Государственное регулирование и государственное хозяйствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17
Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование и государственное хозяйствование.docx

— 85.57 Кб (Скачать файл)

должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование

цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время  государство контролирует пятьдесят  процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с  давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование —  это не просто организационно-

управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь  важнейшим звеном экономических  знаний, государственное регулирование  тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с  системой государственного управления. Тесно связано государственное  регулирование с экономической  географией, регионоведением, муниципальным  менеджментом,

экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под государственным  регулированием понимается

система или совокупность взаимосвязанных  методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально- экономической жизни страны, в  том числе и на производство, обмен, распределение и потребление  производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к  набору методов и рычагов управленческого  воздействия на социально-

производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону  механизма регулирования. Главное  же содержание его определяется целевым  предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и  его взаимодействиями с другими  элементами системы государственного регулирования.

Суть государственного регулирования экономики можно  свести к следующему.

• Задачами государственного регулирования  экономики являются:

на начальном этапе переходного  периода – осуществление мер  по либерализации экономики; на втором этапе -  мер по стабилизации экономики  и на завершающем этапе - мер по повышению эффективности, поступательному  развитию.

• Государственное регулирование  экономики должно привести к балансу  взаимных интересов, т.е., с одной  стороны, оно должно обеспечить эффективный  ход экономических реформ, используя  при этом рыночные механизмы, а с  другой - добиться справедливости в  распределении доходов и ресурсов.

• Одной из задач регулирования  является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в  доходную часть бюджета, а также  на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно  руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.

• Задачей регулирования является разработка программ социально-

экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также  целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую  и отдаленную перспективу, в которых  должна быть выражена роль государства  в управлении.

• Государственное регулирование  должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально- экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством  четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

• Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

• Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных

различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная  поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

• Особенно важно государственное  регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают  малочисленные народы, а также  районов экологического бедствия.

• Государственное регулирование  является основой формирования

единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения  товаров, капиталов и рабочей  силы по всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование предполагает эффективное

функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования  в совершенствовании методики расчетов трансфертов.

 

Правовая основа экономики государства.

   На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. 
 
Внутренняя экономическая политика российского государства выражена , прежде всего в Конституции. Так, согласно ст.8 государство гарантирует определяющие принципы рыночной экономии, которые состоят в следующем: 
·        единство экономического пространства;  
·        свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;  
·        поддержка конкуренции. 
 
Согласно высшего правового акта страны в ведении государства находится “установление правовых основ единого рынка”, другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой политики и др. В то же время, у регионов нет обязанностей соблюдать правила “экономического пространства”. Следовательно, конкретное содержание этого понятия будет зависеть от развития законодательства Федерации и ее субъектов. 
Положение о “свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств” декларирует, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением других препятствий. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. 
   Поддержка государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция – самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста. 
   Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства.  
   Свобода экономической деятельности – другой основополагающий принцип рыночной экономики. Индивидуальное обогащение от данной деятельности служит интересам общества.

 

Антимонопольное регулирование.

   К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г. 
   Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом. 
   Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. 
   Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

 

Необходимость государственного регулирования экономики.

   Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. 
   С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. 
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. 
   При этом последователи А Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.  
   К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. 
   Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. 
   Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. 
   В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. 
   Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

 

Методы государственного регулирования экономики.

 

Вмешательство государства в экономические  процессы должно обеспечить прогрессивные  сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. Воздействие  государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции, как обмен

продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей  к экономии, увеличению доходов. В  развитых странах плановые инструменты  играют существенную роль в определении  стратегических целей развития, в  выделении приоритетных проблем, решение  которых требует участия всего  общества, в приобщении людей к  реализации общенациональных

экономических задач.

Плановые регуляторы -  это действия человека по налаживанию

конкретной экономической деятельности.

Рыночные регуляторы - объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей

товаров и услуг.

Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как  субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к  цели, обусловленные особенностями  функционирования рыночной экономики.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные

компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской  деятельности, а через государственные  расходы оно стимулирует фирмы  и предприятия,

удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и  косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

• определение стратегических целей  развития экономики и их выражение  в индикативных и других планах, целевых программах;

• государственные заказы и контракты  на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

• правовые и административные ограничения  и запреты по выпуску

определенных видов продукции  и т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических

процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве  и воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности. К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень обложения  и система налоговых льгот;

• регулирование цен, их уровней  и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия  обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования  экономики не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной  власти. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства  государства в процессы расширенного воспроизводства.

 

Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Государственное прогнозирование  не только позволяет предвидеть перспективы  развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку  более целенаправленное развитие.

При программно-целевом подходе обеспечиваются концентрация

ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой  или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом  воздействия на процессы воспроизводства  и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов  регулирования не может принести требуемых результатов.

Информация о работе Государственное регулирование и государственное хозяйствование