Введение в социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:07, лекция

Краткое описание

Основные направления социальной политики. Категории и понятия.
Характеристики социальной политики:
-уровень разработки и реализации:
--федеральный;
--региональный;
--муниципальный;

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Социальная политика.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Охрана здоровья граждан: задачи и принципы

НПА:

ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»;

-ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;

-ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-ФЗ «О физической культуре  и спорте в РФ»;

-ФЗ «О качестве и безопасности  пищевых продуктов»;

-ст. 41 Конституции РФ (неотчуждаемое право на здоровье);

-Стратегия национальной безопасности  РФ до 2020:

Ст. 49 продовольственная безопасность, снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами.

Цели здравоохранения и здоровья (6 раздел):

-увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;

-совершенствование оказания медицинской  помощи;

-совершенствование стандартов  медицинской помощи.

Принципы охраны здоровья:

-соблюдение прав человека и  гражданина в области охраны  здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

-приоритет профилактических мер  в области охраны здоровья  граждан;

-доступность медико-социальной  помощи.

-социальная защищенность граждан  в случае утраты здоровья;

-ответственность органов всех уровней, предприятий и учреждений по здоровью.

Дз: здоровье населения статистика – доклад + динамика по Смоленской области.

Задачи реформирования системы здравоохранения:

-реформирование законодательной  базы;

-разработка механизмов адаптации  системы здравоохранения к работе в новых условиях;

-приведение в соответствие механизмов  взаимодействия здравоохранения  с экономикой;

-разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении (бюджеты разных уровней);

-разработка и внедрение организационных  принципов функционирования.

За основу развития современной системы здравоохранения взята модель медицинского страхования.

Показатели оценки состояния общественного здоровья:

-демография (численность в динамике (10 лет), возрастной состав, трудоспособные население, рождаемость);

-состояние заболеваемости населения (заболеваемость с точки зрения возрастных групп, по болезням, смертность от различных групп болезней);

-состояние санитарно-эпидемиологического  благополучия населения (уровень  загрязнения);

-состояние сети лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь и их деятельность.

Ст. 41 Конституции РФ: здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Гос-во гарантирует это право.

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

2. Система здравоохранения и гарантий осуществления прав граждан на охрану здоровья и получения медико-социальной помощи.

Государственная система здравоохранения:

-министерство здравоохранения  и социальной защиты РФ;

-департамент здравоохранения;

-российская академия медицинских  наук;

-санитарно-эпидемиологическая служба;

-лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения.

-образовательные учреждения;

-фармацевтические предприятия  и организации;

-аптечные учреждения;

-санитарно-профилактические учреждения;

-территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора;

-учреждения судебно-медицинской экспертизы;

-службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

Муниципальная система здравоохранения:

-муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности;

-лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения;

-фармацевтические предприятия и организации;

-аптечные учреждения;

-учреждения судебно-медицинской экспертизы;

-образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.

В настоящий момент с 2011 года действует переходный период в системе монопольного здравоохранения (муниципальная собственность на время передана гос-ву).

Частная система здравоохранения:

-лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности,

-также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

-научно-исследовательские учреждения,

-образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается (ст. 18):

-охраной окружающей природной среды;

-созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан;

-производством и реализацией доброкачественных продуктов питания;

-предоставлением населению доступной медико-социальной помощи и т.д.

Государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ст. 45: государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Права (гл. 4).

Ст. 41 Конституции РФ: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам включает:

-первичную медико-санитарную помощь;

-скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь;

-медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом);

-медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными.

Право на медицинскую помощь:

-право на профилактическую помощь;

-право на лечебно-диагностическую помощь;

-право на реабилитационную помощь;

-право на информацию о состоянии здоровья;

-право дать согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него;

-право на протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь;

-право на меры различного социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

3. Медицинское страхование: сущность, законодательная база, пути  совершенствования.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС.

Обязательное медицинское страхование (ФЗ-326) – вид обязательного социального страхования, представляющих собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении стразового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС – бесплатные гарантии на всей территории РФ.

Территориальная программа ОМС – бесплатные гарантии на территории субъекта РФ.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Субъекты медицинского страхования:

-гражданин,

-страхователь,

-страховая медицинская организация,

-медицинское учреждения.

Страхователями при ОМС в Российской Федерации являются:

-для неработающих – органы  исполнительной власти;

-для работающих – работодатель.

Страхователями при добровольном медицинском (ДМС) страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховщиками выступают страховые медицинские организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием, а также медицинские организации.

Принципы ОМС (ст. 4 ФЗ-326):

-бесплатность;

-доступность;

-устойчивость финансовой системы  и др.

Проблемы, присущие медицинскому страхованию:

-недостаточное географическое и социальное равенство в получении медицинской помощи;

-дороговизна медицинской помощи;

-недостаточный контроль за кадрами;

-отсутствие долгосрочного планирования;

-пренебрежительное отношение к больным группы повышенного риска и требующим длительного пребывания в стационаре, к тем, кто не охвачен системой страхования;

-высокие административные расходы на содержание персонала страховых организаций.

Проблемы, связанные непосредственно со страхователями:

-получение лицензии на медицинскую деятельность и отдельные ее виды;

-возможность образования юридического лица;

-необходимое для деятельности финансовое обеспечение из строго определенных источников (могут применяться различные, предусмотренные законом механизмы);

-участие в регулировании цен на медицинские услуги;

-возможность оспаривать в суде установленные без его участия цены на оказываемые данным лечебным учреждением услуги;

-принятие решений по структурной реорганизации внутри учреждения, направленной на эффективное оказание медицинской помощи и повышающее его конкурентоспособность.

Пациент должен иметь (гл. 4 ФЗ-326):

-право получить медицинскую помощь или отказаться от нее;

-информацию о состоянии своего здоровья;

-право и возможность выбора, где, в каком объеме, в какое время (удобное для него) получить медицинскую помощь;

-право и возможность выбора дополнительных (сервисных) услуг;

-гарантии (строго определенные) по реализации своих прав;

-должен быть защищен (юридически, экономически, морально) от деятельности отдельных врачей, лечебного учреждения в целом, страховых медицинских организаций.

К социальным задачам государственной политики в здравоохранении можно отнести:

-преодоление модели отношений «врач-пациент»;

-институционализация здравоохранения (формирование, коррекция и обеспечение действенности социальных норм);

Информация о работе Введение в социальную политику