Лунная гонка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:24, реферат

Краткое описание

12 апреля 1961г. советский космонавт Ю. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Этому событию предшествовал запуск в Советском Союзе первого спутника Земли 4 октября 1957 года. Запад нуждался в ответной пропагандистской реакции. И вот, с весьма солидным 8-летним перерывом, весь мир узнает о высадке американских астронавтов на Луну. Вслед за первой высадкой последовали еще 5, но внезапно лунная программа в 1972г. была свернута.

Вложенные файлы: 1 файл

лунная гонка.docx

— 764.44 Кб (Скачать файл)

31 января 1971 года  стартовал Аполлон-14. 5 февраля 1971 лунный модуль совершил посадку.  Астронавты вернулись на Землю  9 февраля 1971. В ходе полёта  была проведена значительно большая научная программа, чем в экспедициях Аполлон-11 и Аполлон-12. Собрано 42,9 кг лунных пород.

  26 июля 1971 года  взлетел Аполлон-15. 30 июля Лунный  модуль совершил посадку. В  ходе этой экспедиции впервые  использовался лунный автомобиль, который также применялся в  полётах Аполлон-16 и Аполлон-17. Собрано  76,8 кг лунных пород. Астронавты  вернулись на Землю 7 августа  1971.

16 апреля 1972 года  был запущен Аполлон-16. 21 апреля  лунный модуль совершил посадку.  Собрано 94,7 кг лунных пород.  Астронавты вернулись на Землю  27 апреля 1972.

7 декабря 1972 года  — старт Аполлона-17. 11 декабря лунный модуль совершил посадку. Собрано 110,5 кг лунных пород. В ходе этой экспедиции произошла последняя на сегодня высадка на Луну. Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972.

Стоимость программы

В марте 1966 НАСА заявило  конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы Аполлон, в ходе которой  будет выполнено шесть высадок  на Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, составит приблизительно 22,718 миллиардов долларов.

Согласно Стиву  Гарберу, куратору сайта об истории  НАСА, окончательная стоимость программы  Аполлон была от 20 до 25,4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 135 миллиардов в долларах 2005 года. 

Отмененные  полёты

Первоначально планировалось  ещё 3 лунные экспедиции — Аполлон-18, -19 и -20, однако НАСА сократило бюджет, чтобы перенаправить средства на развитие Спейс Шаттла. Оставшиеся неиспользованными ракеты-носители Сатурн V и космические корабли Аполлон решили применить для программ Скайлэб и Союз-Аполлон. Из трёх Сатурнов V только один использовался для запуска станции Скайлэб, оставшиеся два стали экспонатами музеев. Корабль «Аполлон», участвовавший в программе «Союз-Аполлон», был запущен ракетой-носителем Сатурн-1Б. 
 

Советская лунная программа

Советская программа  лунных пилотируемых полётов — это  ряд проектов и две параллельно  реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей  целью исследование Луны с помощью  пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом советской  космической программы и длительное время была титульным проектом по своему значению и приоритетности.

Не смотря на то что СССР имел явное преимущество перед США в области освоения космоса, было принято решения отказаться от реализации пилотируемой человеком лунной программы по техническим причинам, приоритет был отдан автоматизированным  беспилотным модулям тип: Луноход. Всего было осуществлено 33 запуска подобных систем.

Из-за соперничества  между разными конструкторскими бюро проекты аналогичного предназначения одновременно и параллельно разрабатывались  в двух, а то и трёх из них. Так, разные варианты лунного корабля  разрабатывались в КБ С.П. Королёва и В.Н. Челомея, а сверхмощный носитель для полёта на Луну — в КБ Королёва, Челомея и М.К. Янгеля. Такое состояние дел было следствием плохой координации лунной программы и приводило к ненужному распылению сил и средств. Это стало одной из причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись. 

Сергей Павлович Королёв  - (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической  техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой  ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком  космоса. Благодаря его идеям  был осуществлён запуск первого  искусственного спутника Земли и  первого космонавта Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического  Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

Владимир Николаевич Челомей - (17 (30) июня 1914, Седлец, Российская империя (ныне территория Польши) — 8 декабря 1984, Москва) — советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962, член-корреспондент с 1958).

Михаил Кузьмич Я́нгель (25 октября (7 ноября) 1911, д. Зырянова, Иркутская губерния — 25 октября 1971, Москва) — выдающийся советский конструктор ракетно-космических комплексов.

Доктор технических  наук (1960). Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966). Дважды Герой  Социалистического Труда (1959, 1961). 
 

Исторические  этапы

Глава СССР Хрущёв получил  от президента США Кеннеди предложение  о совместной программе высадки  на Луну (а также запуска более  совершенных метеорологических  спутников), но, подозревая попытку  выведать секреты советских ракетных и космических технологий, он отказался. Для поддержания первенства в  освоении космоса советское правительство  вначале выдало конструкторскому бюро Королёва разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов, в том числе  облёта Луны собираемым на орбите комплексом 7К-9К-11К раннего проекта корабля «Союз».

Только спустя несколько  лет, с большим опозданием относительно США, 3 августа 1964 Постановлением правительства  была утверждена лунная пилотируемая программа СССР и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон» — «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н-1 — Л3) к 1968 году с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году.

Постановление содержало  полный перечень всех участников разработки систем для Л1 и Л3 и предписывало многосторонние работы, в которых, казалось, «никто не забыт и ничто не забыто». Тем не менее вопросы о детальном распределении работ — кто, кому и на какие системы выдаёт требования — дебатировались и ответы на них расписывались приватными решениями и протоколами ещё три года.

Проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций к Луне и на Луну начались ещё до принятия программы — в 1963 году. За два следующих года были выпущены рабочие чертежи ракеты Н-1 и появились первые эскизные проекты лунных кораблей.

