Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:24, реферат
12 апреля 1961г. советский космонавт Ю. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Этому событию предшествовал запуск в Советском Союзе первого спутника Земли 4 октября 1957 года. Запад нуждался в ответной пропагандистской реакции. И вот, с весьма солидным 8-летним перерывом, весь мир узнает о высадке американских астронавтов на Луну. Вслед за первой высадкой последовали еще 5, но внезапно лунная программа в 1972г. была свернута.
Высадка на Луну (комплекс Н1—Л3)
Руководством СССР
была поставлена задача обеспечения
приоритета также и по первой в
мире высадке на Луну. Это предусматривалось
первым постановлением 1964 года в общем,
а постановлением от начала 1967 года
первая экспедиция была предписана на
третий квартал 1968 года. Первые два
в 1969 году (до первой американской экспедиции),
как и два последующих, испытательные
запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя
Н-1 закончились неудачей.
Рассматривался ряд
разнообразных проектов высадки
на Луну: несколько запусков и сборка
лунного корабля из отсеков на
околоземной орбите, прямой полёт
на Луну (без расстыковки на окололунной
орбите) и т. д. Для «прямого» полёта
ОКБ-52 Челомея предложило разработать
свой корабль ЛК-700 на базе своего носителя
УР-700. Этот проект как более технически-сложный
и дольше реализуемый был отклонён. Ввиду
бо́льших наработок и меньшего технического
риска к реализации в развернувшейся лунно-посадочной
программе был выбран и доведён до стадии
беспилотных испытательных запусков и
полётов проект КБ Королёва Н-1-Л3 с одно
пусковым стартом с Земли и разделением
кораблей-модулей у Луны на два — остающийся
на лунной орбите и совершающий посадку
с последующим взлётом и стыковкой. В ходе
разработки этого проекта как вариант
рассматривался, но в итоге был отклонён
вариант «подсадка» с запуском всего комплекса
Л3 одним пуском ракеты Н-1, но без космонавтов,
которые должны были доставляться на борт
Л3 отдельным пуском корабля «Союз».
Постановлением 1964 года были назначены основные главные конструкторы и организации, ответственные не только за носитель Н1, но и за весь комплекс Н-1-Л3. Главными разработчиками частей, складывавших комплекс Н1-Л3, были назначены:
Проект Н1—Л3 в своей основе повторял американский проект «Аполлон». В нём также предусматривался вывод одним запуском на промежуточную орбиту, а затем на траекторию полёта до Луны связки из двух кораблей-модулей, один из которых должен был оставаться на окололунной орбите, а другой — совершить посадку на Луну. Далее лунный корабль должен был взлететь с Луны и состыковаться с орбитальным кораблём, после чего орбитальный корабль перешёл бы на траекторию полёта до Земли. Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль пребывал в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль «Аполлон».
Основными частями
ракетно-космической системы
Лунный орбитальный корабль был очень схож и значительно унифицирован с околоземным орбитальным кораблём «Союз-7К-ЛОК», также состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет»).
Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй — ждать возвращения своего товарища на окололунной орбите.
Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для беспилотных лётных испытаний на носитель Н-1 при четвертом (и последнем) его запуске в ноябре 1972 г., но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.
Лунный корабль ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном отсек. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунный посадочный модуль имел четыре ноги - опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки.
Лунный корабль
ЛК Т2К трижды успешно испытывался
на околоземной орбите в беспилотном
режиме под названиями «Космос-379»,
«Космос-398» и «Космос-434»
План-график полётов кораблей Л3 (от начала 1967 года):
Миссия | Цель | Дата |
3Л | макеты при испытаниях Н1 | сентябрь 1967 |
4Л | резерв | |
5Л | беспилотные ЛОК и ЛК | декабрь 1967 |
6Л | беспилотные ЛОК и ЛК | февраль 1968 |
7Л | пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК | апрель 1968 |
8Л | пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р | июнь 1968 |
9Л | пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК | август 1968 |
10Л | пилотируемые ЛОК и ЛК с первой в мире высадкой космонавта на Луну | сентябрь 1968 |
11Л | пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р | |
12Л | пилотируемые ЛОК и ЛК с высадкой космонавта на Луну | |
13Л | резерв |
Ракета Н-1 в основном
была спроектирована раньше, чем лунный
комплекс Л3. При проектировании его
кораблей-модулей —
Последний пуск ракеты
Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г. — меньше
чем за месяц до последнего полёта
на Луну по программе «Аполлон». После
чего было решено, что перспектива
побывать на Луне намного позже того,
как американцы завершили свою лунную
программу, не оправдывает затраченных
на неё сил и средств. В мае
1974 г. дальнейшие работы с носителем
Н-1 — а вместе с ними и вся
программа Н-1—Л3 — были окончательно
закрыты.
Результаты программы
Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров, наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин).
Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. П. Мишина, которого 22 мая 1974 г. сняли с должности Главного конструктора ЦКБЭМ. В тот же день было подписано правительственное постановление о преобразовании ЦКБЭМ в НПО «Энергия» и о назначении В. П. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1, издав при этом приказ о её полном уничтожении.
В целом же историки
отечественной космонавтики ныне считают,
что крах советской лунной программы
с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен
не только экономическими трудностями
тех лет и расколом среди главных конструкторов,
но ещё и установкой руководства страны
по этому проекту. Правительством не была
чётко просчитана его финансовая сторона,
и потому, когда дело дошло до выделения
для него необходимых средств, руководители
страны потребовали от конструкторов
соблюдать режим экономии.
Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами.
Так или иначе, несмотря
на отставание в пилотируемых лунных
программах и в качестве некоторой
компенсации, в СССР параллельно
им были развёрнуты также программы
автоматических лунных межпланетных станций
и самоходных аппаратов. За несколько
дней до американской высадки «Аполлона-11»
двумя советскими автоматическими
межпланетными станциями («Луна-15»
и предыдущая) были предприняты попытки
по первой в мире доставке на Землю лунного
грунта, оказавшиеся неудачными. СССР
смог получить первые образцы лунного
грунта через год — с помощью АМС «Луна-16»
в 1970 году, после чего доставка небольших
порций грунта (в сумме составивших несколько
сотен граммов) была повторена ещё два
раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973
гг.) на Луну доставлялись и успешно работали
в течение нескольких недель первые в
мире телеуправляемые с Земли советские
лунные самоходные аппараты «Луноходы».
Лунный заговор
Аргументы сторонников
«Лу́нный за́говор» — теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969—1972) высадка людей на Луну не производилась, фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.
(В 1970 г. вышла книга математика Дж. Крайни , в которой он поставил факт высадки под сомнение. В своей книге Билл Кейсинг сформулировал основные аргументы теории лунного заговора:
Сторонники теории
«лунного заговора» утверждают, в
частности, что на фотографиях и
в кинофильмах о посадках на Луну
есть противоречия, а некоторые даже,
что осуществление таких