Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17
Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
В этой связи актуальной является проблема выработки концепции национального развития России и определения его приоритетов, учитывающих масштаб и динамику экономики, эффективность использования ее потенциала, степень развития рыночной инфраструктуры и финансовой системы, открытость экономики, состояние интеллектуального потенциала, уровень инновационности, социально-политическую стабильность и степень государственного воздействия на социально- экономические процессы.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Согласно этой концепции обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности является подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономическою курса.
Механизм подготовки и реализации концепции представляет систему органически связанных звеньев и направлений: законодательная база, основополагающие доктрины безопасности, институциональные формы и процедуры принятия решений, организаций их исполнения и контроля на всех уровнях государственного регулирования и управления по вертикали и горизонтали, формы и методы использования привлекаемых для обеспечения безопасности сил и средств.
На основе концептуальных положений
разрабатывается стратегия, представляющая
собой программу действий, набор
экономических технологий, которые
предназначены для
Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государственного регулирования экономики, должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая се стратегические целевые ориентиры, желаемого качества регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.
Государственная стратегия экономической безопа
Основы стратегии безопасности России разрабатываются и реализуются аппаратом законодательной и исполнительной власти через систему нормативных актов Президента, Правительства, Федерального собрания Российской Федерации. В 1994 г. Правительство сделало важный шаг по защите экономических интересов страны. Оно одобрило Основы стратегии экономической безопасности. Затем 29 апреля 1996 г. был подписан Указ Президента "О государственной стратегии экономической безопасности (Основных положениях)". Экономическая безопасность в этом документе определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством.
Макроэкономическая
стабилизация - важное направление деятельности государства
в условиях рыночной экономики -. Ее можно
определить как деятельность правительства,
направленную на обеспечение экономического
роста, полной занятости и стабильного
уровня цен. Главные инструменты в решении
этой задачи - фискальная и денежная политика.
Хотя многие теоретики, например монетаристы,
высказывают сомнения в возможности государства
вывести экономику на более оптимальный
равновесный уровень путем вмешательства
его в экономическую ситуацию, однако
любое правительство так или иначе проводит
денежную и фискальную политику. Каковы
бы ни были последствия, само по себе балансирование
бюджета не происходит, на объем денег
в обращении также влияют действия правительства.
Размещение ресурсов.
Наряду с макроэкономической сферой объектом
непосредственного воздействия государства
является и микроэкономика. Общепризнанным
достоинством конкурентной рыночной системы
является способность эффективно распределять
ресурсы. Но в определенных ситуациях,
таких как внешние эффекты, общественные
товары, несовершенство конкуренции и
т.д., возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для социально
справедливого решения этой проблемы.
Правительственный запрет или ограничения
на такие загрязнения, установление стандартов
безопасности (например, предельно допустимых
норм концентрации вредных и токсичных
веществ) заставляют производителей нести
дополнительные расходы на оборудование,
предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные
издержки ведут к сокращению объемов производства
до более оптимального уровня. В результате
уменьшается чрезмерное потребление ресурсов
данным производством. Переложить на производителей
издержки, связанные с побочными эффектами,
можно через особые налоги, отражающие
ущерб от загрязнения. Во многих случаях,
связанных с экологией стоит проблема
достоверной информации, бывает сложно
установить источник загрязнения, характер
ущерба. Внешние эффекты могут иметь и
положительные результаты для общества,
но приводить к чрезмерным издержкам у
производителей. В подобных вариантах
возникает необходимость в государственной
поддержке. Осуществляется она чаще всего
с помощью субсидий.
Перераспределение доходов
- распределение, которое обеспечивает
конкурентный механизм, приводит к социальному
расслоению и бедности в силу обстоятельств,
находящихся вне контроля человека, неподвластных
ему. Общество берет на себя заботу о неимущих
гражданах через налоговое перераспределение
доходов, принятие программ социальной
защиты. Например, выплаты по социальному
страхованию, медицинской помощи, пособий
по безработице и т.д. Государством финансируются
программы, обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости
от доходов семьи, субсидий на поддержание
цен на ряд сельскохозяйственных продуктов
и т.д.
Деятельность государства,
как субъекта имущественных отношений.
Источником формирования государственной
собственности выступают национализация
и собственно государственное предпринимательство
т.е. строительство предприятий за счет
казенных средств. Предприятия эти остаются
субъектами рыночных отношений, т.е. работают
в основном на коммерческих началах.
Казалось бы, государственная собственность
на инфраструктуру, которая начала складываться
еще в прошлые века (почта, телеграф, железные
дороги) является непременным условием
развивающейся экономики. Это далеко не
так. Государственная собственность на
инфраструктуру постепенно исчерпывает
себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности
государственного транспорта или энергетического
хозяйства, неизбежности их бюджетной
поддержки. Нынешнее состояние информатики
и средств связи позволяет организовывать
работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном
уровне.
Государственное предпринимательство
является сферой столкновения теоретических
концепций неоклассиков, уповающих на
действие рыночных сил, и государственников.
Действительно, современная рыночная
экономика невозможна без государственных
подпорок, хотя значение последних не
должно выходить за рамки необходимого.
Соотношение между рынком и государственным
вмешательством изменяется применительно
к ситуации.
Финансовая политика
государства. Мероприятия государства
по мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе
финансового законодательства страны
называются финансовой политикой. Направления
финансовой политики зависят от экономического
состояния страны. Кризисное положение
экономики предопределяет финансовую
политику, направленную, с одной стороны
на прекращение спада производства и на
стимулирование производства (например,
в виде отдельных налоговых льгот производителям),
на мобилизацию финансовых ресурсов в
целях их эффективного вложения в отдельные
отрасли экономики, а с другой - на сдерживание
всех социальных программ, сокращение
расходов на оборону и т.д. Соответственно,
при переходе экономики в другое состояние
меняются направления финансовой политики.
Фискальная политика
предполагает использование возможностей
правительства взимать налоги и расходовать
средства государственного бюджета для
регулирования уровня деловой активности
и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики
государства является изменение налоговых
ставок в соответствии с целями правительства.
Проведение фискальной политики - прерогатива
законодательных органов власти страны,
поскольку именно они контролируют налогообложение
и расходование этих средств.
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства
и играют одну из важнейших ролей в государственном
регулировании экономики. Развитие и изменение
форм государственного устройства всегда
сопровождается преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Государственный бюджет
- это подлежащая перераспределению часть
национального дохода. Бюджет организован
в виде баланса доходов и расходов за отчетный
период. Ведущую роль во всех странах играет
общенациональный или федеральный бюджет,
наряду с которым существуют областные
и местные бюджеты.
Дефицит бюджета и величина государственного
долга - это важнейшие показатели состояния
экономики. Дефицит бюджета - это та сумма,
на которую в данном году расходы бюджета
превосходят его доходы. В теории различают
активный и пассивный дефициты. Первый
возникает в результате превышения бюджетных
расходов, второй - в связи со снижением
налоговых и прочих поступлений (из-за
замедления экономического роста или
иных причин).
Причин бюджетного дефицита
может быть много:
· спад общественного производства;
· рост предельных издержек общественного
производства;
· массовый выпуск “пустых” денег;
· неоправданно “раздутые” социальные
программы;
· возросшие затраты на финансирование
ВПК;
· крупномасштабный оборот “теневого”
капитала;
· огромные непроизводительные расходы,
приписки, хищения, потери произведенной
продукции и многое другое.
Государственное хозяйствование.
Управление агропромышленным комплексом.
Агропромышленный комплекс как
отрасль экономики включает производство
сельскохозяйственной продукции, ее заготовку,
переработку и хранение.
Минсельхоз
России ответствен за продовольственное
обеспечение страны. Соответственно на
него возложены: разработка и реализация
политики государственного регулирования
сельского хозяйства, сферы переработки
и производства ресурсов, проведение мер
по развитию предпринимательства на основе
агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной
кооперации; проведение аграрных и земельных
преобразований; создание организационно-технических
и иных условий для функционирования государственного,
коллективного, кооперативного, акционерного,
фермерского и мелкотоварного секторов
сельского хозяйства; разработка и реализация
мероприятий по охране окружающей среды
и природных ресурсов в порученных отраслях
сельскохозяйственного производства
(полеводство, животноводство и т.п.), в
пищевой и перерабатывающей промышленности.
Минсельхоз
России также содействует развитию рыночных
отношений, всех форм собственности и
хозяйствования; разрабатывает меры по
приватизации и демонополизации, по созданию
продовольственных оптовых рынков и ярмарок;
осуществляет правовое регулирование
хозяйственной деятельности в рамках
своей компетенции. Оно участвует в разработке
и осуществлении ценового регулирования
в отраслях сельскохозяйственного производства;
оказывает государственную поддержку
сельскохозяйственных производителей;
осуществляет государственный контроль
за целевым использованием централизованных
финансовых, кредитных, валютных и материальных
ресурсов.
Государственным
заказчиком по закупкам и поставкам продукции
в продовольственные фонды для федеральных
государственных нужд также является
Минсельхоз России.
В компетенцию
Министерства входит размещение государственного
заказа на создание и производство сельскохозяйственной
техники; организация экономического
и научно-технического сотрудничества
в области сельского хозяйства и продовольствия
с зарубежными странами; выдача разрешений
на импорт химических средств защиты растений.
Управление промышленностью.
Промышленность
представляет собой важнейшую часть экономики
страны, основу ее экономической мощи
и обороноспособности. Это лицо страны
и показатель уровня ее развития, так как
является средоточием ее научно-технического
интеллектуального потенциала. Назначение
промышленности — обеспечить народное
хозяйство машинам и, оборудованием и
другими современными средствами производства,
выпускать пользующиеся спросом товары
для населения.
Понятие
промышленности охватывает ряд отраслей.
