Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

административные барьеры на пути развития частного предпринимательства, энергично развивать сферу услуг, особенно туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение хочется отметить, что проблема безработицы не возникает  в одно мгновение и не решается в одну минуту. Она носит многогранный характер, и нельзя разрешить часть  проблемы, не затрагивая всех её остальных  частей и не учитывая специфики той  страны, на территории которой мы рассматриваем  данную безработицу. В этом и заключается  сложность борьбы с безработицей.

Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед  Россией, что не удивительно, так  как состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический  спад, развалив промышленность, не мог  не затронуть рынок труда.

Органам службы занятости необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам придется в будущем взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять сеть учебных  центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже  принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и  нуждается в активной государственной  поддержке. Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как  важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный  подход к системе занятости, мерам  ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность  в сфере трудовых отношений.

В качестве материальной предпосылки  безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в  экономике. Масштабы безработицы оцениваются  по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение  вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике  является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при  разработке концепции регулирования  экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Кейнс Д.М. «Общая  теория занятости, процента и денег»

 

2. Гэри Беккер «Человеческое поведение. Экономический подход.»

 

3.Е.Ф. Борисов - "Экономическая теория" 

 

4. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - Киров, 2004.-С.560

 

5. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2006.- №1.-С.76-81.

 

6. Российская газета .- 2004.- №9. С.5-6.

7.Сидорович В.А.Курс экономической  теории-М:Экономика.-2001.-640с.

 

8. Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М., 2005. – 574 с.

 

9. Соколова Г. Н. Структура  занятости и безработица: Проблемы  и тенденции // Экономика и жизнь.- 2004.- №1.- С.19-24.

 

10. http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_ectheory/Ec/TEXT/GL_4.HTM

 

11. http://works.tarefer.ru/99/100653/index.html

 

 

1 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2006.- №1.-С.76-81.

2 Сидорович. В. А. Курс экономической теории.-М.:Экономика.- 2001.- 640 с.

3 Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - Киров, 2004.-С.560.

4 Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М., 2005. – 574 с.

5 Соколова Г. Н. Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции // Экономика и жизнь.- 2004.- №1.- С.19-24.

6 Российская газета .- 2004.- №9. С.5-6.

 


Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения