Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:36, реферат
Газотурбинные двигатели (ГТД) широко применяются в различных областях: в авиации, энергетике, судостроении, на транспорте. В связи с этим повышается значимость всех технико-экономических характеристик, определяющих качество двигателя. Особые требования предъявляются к надежности и ресурсу, как к главным факторам повышения экономической эффективности ГТД. Надежность и ресурс в значительной мере определяются уровнем вибрационной напряженности двигателей.
1. Понятия о вибрации двигателя
2. Параметры вибрации и единицы измерений
3. Математические модели вибрации
3.1 Квазидетерминированная вибрация
3.2 Квазигармоническая вибрация
3.3 Сумма квазидетерминированной вибрации и вибрационного шума
3.4 Амплитудно-модулированная вибрация
4. Общие требования к измерительной системе вибрации
5. Первичные источники информации
6. Погрешности измерений, связанные с датчиками
7. Современные датчики вибрации
7.1 Высокотемпературные акселерометры
7.2 Пьезорезистивные акселерометры
Заключение
Рис. 14. Влияние массы датчика на вибрацию пластин (а) и стержней (б)
Часто не удается прикрепить датчик непосредственно к объекту и приходится применять промежуточные крепежные устройства (кронштейны). Один из распространенных способов крепления к фланцам объекта показан на рис. 15. При наличии кронштейна условие (57) понимается так: низшая собственная частота колебаний системы датчики — кронштейн должна быть значительно выше высшей измеряемой частоты. Выполнить это условие часто весьма трудно, особенно при ограниченных опорных поверхностях фланцев. Масса индукционных датчиков относительно велика, а неизбежное отнесение центра масс датчиков от места крепления к объекту создает большие массовые моменты инерции. Участвующая в колебаниях масса кронштейна увеличивает суммарную массу и моменты инерции. При этом весьма вероятно влияние масс и моментов на колебания объекта. При недостаточно жестких фланцах низшая собственная частота может оказаться значительно меньше расчетной и увеличение жесткости кронштейна ничего не изменит. При суммарной массе датчиков 250—500 г при фланцевом креплении кронштейнов трудно поднять низшую собственную частоту выше 300 — 500 Гц. При этом кронштейн должен крепиться более чем двумя болтами и при достаточной затяжке.
В области высоких частот аналогичные ситуации создаются, например, при измерениях с помощью пьезодатчиков с резьбовым креплением (ИС-312). Дополнительные затруднения вносит контактная податливость. Возможны также резонансные колебания отдельных элементов датчиков. По этим причинам применение кронштейнов крайне нежелательно.
Рис. 15. Крепление датчика к фланцу
Условие (57) иногда оказывается недостаточным. В области частот , как правило, имеется множество установочных резонансов, особенно при креплении с помощью кронштейнов. Вследствие слабого естественного демпфирования крепежных устройств неизмеряемые высокочастотные колебания усиливаются во много раз. Поэтому даже при умеренной высокочастотной вибрации двигателя датчик подвергается воздействию сильной неизмеряемой вибрации с амплитудами ускорения в сотни . Воздействие интенсивной неизмеряемой вибрации может привести к искажению показаний датчика в рабочем диапазоне частот, к уменьшению его ресурса и даже к разрушению.
Одним из способов защиты датчиков является избирательная амортизация. Однокомпонентный датчик можно упруго подвесить таким образом, чтобы обеспечивалась передача без искажений лишь измеряемых составляющих, т.е. составляющих колебаний в направлении измерения с частотами до верхней граничной частоты измерений включительно. Частота резонансных колебаний в направлении измерения должна составлять примерно , чтобы не искажались показания датчика. Частоты остальных собственных форм могут находиться в рабочем диапазоне или ниже. Упругая подвеска датчика обязательно должна иметь глубокое конструктивное демпфирование во избежание нежелательных побочных явлений. Практически можно обеспечить отношение . Влияние неизмеряемой вибрации при этом исключается.
Рис. 16. Способы расстановки датчиков при парных замерах
Получаемая измерительная информация дает достоверные сведения о частотах колебаний, амплитуды же следует рассматривать как случайные величины, зависящие от временных и пространственных параметров. Для более достоверной оценки характера и интенсивности высокочастотной вибрации необходимо устанавливать датчики во многих точках и результаты измерений каким-либо методом обобщать. В настоящее время методика расстановки датчиков и интерпретации результатов не разработана.
Аналогичные искажения наблюдаются и на низших частотах. Это хорошо видно по результатам так называемых “парных” замеров. Два однотипных индукционных датчиков устанавливаются, как показано на рис. 16. Если датчики крепились непосредственно к площадке двигателя (рис. 16,а), то уже при частотах показания датчиков различались на 15 – 25%. Перестановка датчиков подтвердила влияние места установки. При установке датчиков на кронштейне рядом (рис. 16,б) различия достигали 30 – 40%. Наименьшие различие (5 –10%) были при установке по схеме (рис. 16,в), хотя полного совпадения тоже не наблюдалось. На более высоких частотах (200 –500 Гц) различия в показаниях “парных” датчиков более существенны.
Причиной погрешностей приклеиваемых пьезодатчиков может быть деформация пьезоэлемента, обусловленная деформацией объекта в месте приклейки датчиков. Пьезоэлемент в этом случаи работает как тензометр.
Погрешности могут быть обусловлены изменением характеристик датчиков со временем (старение, износ).
Все это показывает актуальность проблемы методических погрешностей, связанных с датчиками, особенно при измерении высокочастотных колебаний.
7. Современные датчики вибрации
7.1 Высокотемпературные акселерометры
Акселерометры серии АВС 059 - высокотемпературные пьезоэлектрические акселерометры с диапазоном рабочих температур до +600оС. Акселерометры предназначены для эксплуатации в неблагоприятных условиях окружающей среды и могут применяться при измерении, контроле и регистрации механических колебаний газовых и паровых турбин, двигателей самолетов, генераторов и других промышленных машин и оборудования в условиях воздействия высокой температуры. Акселерометры также используются в аппаратуре виброконтроля для промышленного мониторинга. Акселерометры имеют чувствительный элемент, работающий на растяжение-сжатие, изолированную электрическую схему, герметичный сварной корпус, обеспечивающий эксплуатацию в условиях высокой влажности. Акселерометры имеют высокую вибропрочность и надежность. Кабель акселерометра оканчивается розеткой РС4ТВ. Крепление акселерометра осуществляется при помощи двух винтов М2,5х10.
Таблица 2
Технические данные
(Все значения измерены при температуре +25 оС на частоте 100 Гц)
|
АВС 059 |
АВС 059-01 |
АВС 059-02 |
Коэффициент преобразования по заряду, пКл/g |
2,2 |
1,5 |
1 |
Частотный диапазон, Гц |
20 ...10000 |
20 ...10000 |
20 ...10000 |
Собственная частота, кГц |
30 |
40 |
50 |
Относительный коэффициент поперечного преобразования, не более % |
5 |
5 |
5 |
Емкость, пФ |
300 |
300 |
300 |
Нелинейность амплитудной характеристики, не более,% |
3 |
3 |
3 |
Сопротивление изоляции при н.у., не менее, Мом |
20 |
20 |
20 |
Физические характеристики | |||
Вид электрической схемы |
двухпроводная, изолированная от корпуса | ||
Масса, (без кабеля), г |
38 |
35 |
32 |
Материал корпуса |
Сталь 12Х18Н10Т | ||
Соединитель (разъем) |
РС4ТВ или высокотемпературный | ||
Крепление |
фланцевое - 2 винта М3 | ||
Защита от внешней среды |
сварной корпус | ||
Типу преобразующей аппаратуры* |
Девиз-7 |
Девиз-7 |
Девиз-7 |
*Примечание: Допускается использование любой другой стандартной аппаратуры.
|
АВС 059 |
АВС 059-01 |
АВС 059-02 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Рабочий диапазон температур, оС |
-60...+600 |
-60...+600 |
-60...+600 |
Верхний предел ускорений: |
|
|
|
Деформационная чувствительност |
0,009 |
0,009 |
0,009 |
Электромагнитная чувствительно |
0,00002 |
0,00002 |
0,00002 |
Акустическая чувствительность (6 кПа), %/кПа |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Рис. 17. Типовая частотная зависимость
Рис. 18. Типовая температурная зависимость
7.2 Пьезорезисторные акселерометры
Акселерометр АНЭ 211 – пьезорезистивный акселерометр с воздушным демпфированием. Чувствительный элемент выполнен в виде полного моста методом травления на кремниевой мембране. Такая схема обеспечивает возможность измерения постоянных ускорений одного направления. Имеет универсальное крепление: клеевое или при помощи шпильки М5. Предназначен для измерения вибрационных и ударных ускорений в широком диапазоне частот.
Технические данные
|
АНЭ 211 |
АНЭ 211-01 |
АНЭ 211-02 |
АНЭ 211-03 |
Коэффициент преобразования по напряжению, мВ/g*В |
0,6 |
0,3 |
0,1 |
0,06 |
Частотный диапазон, Гц |
0 ... 2000 |
0 ... 2000 |
0 ... 2000 |
0 ... 2000 |
Собственная частота, кГц |
4 |
4 |
4 |
4 |
Относительный коэффициент поперечного преобразования, не более, % |
5 |
5 |
5 |
5 |
Нелинейность амплитудной характеристики, не более, % |
5 |
5 |
5 |
5 |
Физические характеристики | ||||
Вид электрической схемы |
мостовая | |||
Тип чувствительного элемента |
Кремниевая мембрана | |||
Масса, (без кабеля), г |
6 |
6 |
6 |
6 |
Материал корпуса |
Сплав ВТ1-0 | |||
Соединитель (разъем) |
РС7ТВ | |||
Крепление |
шпилька М5 или клеевое | |||
Защита от внешней среды |
пыле-, влагонепроницаемый корпус | |||
Тип применяемого усилителя |
ВТ-5518 |
|
АНЭ 211 |
АНЭ 211-01 |
АНЭ 211-02 |
АНЭ 211-03 |
Эксплуатационные характеристики | ||||
Рабочий диапазон температур, оС |
-50...+50 |
-50...+50 |
-50...+50 |
-50...+50 |
Верхний предел ускорений: |
|
|
|
|
Деформационная чувствительност |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
Электромагнитная чувствительно |
0,00002 |
0,00002 |
0,00002 |
0,00002 |
Акустическая чувствительность (6 кПа), % /кПа |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Рис. 19. Типовая частотная зависимость
Рис. 20. Типовая температурная зависимость
Заключение
Информация о работе Вибродиагностика газотурбинных двигателей