Поддержка и развитие конкуренции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать современное состояние конкуренции и специфики ее государственной поддержки в РФ.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению государственной политики поддержки конкуренции;
2. Выявить специфику форм и методов государственной поддержки конкуренции в РФ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения государственной политики поддержки конкуренции;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Формы и методы государственной политики поддержки конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Махияновой Э.Р..docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

              Пресечение монополистической деятельности - собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.16

               Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала  практика их формирования в соответствии с административно-территориальным  делением Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный орган, как установлено  п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации  и Законом, наделяет территориальные  органы полномочиями в пределах своей  компетенции.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

• государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

• направляет в Правительство Российской Федерации  предложения по вопросам совершенствования  антимонопольного законодательства и  практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных  актов, касающихся функционирования рынка  и развития конкуренции;

•дает рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

• разрабатывает  и осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения;

• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и  ликвидации хозяйствующих субъектов;

• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных  обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих  субъектов либо к ограничению  конкуренции.

Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.17

Особую  роль в формировании правового поля  конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных  законов и иных правовых актов  по вопросам регистрации юридических  лиц, лицензирования, защиты конкуренции  на финансовых рынках, конкурсного  порядка распределения заказов  на поставку продукции для государственных  нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация  данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения  законодательства и злоупотребления  со стороны власти, даст возможность  и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

                     Вывод: антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

    Глава 2. Перспективы  развития форм и методов государственной политики поддержки конкуренции

    2.1 Современное состояние  конкуренции в  России и

    основные  ее проблемы

           Действительно,   можно    согласиться    с    тем,    что государственное регулирование необходимо. Причем необходимо  оно  по двум основным направлениям:

           1. Защита конкуренции и препятствие  монополизму;

           2. Регулирование деятельности естественных  монополий.

Реализация  задачи  защиты  конкуренции   и   препятствия монополизму предусматривает:

           - анализ сложившихся товарных  рынков,  поведения  на  них предприятий и различных их  объединений,  не  являющихся  субъектами естественной монополии;

           - формирование  необходимых  организационно-экономических предпосылок  для  эффективной  конкуренции  на   рынках   Российской Федерации;

           -  установление  и  поддержание   единого   экономического пространства на территории Российской Федерации;

           - создание системы государственного  контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

           -  создание   правовых   и   организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков,

формирования  цен и тарифов на социально  значимые  товары  и  услуги,

отнесенные  к сфере временной монополии;

           - учет структуры рынка  при   приватизации  предприятий  в целях   повышения   конкурентоспособности   и    эффективности    их деятельности;

           - развитие предпринимательства.18

         Такое государственное  регулирование  рынка  способствует развиттию  конкурентных  отношений   и   препятствует   установлению государственного монополизма.  В  тоже  время  стоит  отметить,  что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование.

          В интервью 17  апреля  2000  года  газете  «Аргументы  и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал,  что  свою главную цель  он  видит  в  использовании  уникальной  возможности превращения страны в благополучную и  конкурентоспособную  державу. Построить конкурентоспособную  державу  возможно  только  лишь  при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных  задач и целей России.

            Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию  конкурентной  среды  в  экономике  России  должны   вести Министерство   образования   России,   Отделение   экономики   РАН, Министерство экономического развития и  торговли  РФ,  Министерство промышленности,  науки  и  технологии  РФ,  Министерство  экономики России,  Госстандарт   России   и   некоторые   другие   структуры. Безусловно, немаловажная  роль  в  процессе  создания  конкурентной среды в экономике России должна отводиться  и  самим  хозяйствующим субъектам.19

           Концепцию  создания  конкурентной  среды   и   повышения конкурентоспособности  России   следует   формировать   на   основе экономических  законов  рыночных  отношений,  законов  организации, научных  подходов,  принципов  и   методов   управления,   принципа всеобщности  участия  и   повышения   качества   работы.   Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

           Как пишет Майкл Портер, в своей  статье «Конкурентные преимущества стран» журнал Harvard Busines Reviev: «Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы» (См. Приложения 4)

                       К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс  на  создание  конкурентной  среды   и   построение   рыночной экономики,  тем  не  менее,   в  России  до  сих  пор   отсутствует полноценная законодательная,  нормативно-методическая  и  ресурсная база, соответствующие  государственные  и  общественные  структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности  различных объектов.  Государство  пока  не  смогла  создать  предпосылки  для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

                 В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения  конкурентоспособности   различных   отраслей   народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь  в  отдельных  отраслях  народного  хозяйства  и  носят случайный  характер.  В  тоже  время  в  любой  отрасли   народного хозяйства имеется сегодня достаточно  большое  количество  проблем, препятствующих   созданию   конкурентной   аренды.   Более    того, большинство  этих  проблем  одинаково  практически  для  всех  сфер деятельности и  решить  их  возможно  только  на  основе  разумного сочетания и применения  различных  экономических  законов,  законов организации, научных  подходов,  принципов  и  методов  управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.20

           Как  уже  отмечалось,  существует   достаточно   большое количество  общих  проблем,  препятствующих  созданию   полноценной конкурентной среды в экономике  России.  Стоит  заметить,  что  эти проблемы имеют самые различные аспекты, и  направления  их  решения лежат в  различных  сферах.  Это  и  сферы  государственной  власти (законодательная, исполнительная власти),  и  в  сфере  экономки  и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.21

           Очевидно, что построение конкурентной  среды в  экономике России   возможно   только   при   взаимодействии    всех    ветвей государственной власти, всех  государственных  и  негосударственных структур,  то  есть  при  содействии  всех  структурных   элементов экономики. Только общий подход  поможет  решить  проблемы  создания конкурентной среды в экономике России.  Остановимся  подробнее  на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.  

            В интервью с директором  Департамента развития конкуренции А.А. Пироженка, журнал «Рост», можно узнать, что: «…программы направленные на развитие конкуренции ни так уж много. Обязательно нужно выделить приоритеты, а не распылять усилия. Программа должна предусматривать несколько магистральных направлений, при этом каждому жителю области должно быть понятно, что ему дает развитие конкуренции. Должно быть четкое построение: анализ – приоритет –меры – сроки реализации – эффекты» (см. Приложение 2)

           Одной из основных проблем в  создании  конкурентной среды в экономике России  является  слабая  стыковка  и  интеграция права с       другими  отраслями  науки,  недостаточное  применение системного и      других научных подходов.  Существенные  трудности создает    неконкретность  и  неоднозначность   толкования   многих нормативных  актов,  и  низкий  уровень   профессионализма   многих работников, разрабатывающих законы.22

           Большие  трудности  в   создании  конкурентной  среды   в экономике России  возникают  в  результате  отсутствия  комплексной стратегии  развития  страны  на  длительный   период,   учитывающей экономические,  технические,  организационные  и  другие   аспекты. Не может не  оказывать негативного  воздействия  на создание конкурентной среды  в  экономике  России  низкое  качество экономического обоснования  решений,  отсутствие  на  всех  уровнях управления  системы  менеджмента,  ориентированной  на   достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и  правовое  обеспечение  управления  экономикой.  Осложняет  также положение низкая эффективность использования ресурсов,  непонимание необходимости  перехода  экономики  страны  на  инновационный  путь развития.

          Не может не являться проблемой в  создании  конкурентной среды в экономике России  отсутствие  научно  обоснованной  системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов  для  условий  рыночных отношений. Негативное  воздействие  здесь  также  оказывает  низкий уровень  заработной  платы  работников  образования   и   культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.23

Информация о работе Поддержка и развитие конкуренции в РФ