Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсав2.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

 

 Доходы бюджетов классифицируются  по следующим группам [1]:

1. налоговые доходы (республиканские  налоги, сборы (пошлины), местные  налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);  проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом).

2.  взносы на государственное  социальное страхование;

3. неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;  штрафы;  другие неналоговые доходы)

4. безвозмездные поступления (необязательные текущие и капитальные платежи; межбюджетные трансферты подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются).

Налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью  первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на прибыль (доход) предприятий. Его  главенствующая роль вызвана тем, что  в условиях рыночного хозяйства  роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства, так как  является целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог  на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для  создания заинтересованности предприятий  в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической  оснащенности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество  вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое  прямым или косвенным образом  способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Не менее важен подоходный налог. Переход к рыночной экономике  создает предпосылки для роста личных доходов граждан.

В белорусской системе  налогообложения наряду с прямыми  используются и косвенные, основным из которых является налог на добавленную  стоимость. Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне оптовых и розничных цен.

Одновременно с НДС  в системе косвенного обложения  используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение также  обусловлено отменой налога с  оборота. В систему косвенного обложения  включаются и таможенные пошлины ; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К  ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим  и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций  государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной  собственности в рамках общей  программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных  поступлений. А также  доходы , получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.

В итоге, доходы бюджета можно  подразделить на три крупные группы: закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается  процентное соотношение распределения  тех или иных налогов по уровням  бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые  территориальными органами власти самостоятельно, а также дотации и субвенции  ( строго целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

-  сбалансированность  доходов и расходов бюджета;

-  превышение доходов  над расходами (профицит бюджета);

-  превышение расходов  над доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

- рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

-  чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

-  экономический кризис. [7, с. 118]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета

 

Сбалансированность государственного бюджета – это достижение равенства его доходной и расходной частей.

По экономическому содержанию доходы бюджета – это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджет в результате изъятия части доходов хозяйствующих  субъектов и населения, а также  посредствам взимания установленных  платежей и сборов.

Расходы бюджета – это  денежные средства ,которые используются на цели, предусмотренные в Законе о государственном бюджете.

Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена  на отдельные органы власти, осуществляется распределением доходов и расходов между бюджетами всех уровней  в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется Законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.

Когда объем расходов бюджета  превышает доходы, образуется дефицит. В мировой практике ряда стран  это явление имеет постоянный характер: государства вынуждены  увеличивать объем расходов для  удовлетворения возрастающих общегосударственных  потребностей. Сокращение бюджетного дефицита достигается главным образом  за счет увеличения объема доходов  и уменьшения уровня расходов. Эти  мероприятия тесно связаны с  совершенствованием общеэкономических  процессов – расширением производства и повышением его эффективности,  что позволяет нарастить объем  денежных поступлений от физических и юридических лиц без усиления налоговой нагрузки на их доходы. Сокращению объема расходов способствует более  рациональное и экономное использование  бюджетных средств,  а также  привлечение других источников финансирования общегосударственных программ. [15, с. 49]

Утверждение бюджета с  дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета. Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

 Существует три основных  способа финансирования дефицита  госбюджета:

- Монетизация бюджетного  дефицита;

- Внешнее долговое финансирование;

- Внутреннее долговое  финансирование.

В переходных экономиках монетизация  дефицита государственного бюджета  обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний  долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского  финансирования) нередко возникает  сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции достигается так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности  внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение  безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам  с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит  не только не оказывает негативного  воздействия на экономику, но и может  оказаться весьма полезным, если такое  финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

  Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для  переходных экономик в тех случаях, когда:

1. удается организовать  концессионное финансирование;

2. на внутреннем рынке  ощущается дефицит капитала при  высокой внутренней норме прибыли;

3. торговый баланс относительно  благополучен при наличии благоприятных  перспектив расширения рынка;

4. первоначальные размеры  внешнего долга незначительны;

5. первоочередной задачей  макроэкономической политики является  снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

 Если облигации государственного  займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное  напряжение окажется слабее, чем  при их размещении в Центробанке.  Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Информация о работе Бюджетное регулирование