая десятилетиями поддерживалась в бывших социалистических экономиках. Наличие у женщин опыта

трудовой  деятельности, мало уступающего по продолжительности опыту мужчин, делает их позиции на рынке труда  более прочными.

Показатели  безработицы среди мужчин и женщин указаны на диаграмме 2.2.

 

Рис 2.2 Динамика уровня безработицы  в России по половому признаку

 

Проводя анализ распределения численности  безработных по возрастным группам  следует отметить масштабность молодежной безработицы как мужчин так и  женщин (до 20 – 8.9%, 20-24 – 17,0%).  По сравнению  с 1993 годом (см. рис.2.3, 2.4)  в 2002 году  масштабностью стали отличаться и группы 40-44 года, 45-49  и 50-54 года.

 

Рис.2.3  Распределение численности безработных  по возрастным группам  на 1 января 2003 года

.


Рис.2.4.Распределение численности  безработных по возрастным группам  на 1 января 1993 года

Так численность безработных группы 45-49 лет в 1993 году составляла 4,6%, а к 2002 году увеличилась до 10,7%. Причиной остается отраслевые изменения российской экономики, снижение мобильности, конкурентоспособности данной группы ( современный рынок задает новые требования к способностям работника – знание ПК, иностранного языка, гибкости к изменяющимся условиям, наличие творческих способностей и др.) в отличие от молодежи.

По масштабам экономического спада  Россия превосходила другие

постсоциалистические страны, так что естественно было бы ожидать, что и по масштабам безработицы она тоже окажется в числе «лидеров». Но несмотря на большую глубину кризиса рост безработицы был выражен слабее и носил менее «взрывной», нежели в странах Восточной Европы, характер, растянувшись на достаточно длительный период.

2.2.  Особенности формирования российского  рынка труда

В нашей  стране формирование рынка рабочей  силы находится на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.

Главное отличие нашего рынка труда –  это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже  рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким  ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый  дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию  движения рабочей силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован. Далее выделены основные его черты:

  • существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
  • ощущается острая нехватка рабочих и специалистов в определенных    отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
  • значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
  • высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
  • страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.

Для успешного  формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления:

Во-первых, это создание эффективной рабочей  инфраструктуры, включающей информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;

Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических  отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);

В-третьих, должна быть создана региональная система  стимулирования труда для закрепления  кадров и эффективного привлечения  их из других регионов;

В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.

Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложение, реализуемых через действующую  систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства  работников. Произведенный анализ реального  состояния российского рынка  труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с  изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

2.3. Проблема занятости населения  России на современном этапе

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации  противоречиями, в частности, между  научно-техническим прогрессом и  снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем  трудовой активности населения при  низких уровне жизни и эффективности  труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью  инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических  преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых  часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица  растет относительно умеренными темпами  и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли  глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте  доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности  с поиском работы (до 30%), о повышении  доли выпускников учебных заведений  среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается  занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Реальный  недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

1.     На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами,

так и к тем, кто нанимает рабочую  силу через ЦЗ.

2.     В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.

3.     Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4.     Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

5.     Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

6.     Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7.     Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.

8.     В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

          В соответствии с российским законодательством пособие по безработице  составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев – 60%, а в оставшиеся полгода - 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.

Осенью 1995 г. впервые  возникли проблемы с выплатами пособий  по безработице. Если в начале 1996 г. во многих российских регионах задержки с выплатой пособий составляли 3 месяца, то к концу года они увеличились  до 4-6 месяцев. Поступающие  на расчетные  счета служб занятости средства сразу же расходуются  на выплату  пособий. Но поскольку поступление  денег происходит  неравномерно, службы занятости не могут выплатить  пособия всем безработным, кто их должен получать. Поэтому в ряде регионов разработаны "приоритеты" в выплате задержанных пособий.

В современной России по закону признать человека безработным и определить размер его пособия вправе центр  занятости. Поэтому первый шаг - встать на учет в этой организации по месту  своей прописки.

Размер пособия по безработице  - от 850 до 4900 рублей в месяц. Пособие  также привязано к официальной  зарплате (если часть ее выдавали черным налом в конверте, эти деньги, понятно, не в счет - только сумма, за которую расписывались в ведомости) на последнем месте работы - оно  не может быть больше ее 75%.

Максимальное пособие полагается не всем, а только уволенным по сокращению штатов, соглашению сторон и по собственному желанию, если в этом случае причина  увольнения признана законом уважительной.  Остальным пособие полагается только полгода. Максимальное пособие должно составлять 75% средней зарплаты на последней  работе только в первые три месяца. Затем в течение четырех месяцев - 60% и 45% в оставшиеся пять.  Учат новым  профессиям по направлению центра занятости  бесплатно. Нужно только во время  очередного визита сообщить специалисту  центра занятости о желании учиться (или отметить этот пункт в анкете, которую предложат заполнить  на первичном приеме) и выбрать  подходящее направление.

           Материального  улучшения безработных можно  добиться, сократив количество безработных   и соответственно увеличив выплаты  на одного безработного. В большинстве   стран с рыночной экономикой  пособие или страховка по безработице   не выплачивается работникам, уволившимся  по собственному желанию. В  российской экономике число подобных  увольнений (другими  словами,  вынужденных увольнений из-за  остановок производства,  невыплат заработной платы и т.п., поощряемых администрацией,  которой выгоднее такая форма выбытия занятых, чем сокращение  персонала, поскольку последнее влечет за собой выплату трехмесячного  выходного пособия) намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации. Федеральная служба занятости, отслеживая причины увольнений на своем сегменте притока в ряды безработных, показывает, что те, кто был уволен в связи с сокращением численности персонала, составили всего 30% от зарегистрированных безработных.

Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения