Введение в социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:07, лекция

Краткое описание

Основные направления социальной политики. Категории и понятия.
Характеристики социальной политики:
-уровень разработки и реализации:
--федеральный;
--региональный;
--муниципальный;

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Социальная политика.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

3. Демографический тип  социальной политики

Этот тип ориентируется на социально-демографические группы населения.

Направления:

-социальная политика в отношении детей и подростков (создание органов власти, ответственных за политику в отношении детей (министерство образования, здравоохранения, спорта, приюты, интернатные учреждения, закрытые образовательные учреждения), программы (ФЦП «Дети России»));

-социальная политика в отношении  женщин (наличие запрещенных профессий, центры помощи женщинам, комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Госдуме);

-социальная политика в отношении  мужчин;

-социальная политика в отношении инвалидов;

-пожилое население (закон о социальной  защите пожилого населения, пенсия, льготы).

4. Объект и субъект  социальной политики

Главный субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью различных органов власти, ориентированных на регулирование социальных отношений.

Конкретные субъекты:

-государственные ведомства и  учреждения;

-региональные и местные органы  власти;

-внебюджетные фонды (пенсионный  фонд, фонд социального страхования, медицинский фонд);

-общественные, религиозные, благотворительные организации, объединения профсоюзов, коммерческие структуры, бизнес;

-профессиональные работники;

-добровольцы;

-неправительственные некоммерческие  организации (распределение пожертвований  в случае стихийных бедствий, осуществление консультативных услуг, координация сельских и городских проектов, относящихся к социальной сфере, организация мастерских и предприятий для стимулирования занятости населения и вовлечения в трудовую деятельность наиболее незащищённых групп населения, проведение в жизнь проектов и программ, по которым государство осуществляет минимальное финансирование).

Пассивные субъекты социальной политики:

-банковские учреждения;

-страховые компании.

Объекты социальной политики:

-все население страны;

-социальные процессы, происходящие в обществе во всем их многообразии (рождаемость, безработица, наркомания, преступность, техногенные катастрофы и пр.).

 

Тема. Модели социальной политики за рубежом

1. Основные разновидности политики  в социальной сфере;

2. Социал-демократическая модель;

3. Консервативная модель;

4. Либеральная модель;

5. Тенденции изменения моделей  и глобальные проблемы социальной  политики.

 

1. Основные разновидности  политики в социальной сфере

1) бисмарковская разновидность (конец 19 в., Бисмарк, ввел впервые систему  социального страхования):

-жесткая связь между уровнем  социальной защиты и длительностью  профессиональной деятельности;

-социальные права определяются  отчислениями;

-социальные отчисления проходят на протяжении всей трудовой жизни (пенсия и больничные, выплаты по уходу за ребенком);

-социальная защита не зависит  от государственного бюджета;

-для семей с низкими финансовыми  возможностями существует помощь  через муниципальные службы или через благотворительность.

2) бевериджская разновидность (середина 20 в., государство всеобщего благоденствия):

-любой человек независимо от  материального состояния имеет  право на поддержку со стороны  государства;

-наличие системы социального страхования;

-социальная защита находится  на финансовом обеспечении государства;

-перераспределение через налоги;

-принцип социальной солидарности;

-пенсия делится на 2 части: социальная и трудовая.

2. Социал-демократическая  модель

Принципы социал-демократической модели:

-все люди имеют одинаковую  ценность независимо от возраста  и трудовых возможностей;

-общество не может отказаться  от слабых элементов, должно предоставить  им возможность удовлетворять  свои потребности;

-социальные услуги и сервис  предоставляются на добровольных началах, если клиент не в состоянии нести за себя ответственность, то они предоставляются принудительно;

-социальная защита непрерывна, всесторонне адекватна, охватывает  все сферы жизни человека;

-социальная защита гибкая и  доступная для всех групп населения;

Характерные черты социал-демократической модели:

-высокая роль государства в  социальной защите населения;

-обеспечение государством широкого  диапазона социальных услуг;

-стремление государства к полной  занятости населения;

-наличие эффективного производства, сильных объединений работодателей и профсоюзов, договорные отношения между ними и контроль со стороны государства;

-социальная политика финансируется  государством через систему налогообложения;

-государство несет ответственность за функционирования различных не государственных социальных служб;

-наличие высоких налогов;

-пенсия различается на социальную  и трудовую;

-ребенок является объектом социальной защиты.

