Поддержка и развитие конкуренции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать современное состояние конкуренции и специфики ее государственной поддержки в РФ.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению государственной политики поддержки конкуренции;
2. Выявить специфику форм и методов государственной поддержки конкуренции в РФ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения государственной политики поддержки конкуренции;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Формы и методы государственной политики поддержки конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Махияновой Э.Р..docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)
    1. Формы и методы государственной политики

    поддержки конкуренции 

                Для того чтобы сформировалась и функционировала совершенная конкуренция, необходимо государственное регулирование предпринимательской деятельности, создающее "сдерживающие и уравновешивающие факторы", которые защищали бы предпринимателей от недобросовестных конкурентов. Поэтому Филип Котлер в качестве первой причины возникновения и существования государственного регулирования предпринимательской экономики и принятия соответствующих законов называет "необходимость защитить фирмы друг от друга", необходимость "дать определение понятию “недобросовестная конкуренция” и предотвратить ее проявления".  Об этом пишут и многие другие известные экономисты. В частности, авторы одного из самых популярных учебников по экономике Макконнелл и Брю также указывают на необходимость защиты конкуренции со стороны государства как на одну из причин государственного вмешательства в хозяйственную жизнь общества.

                Действительно, конкурентная борьба предпринимателей неизбежно ведет к появлению предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение на том или ином рынке, следствием чего становятся подрыв состязательности, торможение технического прогресса, снижение динамизма развития экономики и другие негативные явления. Поэтому необходимость государственной поддержки конкуренции ни у кого не вызывает сомнения.    

 Существует  по крайней мере два метода  защиты конкуренции: 

1)введение  запретительных мер на монопольную  деятельность

2)регулирование  цен на продукцию естественных  монополий. 8

                  Для нашей страны вопросы поддержки и развития конкуренции приобретают особое значение, поскольку структура экономики была ориентирована на хозяйственный механизм, исключающий конкуренцию в качестве формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

                 Необходимость в государственной поддержке конкуренции возникла в нашей стране в связи с переходом к рынку, с необходимостью использования рыночных механизмов. Развитие нашей промышленности в течение многих десятилетий было ориентировано на всемерное использование преимуществ крупного производства, его специализации и концентрации. В результате этого у нас оказался чрезвычайно высоким удельный вес продукции, производимой предприятиями-монополистами.

                  Все это потребовало создать специальную правовую основу, позволяющую проводить практическую работу по государственной поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Основополагающим документом стал Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", принятый 22.03.91 г. В дальнейшем в него были внесены изменения и дополнения, и в настоящее время он действует в редакции от 06.05.98 г.9

                Однако антимонопольное законодательство не ограничивается указанным правовым документом - оно опирается прежде всего на Конституцию, а также на другие федеральные законы и указы Президента. Напомним, что в Конституции записано: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 34).

                    Целями действующего Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются:

1) создание  организационно-правовых основ предупреждения  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции,  их ограничения и пресечения  этих явлений, если они уже  возникли;

2) обеспечение  условий для создания и эффективного  функционирования товарных рынков.10

                Для проведения государственной антимонопольной политики созданы специальные государственные структуры:

- федеральный  антимонопольный орган - Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства;

- территориальные  антимонопольные органы, подведомственные  этому министерству.11

                  Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

                  Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию.

                  Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

     Методы  антимонопольного регулирования:

     1.ограничение  монополизации рынка;

     2. постоянный государственный мониторинг;

     3. запрещение установления монополистических  цен;

     4. сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.12

              С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

               Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, т. к. в обществе давно сложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть «укрощена». Поэтому основной задачей есть поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

  Две основные формы борьбы с монополиями:

  1) предупреждение создания монополий;

  2) препятствование использования монопольной власти.

             Формами государственной политики поддержки конкуренции называют те инструменты, с помощью которых, государство воздействует на  экономический процесс, направленная на поддержку (защиту) конкуренции, к ним относиться:

  1)правовое  законодательство

  2) государственный контроль над биржами

  3) аудиторская деятельность 13

              Правовое законодательство - формирование законов, законы функционирования различных АО, законы отношений между различными АО. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Включает в себя антимонопольное законодательство.

             Контроль над биржами - это контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осуществление биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.

               Аудиторская деятельность – осуществляет свою деятельность с целью выявления как предприятие выполняет принятые государством законы. Ее проводят аудиторы, которым предъявляются очень высокие требования.

     В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы  государственного регулирования:

       

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.14

     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  – политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    • повышению качества жизни;
    • защите окружающей среды и др.

                 Методами государственной политики поддержки конкуренции называются способы воздействия государства на экономический процесс, различают:

  1. Прямые методы оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т. д.
  2. Косвенные методы -  оказывают глобальное воздействие на всю экономику (их все принимают как должное), связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую систему государство оказывает воздействие на экономику, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей производства и наоборот.
  3. Налоговый мультипликатор. Виды налогов: налог на доходы; налог на имущество; на прирост доходов; на оборот; акцизы. Налоговые поступления являются одним из источников расходов из государственного бюджета. Оказывают влияние на процесс производства. Политика по регулированию с помощью налогов и расходов государственного бюджета называется фискальной политикой. Рассматривают 2 вида: дискретная – применение государством решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением; внутренние стабилизаторы.
  4. Методы прямого регулирования производства – прямая поддержка дотациями; поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование НТП; финансирование экономических программ; финансирование соц. сферы; введение стандартов, за невыполнение – санкции; государственные заказы на конкурентной основе.15
 
    1. Система антимонопольных  органов и порядок  их формирования.
 

                В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти - федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях:

              Во-первых (и это, по мнению автора, основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

              Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

               Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

              Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Информация о работе Поддержка и развитие конкуренции в РФ