Авиаконструкторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Краткое описание

Цель - вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки авиаконструкторов С.А.Лавочкина и Н.Н.Поликарпова, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика советских ВВС на начало ВОВ 5
2. Развитие авиастроения в период ВОВ 7
3. Авиаконструкторы фронту 9
3.1 Лавочкин Семен Алексеевич 9
3.2 Поликарпов Николай Николаевич 19
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Авиаконструкторы С.А.Лавочкин и Н.Н.Поликарпов..docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Характеристика советских ВВС на начало ВОВ 5

2. Развитие авиастроения в период ВОВ 7

3. Авиаконструкторы фронту 9

3.1 Лавочкин Семен Алексеевич 9

3.2 Поликарпов Николай Николаевич 19

Заключение 31

Список используемой литературы 33

 

Введение

 

9 мая  2012 года исполнится 67 лет со дня  Великой Победы советского народа  в Великой Отечественной войне.  Многонациональный народ нашей  страны в борьбе выстоял, и  не просто выстоял, а победил,  сокрушив фашизм, освободив от  него Россию, Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работали помимо воинов вся страна – ее тыл, главным образом женщины, старики, подростки, дети; его «приближали, как могли» все.

Война предъявила каждому жителю нашей страны предельно  суровые требования - и героизм  стал нормой жизни, его проявляли  даже дети. Героями были не только те, кто горел в танке, таранил  вражеский самолёт или, спасая товарищей, грудью закрывал пулеметную амбразуру. Не меньше героизма было и в жизни  тех, кто оказывал сопротивление  фашистам на временно оккупированных территориях, или тех, кто в жуткий мороз на пустырях сибирских городов  восстанавливал эвакуированные заводы, вооружал, одевал, кормил наших солдат.

Усилия  советских учёных были направлены на усиление обороноспособности страны. Геологи на востоке страны вели поиски новых месторождений полезных ископаемых. На долю физиков выпало решение задачи совершенствования средств вооружения Красной Армии.

Как писал  выдающийся физик и организатор  науки Сергей Иванович Вавилов, "... научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила  без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную  помощь фронту1. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы, отложив на время острейшие вопросы космической радиации, спектроскопии, занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией... 

Во многих случаях физики работали непосредственно  на фронте, испытывая свои предложения  на деле, все силы и знания отдавая  делу победы над фашизмом. Немало физиков  пало на поле брани, защищая Родину. Вкладу ученых - авиаконструкторов в достижение Победы

Цель - вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки авиаконструкторов С.А.Лавочкина и Н.Н.Поликарпова, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Структура работы состоит из введения, трех глав с двумя подзаголовками, заключения и списка используемой литературы.

 

  1. Характеристика советских ВВС на начало ВОВ

 

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная  проектировать и производить  большое количество машин разных типов.

До сих  пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны. Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000. Из них: на западной границе находился 9261 самолет,   в Ленинградском ВО (24 авиаполка) – 1270, в Прибалтийском ВО (19 авиаполков) – 1140,  в Западном особом ВО (29 авиаполков) - более 1500,  в Киевском особом ВО (32 авиаполка) – 1672, в Одесском ВО (15 авиаполков) – 950, в Дальнебомбардировочной авиации – 1346, в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов - 13382.

Из общего числа боевых самолетов 53,4% - были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5).

С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.

Новые истребители  построили, (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.

 Сравнение  ВВС и Люфтваффе на 22 июня не  может быть сделано, исходя  просто из числа машин, что  означало бы более чем двукратное  превосходство ВВС. Следует учитывать  необеспеченность экипажами и  небоеспособность части самолетов. 

Наиболее  важным было немецкое превосходство  в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик  и огневой мощи.

Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство  воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось  организационными преимуществами.

В то время  как советские авиационные части  были рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали  раздробленно, а Люфтваффе концентрировались  для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.  На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие авиастроения в период ВОВ

 

Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед  их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что  СССР удалось возродить свои ВВС  после катастрофы 1941 года исключительно  за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной  промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что  в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и  технический составы. Именно они  и стали основой возрождаемых ВВС. Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники4. А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков С.А. Христианович и другие внесли огромный вклад в героическую борьбу Советской Армии с фашистскими захватчиками и Победу над ненавистным врагом в области авиации, в авиационном двигателестроении – А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д.Швецов и другие.

В ходе войны  советская авиационная техника  непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшую, чем он технику. Требовалось увеличить высоту подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость. Авиаконструкторы опирались на исследования, выполненные несколько раньше нашими учеными.

Благодаря трудам профессоров А.А.Дородницына  и Л.Г.Лойцянского была создана  методика расчета сил трения, учитывающая  сжимаемость воздуха при больших скоростях движения в нем обтекаемой поверхности. Работы ряда ученых позволили понять природу появления волнового сопротивления, возникающего из-за образования на обтекаемой поверхности скачков уплотнения и их роста по мере увеличения скорости движения5.

