Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсав2.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

    1. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его  отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью  бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями  общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного  производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики  и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

Экономическая группировка  бюджетных расходов по их общественному  назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета  могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального  производства, жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных  ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.).

Значительные бюджетные  средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они  позволяют государству развивать  систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять  минимальные потребности населения  в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень  их социального обеспечения. Расходы  бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Являясь  финансовой базой осуществления  социальных прав - на образование, медицинское  обслуживание, социальную защиту и  т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя  улучшению качественного состава  трудовых ресурсов, созданию условий  для повышения производительности труда на основе использования научных  достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Часть средств бюджета  государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в  советские времена на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное место в затратах на оборону  занимает закупка вооружений и военной  техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических разработок в  области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем  расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения: при благоприятной  международной обстановке они сокращаются.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции  и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан [1].

Расходы бюджета делятся  на:

- Текущие расходы бюджетов, которые  являются частью расходов  бюджетов, обеспечивающей текущее  функционирование бюджетных организаций,  оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам,  отдельным отраслям экономики  на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджетов, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

-  Капитальные расходы  бюджетов,  являются частью расходов  бюджетов, обеспечивающей инновационную  и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы,  предназначенные для инвестиций  в действующие или вновь создаваемые  организации, расходы на проведение  модернизации, реконструкции и другие  расходы, связанные с увеличением  стоимости основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов,  а также расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в республиканской  и коммунальной собственности.  Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Предоставление средств  из бюджетов осуществляется в следующих  формах:

- расходы на функционирование  бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты  населению;

- субсидии организациям  и физическим лицам;

- бюджетные трансферты  за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение  стоимости основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные  займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание  долговых обязательств;

- другие формы расходов  в соответствии с бюджетным  законодательством.

  Из бюджета  финансируются  следующие функциональные виды расходов [1]:

-  общегосударственная  деятельность

-  национальная оборона:

- судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

- национальная экономика

- охрана окружающей среды

- жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство

- здравоохранение

- физическая культура, спорт,  культура и средства массовой  информации

- образование

- социальная политика

Таблица 1 - Функциональная классификация  расходов по разделам и подразделам

 

Раздел 

Подраздел 

Наименование разделов и  подразделов функциональной классификации  расходов

01

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

02

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

03

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

04

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

05

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

06

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

07

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

 

01

Медицинская помощь населению

 

02

Санитарно-эпидемиологический надзор

 

03

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и  проекты в области здравоохранения

 

04

Другие расходы в области  здравоохранения

08

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

09

 

ОБРАЗОВАНИЕ

10

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


Примечание. Источник [6]

Разбалансированность отечественной  экономики выдвигает на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных  расходов и одновременного повышения  эффективности использования бюджетных  средств. Главная трудность в  решении этой задачи заключается  в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще  не создано непреодолимых преград, а оценка бюджетных расходов с  позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным  финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности  для неэффективного использования  бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных  отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью  заменить системой субсидирования, при  которой обязательными условиями  предоставления средств выступали  бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных  вариантов инвестирования бюджетных  средств на основе сопоставления  проектно-сметной документации и  финансовых расчетов.

  Замена бюджетного финансирования субсидиями (денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия), субвенциями (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели), а также бюджетными займами (денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа) позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.

Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.  Защищенными расходами госбюджета нашей страны в 2012 году (согласно Закона РБ от  30 декабря 2011 г. № 331-З "О бюджете РБ на 2012 год") являются заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение государственного долга. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

В составе республиканского и местных бюджетов также создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его  доходами. С одной стороны, объем  расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных  доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств  могут оказывать обратное влияние  на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию  кадрового потенциала и т.д.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования новых методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Информация о работе Бюджетное регулирование