3. Консервативная модель

-большая роль занятости населения;

-социальное перераспределение вторично;

-основную роль играют рыночные  отношения;

-труд определяет последующее  социальное обеспечение;

-широко распространена неполная  занятость;

-наличие жесткой системы страхования;

-низкое налоговое перераспределение;

-наличие взаимных обязательств у наемных работников и работодателей, развитие системы социального партнерства;

-наличие благотворительности;

-широкое социальное расслоение.

4. Либеральная модель

-система социальной защиты со  стороны государства отсутствует;

-принцип индивидуальной ответственности;

-система социального страхования;

-широкое социальное расслоение;

-социальные выплаты производят  и работники и работодатели;

-опора на рынок;

-финансируется социальная помощь  за счет добровольных и неформальных  взносов.

5. Тенденции изменения моделей и глобальные проблемы социальной политики

-регулирование системы налогообложения;

-сокращения объемов социальной  защиты;

-реформирование пенсионного обеспечения;

-падает уровень доходов населения  и отсюда уровень отчислений  на старость;

-дрожание социальных услуг;

-участие государства в социальном  обеспечении населения (для стран  с либеральной моделью);

-предоставление прав на отсрочку  уплаты налогов;

-поощрение благотворительности;

-усиление социального расслоения.

Проблемы:

-отсутствие экономической стабильности;

-бедность, высокая безработица;

-экологические проблемы, высокая  заболеваемость, высокая смертность;

-мировой терроризм и др.

 

Тема. Социальное партнерство

1. Социальное партнерство: сущность, принципы

Конвенции МОТ:

Конвенция «О праве организации коллективных переговоров»;

Конвенция 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностям»;

Конвенция 132 «Об оплачиваемых отпусках».

Социальное партнерство (ст. 23 ТК РФ) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами МС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Профсоюз (ст. 2 ФЗ-10) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Цель социального партнерства – вовлечение как можно большего числа различных организаций в процесс социально-экономического развития общества.

Субъекты социального партнерства (ст. 25 ТК РФ):

-наемные работники;

-работодатели;

-государство, когда является работодателем.

Институты, представляющие интересы социальных партнеров:

-профсоюзы;

-объединения работодателей;

-правительство;

-органы государственной власти  субъектов РФ;

-органы МС.

Принципы социального партнерства (ст. 24 ТК РФ):

-равноправие сторон;

-уважение и учет интересов  сторон;

-обязательность выполнения коллективных  договоров и соглашений;

-контроль за выполнением коллективных  договоров и соглашений;

-содействие государством в укреплении и развитии социального партнерства и др.

Социальное партнерство – взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения, отдельных групп населения, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение населения в целом и отдельных групп.

Формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):

-коллективные переговоры по  подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и их заключению;

-взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ими отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

-участие работников, их представителей  в управлении организацией;

-участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основы правового статуса социальных партнеров (ст. 29 ТК РФ):

Представители работников:

-профсоюзы и их объединения;

-представители, избираемые работниками.

Представители работодателя:

-руководитель организации;

-объединения работодателей.

Объединение работодателей (ст. 33 ТК РФ) – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами МС.

Представители работодателей органов власти (ст. 34 ТК РФ):

-государственные и муниципальные  предприятия, организации, финансируемые  из разных бюджетов.

Коллективные переговоры (гл. 6 ТК РФ), порядок ведения коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ).

В организации может быть заключен только один коллективный договор, удовлетворяющий всех работников.

Лица, которые участвуют в разработке и подписании коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка.

Допускается участие экспертов в заключении коллективного договора, их услуги оплачивает сторона, пригласившая их.

Коллективный договор (ст. 40 ТК РФ) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.

Порядок разработки, заключения, внесения изменений и исправлений договора идет с согласия сторон (ст. 42 ТК РФ).

Соглашение (ст. 45 ТК РФ) – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Коллективный договор и соглашения могут регулировать условия труда, оплаты труда, дополнительные возможности премирования, отдыха и т.д.

Сдать таблицу к теме 2!!!

Вопросы, освещаемые в соглашении:

Информация о работе Введение в социальную политику