М.В. Келдыш выяснил причину и дал теорию очень сложного и опасного явления  – самовозбуждения колебаний  с большой амплитудой у крыльев  и хвостового оперения самолета (флаттер), которые вели к разрушению машины; это исследование помогло разработать  меры борьбы с флаттером. В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, и появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов. Группа ученых: профессор А.И.Макаревский, С.Н.Шишкин, А.К.Мартынов и другие – предложила методы расчета самолета на прочность при использовании смешанных конструкций – металлического каркаса и тонкой фанерной обшивки, что позволило создавать надежные и легкие самолеты. В декабре 1942 года в ЦАГИ вошла в строй аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов. В ней проверялись узлы и модели будущих высокоскоростных самолетов в условиях, аналогичных естественному полету. Все это, вместе взятое, обеспечило создание первоклассных новых боевых машин.

Реализуя  принцип преемственности конструкций, заключающийся в последовательном совершенствовании летно-технических  и боевых качеств имеющихся самолетов, советские авиаконструкторы в разгар Великой Отечественной войны, в  условиях военного времени создали  ряд новых машин.

 

  1. Авиаконструкторы фронту

3.1 Лавочкин Семен Алексеевич

Советский авиаконструктор, член-корр. АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956).

Значительные  дела заставляют по-особому звучать  даже самые прозаические фамилии. В  дни Сталинградской битвы, когда  самолеты-истребители Ла-5 стали  одолевать «Мессершмиттов», страна узнала имя авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина. (Эта бесхитростная, чуточку смешная фамилия досталась  ему от предка, видимо, занимавшегося  изготовлением скамеек-лавочек, либо, скорее всего, владевшего какой-нибудь непрезентабельной лавчонкой, –  до сих пор прославленную фирму, носящую имя своего основателя, сотрудники и смежники ласково-дружелюбно называют «лавочкой», или фамильярно – «лавкой»)6.

6 528 истребителей  ЛаГГ-3, 10 000 Ла-5 и 5 753 Ла-7 было построено  за период Великой Отечественной  войны, т.е. каждый третий самолет-истребитель  назывался «Лавочкиным». На «лавочкиных»  воевали многие прославленные  летчики, отважно побеждая хваленых  фашистских асов. Только на самолетах  С. Лавочкина прошел войну трижды  Герой Советского Союза Иван  Кожедуб. К концу войны пересел  на Ла-7 другой трижды Герой  – Александр Покрышкин, до  этого летавший на американских  самолетах «Айркобра».

Выдающегося конструктора иногда упрекали в том, что он после войны не сдал в  большую серию ни один боевой самолет-истребитель. Доля истины в этом, пожалуй, была. Но не вся истина! Ему – а значит его коллективу – была уготована  иная участь: стать первопроходцем-революционером не только в авиа-, но и в ракетостроении. Работы Лавочкина в области ракетостроения до последнего времени были засекречены, а именно большие серии первых отечественных зенитных управляемых ракет «205» и «207» стали защитным кольцом вокруг Москвы и Ленинграда; именно межконтинентальная крылатая ракета «Буря», не имеющая аналогов в мире по своей компоновочной схеме и аэродинамике, стала провозвестницей «Шаттлов» и «Буранов».

А были и  первые отечественные самолеты: со стреловидными крыльями (Ла-160, 1947); с  бустерными системами*, а также первый, достигший скорости звука, – Ла-176, 1948 г. Вскоре на этом самолете была зафиксирована  сверхзвуковая скорость 1 105 км/ч  на высоте 7 тыс. м, что соответствует  числу М=1,02. Правительственная комиссия в составе И. Остославского, В. Матвеева, В. Струминского и других специалистов записала по этому поводу: «Такая скорость получена в СССР впервые… Материалы  летных испытаний самолета «176» представляют собой исключительную ценность для  нашей авиации». Скорость 1 105 км/ч, подчеркивает другой крупный ученый, генерал-полковник  авиации А. Пономарев, превосходила официальные мировые рекорды, установленные  к этому времени лучшими реактивными  самолетами зарубежной авиации и  зарегистрированные ФАИ.

С. Лавочкин решительно внедрял новшества и  смело экспериментировал. Герметические  кабины самолетов, наземные электронно-моделирующие стенды с применением ЭВМ, самолетные радиолокаторы, ракеты класса «воздух  – воздух» – многие проблемы современной реактивной авиации  и ракетостроения были впервые решены КБ Лавочкина.

Его зрелость и основная часть жизни пришлись на годы жесточайшего тоталитарного  режима. Ему страшно повезло: он не был репрессирован и не работал  в «шарашке», как А. Туполев, не умирал в ГУЛАГе, как С. Королев, его КБ не разгоняли, его ни разу насильственно  не увольняли за какие-то «пункты». Наоборот, он был обласкан Сталиным, Берией, другими лидерами Советского Союза. На внешний, поверхностный взгляд он выглядел этаким «сверхудачником». Про него говорили: «Этот счастливчик  Лавочкин!» 

Но такой  ли уж безоблачной была его жизнь? Он родился в семье учителя в Смоленске, детство прошло в Рославле. Детей было трое, Семен – старший. Семья с трудом сводила концы с концами: скромные заработки отца давали меньше, чем корова, огород и сад, и старший сын рано познал труд в «натуральном хозяйстве»7.

Информация о работе Авиаконструкторы