Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………4
Сущность и структура государственного бюджет……………………….6
Экономическая сущность и функции государственного бюджета….....6
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике................................9
Проблемы сбалансированности государственного бюджета………….18
Формы и методы бюджетного регулирования………………………….23
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………..29
Заключение ……………………………………….………………………….31
Список использованных источников………………………………...….….33
Приложение 1 ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсав2.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики  страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

1. Бюджетный Кодекс Республики  Беларусь  от 16 июля 2008 г. № 412-З

2. Закон  Республики  Беларусь  30 декабря 2011 г. №  331-З  «О республиканском бюджете  на 2012 год»

3.  Закон Республики  Беларусь  04.06.1993 № 2347-XII  (в ред.  Законов Республики Беларусь  от 15.07.1998 N 192-З,от 04.12.1998 N 212-З, от  02.12.1999 N 331-З,от 09.07.2002 N 119-З,  от 24.07.2002 N 134-З,от 31.12.2005 N 80-З) "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах"

4. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 25 января 2012 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»

5. Постановление Министерства  финансов Республики Беларусь  от 29 июня 2000 г. №66 «Об утверждении  Инструкции о порядке оплаты  денежных обязательств получателей  бюджетных средств» (в редакции  постановления Министерства финансов  от 28 ноября 2008 г. №177)

6.  О бюджетной классификации  Республики Беларусь: Закон Республики  Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.

7. Тетерина Л.М. Государственный  бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. –  Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.

8. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.

9. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.

10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.,1997

11. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.-368с.

12. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учебник для вузов. Под  ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

13. Черник Д.Г. Налоги  в рыночной экономике. - М.: Финансы,  ЮНИТИ, 1997, 383с.

14. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория, часть 3): Учебное пособие для экон. спец. вузов / Лемешевский Иван Михайлович. - Мн.: ФУАинформ, 2004. - 573 с.

15. Финансы и финансовый  рынок: учеб. Пособие / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич – Мн: БГЭУ, 2010. – 313с.

16. Отчеты об исполнении бюджета за 2007-2010 годы

17. Исполнение бюджета сектора органов государственного управления  (республиканский бюджет , местные бюджеты и бюджет фонда социальной защиты населения) за январь-декабрь 2011 года.

 

Приложение 1

Исполнение бюджета за 2007 год.

Показатель

Уточненный план

трлн.руб

Факт

трлн.руб

Выполнение %

Доходы всего

35,1

36,2

103,2

Расходы всего 

36,5

35,9

98,4

Дефицит(-), профицит (+)

-1,4

+0,3

-


 

Исполнение расходов республиканского бюджета в 2007 году обеспечено с учетом установленных законом о бюджете  на 2007 год приоритетов бюджетно-финансовой политики государства ― повышение  благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства  жилья, а также финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий  катастрофы на ЧАЭС.

 Фактически бюджет  исполнен с профицитом, который составил 326,5 млрд. рублей, или 0,3 процента к ВВП, при запланированном дефиците 1,5 процента.

 

Исполнение бюджета за 2008 год.

Показатель

Уточненный план

трлн.руб

Факт

трлн.руб

Выполнение %

Доходы всего 

46,4

  49,05

105,7

Расходы всего 

49,9

48,1

96,4

Дефицит(-), профицит (+)

-3,5

       +0,9

-


Удельный вес расходов республиканского бюджета по отношению  к ВВП составил 37,4 процента. Доходы превысили расходы на 921,5 млрд. рублей (0,7 процента к ВВП) при первоначально  запланированном дефиците в 1,9 процента.

 

 

Исполнение бюджета за 2009 год.

Показатель

Уточненный план

трлн.руб

Факт

трлн.руб

Выполнение %

Доходы всего 

45,7

46,8

102,5

Расходы всего 

46,6

46,3

99,5

Дефицит(-), профицит (+)

-0,9

+0,5

-


 

Исполнение расходов республиканского бюджета в 2009 году обеспечено с учетом установленных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете  на 2009 год» приоритетов бюджетно-налоговой  политики государства — повышение  благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства  жилья.

Фактически превышение доходов  республиканского бюджета над расходами  за 2009 год составило 492 542 491,4 тыс. рублей, или 0,4 процента к ВВП, при запланированном  дефиците 1,8 процента.

 

Исполнение бюджета за 2010 год.

Показатель

Уточненный

план

трлн.руб

Факт

трлн.руб

Выполнение %

Доходы всего 

29,9

30,3

101,1

Расходы всего 

34,8

34,3

98,8

Дефицит(-), профицит (+)

-4,9

-4,0

-


 

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на  2010 год» республиканский бюджет был  утвержден по доходам в сумме           35 522 389 047,0 тыс. рублей, расходам — 38 222 389 047,0 тыс. рублей с предельным размером дефицита республиканского бюджета  в сумме 2 700 000 000,0 тыс. рублей, или 1,7 процента к ВВП.

В  целях обеспечения  сбалансированности бюджета показатели республиканского бюджета были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679 «Об уточнении  отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год». В результате внесенных изменений план по доходам  республиканского бюджета на 2010 год  уменьшен на 5 590 879 109,0 тыс. рублей, по расходам — на 3 465 579 109,0 тыс. рублей, планируемый размер дефицита бюджета увеличен на 2 125 300 000,0 тыс. рублей.

Фактически республиканский  бюджет исполнен с дефицитом в  сумме 4 012 010 676,0 тыс. рублей, или 2,5 процента к ВВП.