Чтобы разобраться  в проектных противоречиях Королёва, Челомея и Янгеля, Устинов поручил НДИ-88 произвести объективную сравнительную оценку возможностей освоения Луны вариантами носителей Н1 (11А52), УР-500 (8К82) и Р-56 (8К68). По расчётам Мозжорина и его сотрудников для безусловного обеспечения приоритета над США следует с помощью трёх H-1 собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн. Для этого будет нужно три ракеты Н-1 или двадцать ракет УР-500. В этом случае будет обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. Все экономические расчёты были в пользу Н-1. Таким образом, Н-1 стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы и, как оказалось позже, главной причиной её неудачи. 

Лунный  отряд космонавтов

Лунная группа советского отряда гражданских космонавтов  при ЦКБЭМ в Центре подготовки космонавтов была фактически создана  в 1963 году. С 1965 г. группа была оформлена документально (как отдел подготовки космонавтов командиров и исследователей по лунной программе), в мае 1966 г. - утверждена Военно-промышленной комиссией, в феврале 1967 г. - сформирована окончательно.

Экипажами были Леонов—Макаров, Быковский—Рукавишников, Попович—Севастьянов, а также в группе были Волошин, Добровольский, Климук (командиры),  Артюхин, Воронов, Гречко, Ершов, Николаев, Хрунов, Горбатко, Волынов, Шонин, Куклин, Филипченко, Феоктистов, Кубасов, Волков и резервные по посадочной программе Л3 гражданские космонавты ЦКБЭМ Анохин, Долгополов, Бугров, Никитский, Пацаев, Яздовский. Официально созданную группу (отдел) возглавлял Быковский.

Группа долго и  тщательно (вплоть до полной готовности к 1968 г.) работала по лунно-облётной программе, а до и некоторое время после  её закрытия - также и по лунно-посадочной программе . Для подготовки астронавигации по звездам южного полушария группа командировалась в Сомали. Для отработки высадки на Луну космонавты использовали тренажёры и вертолёты.

По предварительным  назначениям, экипаж Быковский—Рукавишников должен был совершить первый облёт  Луны, а Леонову предстояло стать  первым космонавтом СССР (а при удачном стечении обстоятельств - и мира) на Луне.

Ввиду проигрыша  СССР обоих этапов «лунной гонки», подготовка космонавтов по лунно-облётной программе была прекращена в марте 1969 г., по лунно-посадочной - в ноябре 1969 г. 

Пилотируемый  облёт Луны (комплекс УР500К/«Протон»—Л1/«Зонд»)

Согласно проекту  Л1, космонавты должны были выполнить облёт Луны в специально разработанном только для этой цели корабле «Союз-7К-Л1» («лунный-первый»). Этот корабль был схож и в некоторой мере унифицирован с предназначенным для полётов по околоземной орбите кораблём «Союз-7К-ОК» («орбитальный корабль»), известным широкой публике просто как «Союз». Главные отличия корабля «Союз-7К-Л1» от «Союз-7К-ОК» — отсутствие орбитального отсека, усиленная теплозащита спускаемого аппарата для входа в атмосферу со второй космической скоростью, система навигации и ориентации по звёздам, система дальней связи с параболической остронаправленной антенной. Для запуска корабля использовалась 3-ступенчатая РН «Протон», которая была создана ранее и, несмотря на значительное число неудачных запусков в начале эксплуатации, была сертифицирована как второй после РН «Восток»/«Союз» носитель СССР для пилотируемых полётов.

Интересной особенностью проекта был способ входа в  атмосферу при возвращении на Землю. Планировался вход в атмосферу  над южным полушарием Земли, при  этом за счёт аэродинамических сил  спускаемый аппарат снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась  со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР (американские «Аполлоны», садившиеся с одного «нырка», приводнялись в низких широтах в океане).

В программе было заложено изготовление 15 кораблей (из которых стартовало 14) 7К-Л1 и было предусмотрено как минимум два  пилотируемых полёта после проведения трёх полностью успешных («зачётных») беспилотных отработочных полётов. Реализация программы отставала  от графика, согласно которому после  проведения беспилотных испытаний  первый пилотируемый облёт на корабле  вокруг Луны должен был состояться уже в середине 1967 г.

План-график полётов  кораблей 7К-Л1 (от начала 1967 года):

Миссия Цель Дата
беспилотный полёт  по высокоэллиптической орбите февраль-март 1967
беспилотный полёт  по высокоэллиптической орбите март 1967
беспилотный облёт  Луны май 1967
беспилотный облёт  Луны июнь 1967
первый в мире пилотируемый облёт Луны июнь-июль 1967
беспилотный или  пилотируемый облёт Луны август 1967
беспилотный или  пилотируемый облёт Луны август 1967
беспилотный или  пилотируемый облёт Луны сентябрь 1967
10Л беспилотный или  пилотируемый облёт Луны сентябрь 1967
11Л беспилотный или  пилотируемый облёт Луны октябрь 1967
12Л пилотируемый облёт  Луны октябрь 1967
13Л резерв  
 

В СССР для обеспечения  приоритета по первому в мире облётному  пилотируемому полёту старт пилотируемого  корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы Л1 планировался на 8 декабря 1968 года. Ввиду того, что предыдущие беспилотные полёты кораблей Л1 были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, столь рискованный полёт был отменён — несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (спускаемый аппарат был спасен системой аварийного спасения).

Последний беспилотный  полёт корабля «Союз-7К-Л1» под  названием «Зонд-8» произошёл  в октябре 1970 г., после чего программа  Л1 была окончательно прекращена. 

Информация о работе Лунная гонка