Поддержка и развитие конкуренции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать современное состояние конкуренции и специфики ее государственной поддержки в РФ.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению государственной политики поддержки конкуренции;
2. Выявить специфику форм и методов государственной поддержки конкуренции в РФ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения государственной политики поддержки конкуренции;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Формы и методы государственной политики поддержки конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Махияновой Э.Р..docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

                                       Введение

              Конкуренция, по общему признанию экономистов, является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночного механизма. Именно благодаря конкуренции рынок становится кибернетической системой (системой с обратной связью), обеспечивающей: установление цен, которые отражают уровень платежеспособного спроса на тот или иной товар; перемещение капиталов из сферы с меньшей эффективностью в сферы более эффективного их применения; развитие технического прогресса.По словам П. Самуэльсона, конкуренция позволяет находить ответы на следующие вопросы:

  • что производить (какие удовлетворять потребности);
  • для кого производить (какой занять сегмент рынка);
  • как производить (с помощью какой технологии).

Для того чтобы сформировалась и функционировала  совершенная конкуренция, необходимо государственное регулирование  предпринимательской деятельности, создающее "сдерживающие и уравновешивающие факторы", которые защищали бы предпринимателей от недобросовестных конкурентов.

       Актуальность  этой темы заключается в том, что механизм конкуренции является составной частью экономического управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции, ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

          В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Научная значимость данной работы состоит в  оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой  проблематике. Практическая значимость работы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

     Объект  исследования  - система реализации Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции.

     Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции.

     Цель  курсовой работы – исследовать современное состояние конкуренции и специфики ее государственной поддержки в РФ.

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

     1. Рассмотреть теоретические подходы  к изучению государственной политики поддержки конкуренции;

     2. Выявить специфику форм и методов государственной поддержки конкуренции в РФ в современных условиях;

     3. Показать пути решения выявленных  проблем и сделать расчет путей  их решения государственной  политики поддержки конкуренции;

     4. Провести Обозначить тенденции  развития тематики Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции.

           Работа состоит из введения, двух глав , выводов (заключения), списка использованных источников и литературы, и приложений.

     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и охарактеризованы источники информации.

     В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции.

     Глава вторая имеет аналитический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции, сделаны выводы и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Формы и методы государственной  политики поддержки конкуренции

    1. Понятия и условия поддержки конкуренции
 

     Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более  мощный и действенный, чем любой  иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления.

     Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

     Она способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

     Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образам, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Основные  условия возникновения  конкуренции:

         1. полная хозяйственная (экономическая)  обособленность каждого товаропроизводителя;

         2. полная зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка;

         3. противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.1

     Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. 2 
 
 
 

    1. Цели  и задачи защиты конкуренции

            Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка. Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».                              В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.3

          Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

  • «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
  • «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей». 4

           Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.5

           Выигрыш общества обеспечивают следующие условия, соответствующие эффективной конкуренции:

1) минимальные  производственные затраты;

2) равенство  цены предельным затратам;

3) нулевая сверхприбыль;

4) отсутствие  неудовлетворенного спроса. 6

           Преимущества конкуренции также заключаются в наличии у предпринимателей сильных стимулов к разработке и внедрению инноваций, технологических нововведений, оперативному реагированию на требования потребителей, чтобы противостоять ценовому давлению. При конкурентной рыночной структуре ни один отдельный хозяйствующий субъект не может оказать решающего влияния на рынок.

            Если же на рынке возникает монополия или ситуация доминирования, когда один или несколько хозяйствующих субъектов контролируют основную часть рынка и могут оказать на него воздействие, то это приводит не только к значительному превышению ценами затрат и снижению вследствие этого благосостояния населения. В условиях монополии (доминирования) фирмы необоснованно увеличивают свои издержки, что приводит к падению производительности. По мнению многих исследователей, потери общества от таких действий даже превышают потери от завышенных цен. Кроме того, фирмы, обладающие монопольной властью или желающие получить ее, как правило, направляют свободные ресурсы на рекламу, лоббирование, попытки получить монополию в «регулируемой» или «поддерживаемой» отрасли. Это может создавать олигархическую угрозу попыток «захвата государства». Необходимо отметить и то, что с точки зрения общества, монополистическая прибыль является незаработанной и поэтому (в случае возникновения) подлежит перераспределению.7

              Значимость благоприятной конкурентной среды как фактора развития российского предпринимательства чрезвычайно высоко оценивается самим предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

Информация о работе Поддержка и развитие конкуренции в РФ