Некоторые их группы именуются комплексами:
военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный,
топливно-энергетический, атомный, агропромышленный.
Отрасли, в свою очередь, подразделяются
на объединения, предприятия и организации.
Управление транспортно-
Важнейшая задача транспорта
— своевременное и качественное удовлетворение
потребностей населения и народного хозяйства
в перевозках. От успешной работы транспортных
организаций напрямую зависит эффективность
промышленного и сельскохозяйственного
производства, развитие товарооборота
и торговли, состояние обороноспособности
страны. Транспортная система страны включает
в себя следующие виды транспорта: железнодорожный,
воздушный, морской, речной, автомобильный,
городской электрический и трубопроводный.
К транспорту тесно примыкает дорожное
хозяйство страны, поэтому часто их объединяют
в единый комплекс — транспортно-дорожный
Государственное управление транспортно-дорожным
комплексом представляет собой целенаправленную
организующую и распорядительную деятельность
уполномоченных органов государственной
власти, направленную на удовлетворение
потребностей населения и народного хозяйства,
а также государственных нужд в перевозках
и других видах транспортного обслуживания.
Главную роль в управлении практически
всеми видами транспорта играют федеральные
органы исполнительной власти. Органы
власти субъектов федерации организуют
транспортное обслуживание населения,
контролируют его состояние, обеспечивают
на своей территории развитие и содержание
сети автомобильных дорог общего пользования
и т.д. В этих целях ими создаются соответствующие
управления, департаменты, отделы. В ведении
органов местного самоуправления находится
городской автомобильный и электрический
транспорт общего пользования.
Федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику
и осуществляющим управление в области
транспортного комплекса, а также координирующим
деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти является
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Транспортный
комплекс включает в себя гражданскую
авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный,
городской электрический (включая метрополитен),
промышленный (кроме отнесенного к ведению
МПС РФ) транспорт и дорожное хозяйство
с входящими в них юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями,
которые осуществляют:
• перевозочную и транспортно-экспедиционную
деятельность;
• работы (услуги), связанные с обслуживанием
пассажиров, грузов, транспортных средств
и их экипажей;
• организацию использования части воздушного
пространства, которая в установленном
порядке определена для воздушных трасс
(внутренних и международных), местных
воздушных линий, районов авиационных
работ, гражданских аэродромов и аэропортов;
• обследование, проектирование, строительство,
реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных
дорог общего пользования, водных путей
сообщения и судоходных гидротехнических
сооружений, морских (за исключением рыбных)
и речных портов;
• изготовление и ремонт транспортных
средств и технологического оборудования
и иные работы, выполняемые входящими
в транспортный комплекс организациями.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены
основные методы и инструменты государственного
регулирования экономики. Видно, что в
арсенале государства имеется широкий
набор средств и методов регулирования
экономики.
Однозначно определить, где находится
грань между цивилизованным регулированием
экономики и грубым вмешательством в рыночные
механизмы на сегодняшний день очень трудно.
Со всей уверенностью можно лишь сделать
вывод от том, что государственное регулирование
экономики необходимо и обсуждать стоит
лишь степень государственного вмешательства
и его методы. Пожалуй, наиболее правильным
принципом здесь будет следующий: конкуренция
должна обеспечиваться везде, где возможно,
регулирующее воздействие государства
- везде где необходимо. И неприемлемы
меры “физического воздействия” на рыночные
механизмы, которые могут подорвать всю
экономическую систему.
Положение экономики Российской
Федерации остается сложным и противоречивым.
При сохранении низкой инвестиционной
активности не удалось ускорить структурную
перестройку экономики. Неотлаженная
система регулирования деятельности государственных
предприятий снижала результативность
усилий, направленных на стабилизацию
объемов производства. Медленно осуществлялась
аграрная реформа. Низкая степень исполнения
федерального бюджета не позволила улучшить
финансовое положение страны, увеличены
размеры внутреннего и внешнего государственного
долга. По-прежнему неудовлетворительной
остается финансовая дисциплина хозяйствующих
субъектов, что является одной из основных
причин кризиса неплатежеспособности.
Продолжала нарастать напряженность на
рынке труда, усилилась дифференциация
в уровнях доходов различных групп населения.
Серьезную опасность для дальнейшего
продвижения по пути реформ представляет
рост организованной преступности, коррупция
и криминализация предпринимательства.
Для сегодняшней России особенно
важно государственное регулирование.
После десятилетий тотального диктата
государства в экономике, высказываются
мнения о полном отказе от государственного
вмешательства в экономику. Видимо, истина,
как всегда, где-то посередине. Именно
поэтому для России важен мировой опыт
государственного регулирования экономики,
который и нужно изучать.
Список литературы.
1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. -1996. - №5
2. Арутюнова Г.И. Экономическая теория. М., 2003
3. Басовский Л.Е. Экономика. М.,2006
4. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 140 с.
Информация о работе Государственное регулирование и государственное хозяйствование