Исполнение бюджета за 2011 год.

Показатель

Уточненный

план

трлн.руб

Факт

трлн.руб

Выполнение %

Доходы всего 

110,2

115,0

104,4

Расходы всего 

108,0

106,8

98,9

Дефицит(-), профицит (+)

+2,2

+8,2

-


Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на  2011 год» республиканский бюджет был утвержден по доходам в сумме 33 611 384 915,0 тыс. рублей, расходам — 39 611 384 915,0 тыс. рублей с предельным размером дефицита республиканского бюджета в сумме 6 000 000 000,0 тыс. рублей, или 2,2 процента к ВВП.

В  целях обеспечения  сбалансированности бюджета показатели республиканского бюджета были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2011 г. № 524 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2011 год». В результате внесенных изменений план по доходам республиканского бюджета на 2011 год увеличен на 17 700 645 951,2 тыс. рублей, по расходам — на 12 500 645 951,2 тыс. рублей, планируемый размер дефицита бюджета уменьшен на 5 200 000 000,0 тыс. рублей.

Фактически республиканский  бюджет исполнен с профицитом в сумме 2 239 629 270,3 тыс. рублей, или 0,8 процента к ВВП.

На рисунке 1 и 2 изображено графически изменение доходов и  расходов по годам.  За 2010 год произошел  значительный спад поступлений в  бюджет, что связано с мировым  финансовым кризисом, соответственно значительно снижены и расходы.  Так как в течение года бюджет уточняется, т.е. приводится к фактическим  показателям, в частности в 2010 году происходило изменение в сторону  понижения доходов и соответственно расходом. Как правило данное понижение отражается на незащищенной  части расходов.  

 

 

Рис.1

 

           Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Исполнение бюджета сектора  органов государственного управления (республиканский бюджет, местные  бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения ) за январь – ноябрь  2012 года.

Трлн.руб.

Показатели

Уточненный план 2012 года

Исполнено за январь – ноябрь  2012 года

В % к годовому плану

всего

Респуб. бюджет

всего

Респуб. бюджет

всего

Респуб. бюджет

Всего доходов

216 063,8

96 520,9

190 221,4

84 142,1

88,0

87,2

Из них

           

-Налога на прибыль

18 626,2

4 760,6

16 600,4

4 596,9

89,1

96,6

НДС

46 957,8

33 426,5

41 191,8

29 348,8

87,7

87,8

-Акцизы

11 337,2

11 337,2

9 928,8

9 928,8

87,6

87,6

-доходы от внешнеэкономической  деятельности

25 377,8

25 377,8

22 519,1

22 519,1

88,7

88,7

Поступления в ФСЗН

57 982,7

-

50 736,2

-

87,5

-

Всего расходов

216 6863,3

98 942,1

184 424,3

83 739,9

85,1

84,6

Из них

           

-общегосударственная деятельность

38 914,8

46 549,9

29 078,9

38 491,1

74,7

82,7

-национальная экономика

30 648,2

19 867,7

26 586,7

16 832,6

86,7

84,7

-расходы на финансирование  социальной сферы 

121 285,6

19 415,2

106 392,6

17 137,8

87,7

88,3

Превышение доходов  над  расходами (+) дефицит (-)

-619,5

-2 421,2

+5 797,1

+402,2

   

 

Доходы бюджета сектора  государственного управления за январь-ноябрь 2012 года сложился в размере 190,2 трлн.руб., или 88,0 процентов уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 84,1 трлн.руб., или  87,2 процента уточненного плана.

За январь-ноябрь 2012 года поступление НДС составило 41,2 трлн.руб., или 87,7 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 16,6 трлн.руб., или 89,1 процент уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 9,9 трлн.руб., или 87,6 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения поступило в сумме 507 трлн.руб., или 87,5 процента уточненного годового плана.

По состоянию на 1 декабря 2012 года задолженность по налогам  и сборам составила 88,8 млрд.руб., и увеличилась за ноябрь 2012 года на 0,1 млрд.руб.

Расхода бюджета сектора  государственного управления за январь-ноябрь 2012 года составили 184,4 трлн.руб., или 85,1 уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета  составили 83,7 трлн.руб., или 84,6 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную  деятельность составили 29,1 трлн.руб. (74,7 процента), финансирование национальной экономики – 26,6 трлн.руб. (86,7 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 106,4 трлн.руб. (87,7 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-ноябрь 2012 года составил 5,8 трлн.руб., или 1,3 процента к ВВП.

Профицит республиканского бюджета составил 0,4 трлн.руб., или 0,09 процента к ВВП.

Палата представителей Национального  собрания Беларуси приняла во втором чтении законопроект «О республиканском  бюджете на 2013 год».

Проект республиканского бюджета на 2013 год сформирован  на бездифицитной основе. Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируется в размере 197,41 трлн.руб., или 31,3 процент ВВП. Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваются в размере 121,72 трлн.руб., или с ростам к ожидаемому исполнению 2012 года на 26,1 процент. Основные источники налоговых доходов республиканского бюджета – налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируются в сумме 197,41 трлн.руб. Расходы по проекту республиканского бюджета сформированы в сумме 121,72 трлн.руб.

В 2013 году основные цели для  сектора государственных финансов – повышение устойчивости и конкурентоспособности  национальной экономики, гарантированное  исполнение финансовых обязательств бюджета  перед внешними и внутренними кредиторами, а также сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.

Информация о работе Бюджетное регулирование