Государственное регулирование и государственное хозяйствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17
Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование и государственное хозяйствование.docx

— 85.57 Кб (Скачать файл)

К числу важных методов государственного регулирования экономики

относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни

в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта  управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного  планирования является координация, состоящая  в разработке мер и механизма  их реализации с учетом экономических  интересов каждого участника  и их взаимосвязи. Главный принцип  достижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам -  получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Эффективность системы индикативного  планирования может быть оценена  по двум направлениям. Во-первых, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными в стране за планируемый период. Во- вторых, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показателями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.

Необходимость планирования и прогнозирования  осознается правительством и экономической  наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного  пути государственного регулирования  в России кроме индикативного  планирования.

Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных

субъектов и дифференцированные для  их групп «правила игры» - ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и  т.п. Они являются инструментом регулирования  и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных  интересов.

 

Схематически система государственного регулирования экономики изображена на рис.1.

 

Экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России

Социально-экономическая  стратегия государства

Решаемые проблемы в рамках государственного регулирования экономики

Структурная перестройка  экономики

Размещение производительных

сил

Инвестиционная политика

Социальное обеспечение

населения

Внешнеэкономическая деятельность

Финансовая, налоговая

политика

Анализ и прогноз социально-экономического развития страны

Антимонопольные мероприятия

Государственные поставки

Научно-технический прогресс

Денежное регулирование

Охрана окружающей

среды

Приватизация собственности

Правовое обеспечение


 

 

 

Особенности экономической  политики государства.

 

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций  государства, осуществляется посредством  проведения экономической политики.

Экономическая политика - система  целенаправленных мер государства  в области управления экономикой. В обществе существует несколько  субъектов экономической политики. Прежде всего, это государство и  институты государства: федеральные, региональные, местные. Затем следуют  негосударственные: имеющие прямое влияние (профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы) и имеющие косвенное  влияние (партии, СМИ, влиятельные ). Над  этими двумя типами имеют влияние  надгосударственные субъекты – интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.) и межгосударственные советы (встречи "стран семерки" и т.д.). Их интересы сталкиваются как в сферах общего интереса, так и сферах противоречий. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя ) . Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования.

 Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

 Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны. Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться

только те цели, реализацию которых  не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют

иерархическую соподчиненность - "пирамиду целей":

- цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики;

- цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально  применять средства воздействия  на экономику требуется знать  их структуру. Во главе структуры  стоит общественное благосостояние и общественно-политические цели: свобода, порядок и безопасность. Экономическая  стабильность возможна лишь при соблюдении правил и норм в верхней части  структуры. Экономическая стабильность и

экономический рост являются основными  направлениями экономической политики. Под стабильностью понимают и  внутреннюю и внешнеэкономическую  стабильность, которые заключаются  в полной занятости населения, и  стабильности платежного баланса страны. Экономический рост зависит от правильного  структурирования поставленных целей  и задач по отраслям, регионам, инфраструктуре рынка. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых  мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные  инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем  создания организационно-институциональных  структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических  программ и прогнозов, поддержку  исследовательских центров и  др. К важнейшим экономическим  инструментам относят финансовый и  кредитно-денежный механизмы. В соотношении  их использования многое зависит  от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического  регулирования. До 1970-х гг., главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма  более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики  старт реформе 1992 г. был дан за счет активного использования кредитно-денежного  механизма. В настоящее время  в стране существует необходимость  в активном использовании обоих  инструментов посредством осуществления  бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

В современных условиях России государство  играет особую роль в функционировании экономики. Здесь выделим несколько  существенных моментов.

Во-первых, государство, осуществляя разгосударствление и приватизацию, создало значительный частный сектор, послуживший началом формирования рыночной экономики. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» . Приватизация — это возмездное отчуждение

имущества, находящегося в собственности, субъектов Российской Федерации, или  муниципальных образований, имущества (объекты приватизации), в собственности  физических и юридических лиц, которое  осуществляется в целях повышения  эффективности экономики, а также  в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению  к российским товаропроизводителям, приватизация, продолжающаяся в условиях переходного периода, явилась значительным финансовым источником, позволившим  решить ряд производственных задач, частично сдержать падение жизненного уровня населения, выплатить часть  внешних заимствований и обеспечить

своевременную выплату процентов  по ним.

Во-вторых, важнейшей функцией современного государства является обеспечение научно-технического прогресса. Эта функция означает, что государство должно взять на себя разработку научно-технических программ в важнейших сферах национальной экономики, и их финансирование. Это функция приобрела особо важное значение в связи с тем, что глобализация мировой экономики включает в себя как главный элемент переход к новому типу производства, к новой экономике. Важнейшая отличительная черта нового типа производства состоит в том, что ее стержнем выступают создание и обработка информации, внедрение телекоммуникационных технологий. В новой экономике информация - это не только новый элемент системы машин исследованной Марксом в «Капитале», а принципиально новый способ соединения всех элементов системы машин, что открывает невиданные ранее возможности повышения ее эффективности.

В-третьих, функцией государства можно считать регулирование производства в государственном секторе, а также прогресса в науке и технике.

Здесь необходимо выделить несколько  составных моментов. Прежде всего, это  управление федеральными целевыми программами  и их финансирование. В России финансирование этих программ предусматривается бюджетом на соответствующий год. В России в бюджете приводится перечень важнейших

народнохозяйственных программ. Так, в бюджете 2006 г. предусмотрено финансирование таких, например, программ, как фундаментальные  исследования содействия научно-техническому прогрессу, промышленность. Энергетика и строительство и много других целевых программ. Целевые научно-технические  программы имеются у большинства  промышленно развитых стран. Исключительно  большая значимость научно-технических  программ, регулируемых государством, определяется прежде всего тем, что  переход к экономике, производству нового типа или, как принято говорить, новой экономике происходит на основе глобализации — стратегического  направления развития мировой экономики. Это определяет необходимость для  государства рассматривать управление научно-техническим прогрессом как  важнейшее направление всей деятельности государства.

В-четвертых, функция государства - это регулирование валютно-финансовой сферы национального хозяйства.

Под экономической политикой принято  понимать систему мер по воздействию  на национальное хозяйство страны. Впервые теория экономической политики была детально разработана голландским  ученым, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в его произведении «Теория экономической политики» (1952 г.) . Я. Тинберген подробно обосновал  конкретные шаги разработки оптимальной  экономической политики.

Во-первых, соответствующие государственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, коей является обеспечение роста общественного благосостояния. Практически это осуществляется в форме терминов максимализации функции общественного благосостояния. Вслед за

этим, на основе функции общественного  благосостояния государственные органы (в России — Министерство экономического развития и торговли) должны рассчитать целевые показатели, т. е. конкретные цифры, характеризующие намеченный уровень благосостояния населения  страны.

Во-вторых, правительственным органам далее необходимо оценить значимость тех политических инструментов, которыми они реально располагают. Здесь имеется в виду соотношение сил различных партий в парламенте и другими общественными организациями.

 В-третьих, они должны исходить из выбранной модели национальной экономики, включающей в себя связанные между собой целевые показатели и инструменты для их достижения. Одновременно можно определить общественную силу выбранных политических мер.

Таким образом, экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

1. Кредитная политика включает:

  • нормирование банковских резервов;
  • варьирование учетной ставки банковского процента;
  • проведение операций на валютном рынке.

2. Бюджетная политика охватывает:

  • регулирование государственных расходов;
  • осуществление государственных закупок;
  • выпуск государственных внутренних хозяйств;
  • поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.

3. Фискальная политика предполагает:

Информация о работе Государственное регулирование и государственное хозяйствование