Проблемы становления демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:46, реферат

Краткое описание

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.

Содержание

Оглавление……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………….3
Понятие демократии……………………………………………...5
Основные принципы демократии..........................................7
1.2.1 Свобода личности в сфере экономической деятельности…..8
1.2.2 Равенство всех перед законом и судом……………………….8
1.2.3. Наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод……………8
1.2.4. Решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию………………………………………...9
1.2.5. Равные возможности участия в политической жизни для всех граждан……………………………………………………………….9
1.2.6.Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную……………………………………………………………11
1.2.7. Политический плюрализм и многообразие мнений………12
2. Проблемы демократии в России……………………………….14
3. Мнения на современную демократию Российских лидеров…17
Заключение…………………………………………………………..20
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политология . Реферат.docx

— 51.58 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Оглавление……………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………….3

  1. Понятие демократии……………………………………………...5
    1. Основные принципы демократии..........................................7

    1.2.1 Свобода  личности в сфере экономической  деятельности…..8

    1.2.2 Равенство  всех перед законом и судом……………………….8

    1.2.3. Наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод……………8

    1.2.4. Решение вопросов большинством  путем голосования и право  меньшинства на оппозицию………………………………………...9

    1.2.5. Равные возможности участия в  политической жизни для всех  граждан……………………………………………………………….9 

    1.2.6.Разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную……………………………………………………………11

    1.2.7. Политический плюрализм и многообразие  мнений………12

    2. Проблемы  демократии в России……………………………….14

    3. Мнения  на современную демократию Российских  лидеров…17

    Заключение…………………………………………………………..20

    Список  используемой литературы………………………………...22

 

                                                          Введение

Демократия - это диктатура  закона, а не тех, кто по должности  обязан этот закон  отстаивать.

Владимир  Путин 

      Понятие демократии существует уже две с  половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли  этому термину давалось неоднозначное  толкование. По мере многовекового  изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее  политических доктрин, апеллирующих к  демократии, последняя приобретала  самые различные интерпретации.

       Демократия  стала сегодня едва ли не самым  употребляемым словом политического лексикона в России. Тем, кто отталкивается от внутренней формы слова, его этимологии, сущность демократии может представиться самоочевидной — народовластие или правление народа. Эта самоочевидность может быть поколеблена, если задуматься над некоторыми вопросами. Какая власть имеется в виду? Что понимается под народом? Кто и кем управляет при народовластии? В состоянии ли весь народ выступать в роли правителя? Вопросы непростые. Ясно, что понятия народа, власти и правления требуют уточнения, прежде чем мы сможем осмысленно говорить о демократии.

     Вступив в рыночные отношения и ощутив в связи с этим личную незащищенность, люди обратили свой взор к праву. Ведь право способно помочь в непростой  жизненной борьбе, как отдельному гражданину, так и стране в целом.

     Известно  крылатое выражение « Fiat justitia, pereat mundus!» -  « Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир!» . Оно может показаться странным, человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества, но для тех кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир, и эта гибель допустима, а в том, что справедливость превыше всего – справедливость – как в обыденной жизни, так и в сфере государственных отношений. 

     Справедливость  особенно важна в такой сфере  как политика, так как она очень  сложна, и без поддержки права, общество придет к дикому и варварскому  состоянию.

     Право должно стоять впереди политики, а  политика строго следовать за правом. Так будет в России, когда мы все вместе решим проблемы нынешнего  переходного периода от несвободы  к свободе. Это плавно подводит нас к сути выбранной мною темы :  проблемы демократического процесса в России.

 

                                     1.  Понятие демократии

     Демократия  имеет длительную историю. Ее можно  рассматривать как результат  развития западной цивилизации, истоки которой – в греческом и  римском наследии. Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia (demos – это слово обозначало народ, проживающий на определенной территории и связанный с историей этой территории, полиса, системой социальных, этнических и профессиональных отношений, cratos – власть, правление).

  Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII—XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.

     Либерализм  впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две  автономные сферы — государство  и гражданское общество, ограничил  конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства  в его взаимодействии с гражданским  обществом и личностью, защитил  автономию и права меньшинства  по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

      На  данный момент в мире существует более 500 различных определений демократии.

      В теории государства и права под  демократией понимается одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства  и власти, основанная на признании  народа в качестве источника власти и возможности управления обществом  путём прямого или опосредованного  волеизъявления граждан.1

      Также демократию определяют как такой  политический режим, для которого характерны свобода выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма2

      Избегая упрощений можно дать следующее  определение: демократия – одна из форм государственной власти (типов  политического режима), которая характеризуется  официальным признанием:

      1) народа в качестве источника  власти;

      2) принципа подчинения меньшинства  большинству; 

      3) политической свободы и равноправия  граждан.

      Идейно-политический либерализм предшествовал либеральной  демократии. Его основоположники  Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического  либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах  естественного права, отделение  государства от гражданского общества, разделение властей. На основе этих принципов  идеи демократии (как народовластия) наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях  либерализма являются политическое равенство и представительное правление.

      Идея  о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную  собственность выступает центральной  в либеральных концепциях. Частная  собственность рассматривается  как основа индивидуальной свободы, а свобода – как необходимое  условие самореализации личности.

     Социальная  ценность демократии проявляется в  том, что она воплощает в жизнь, в реальную многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной  свободы и равенства, гуманизма  и справедливости, о возвышении человеческого  достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее  лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов  человека.

     Демократия - это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и  неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения «винтика», безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия - это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом. 

               1.2Основные принципы демократии

     Основные  принципы демократии - это исходные положения, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они перерастают  в демократические традиции страны. Демократические принципы закрепляются в конституции и действующем  законодательстве.

Основными принципами являются:

1. свобода  личности в сфере экономической  деятельности;

2. равенство  всех перед законом и судом;

3. наличие  у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных  широких прав и свобод.

4. решение  вопросов большинством путем  голосования и право меньшинства  на оппозицию;

5. равные  возможности участия в политической  жизни для всех граждан;

6. разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную;

7. выборность, подотчетность, сменяемость органов  государственной власти, местного  самоуправления;

8. право  беспрепятственного контроля за  деятельностью органов государства  со стороны народа через формы  прямой демократии;

9. политический  плюрализм и многообразие мнений.3

1.2.1. Свобода личности  в сфере экономической  деятельности

     Основу  материального благополучия общества составляет свобода личности в сфере  экономической деятельности. Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием 12 декабря  1993 года, гарантируются  экономические права (статьи 34 – 37), под которыми понимаются узаконенные  возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой  и предметами потребления. К ним  так же относятся: право быть собственником (т.е. свободно владеть, пользоваться и  распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное  занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор  профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера  оплаты труда, установленного федеральным  законом), на защиту от безработицы  и др.

     В частности, в пункте 1 статьи 34 Конституции  Российской Федерации, закреплено: «Каждый  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической  деятельности».

1.2.2.  Равенство всех перед законом и судом.

     Статья 19 Конституции Российской федерации  закрепляет, что все равны перед  законом и судом. Государство  обеспечивает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Так же основной закон государства запрещает любые формы ограничения прав граждан по выше перечисленным признакам.

1.2.3. Наличие у граждан  официально признанных, закрепленных в  законах и гарантированных  широких прав и  свобод – это его возможность свободно выражать своё собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

     Статья 20 Конституции гарантирует право  на жизнь, статья 22 – право на свободу  и личную неприкосновенность, в пункте 1 статьи 29 закреплено, что «каждому гарантируется свобода мысли  и слова».

     Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений  сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека нашли  своё отражение во Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948 году, в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и  о гражданских и политических правах 1966 года, в ряде региональных документов. Наша страна является участником фактически всех международных соглашений в этой области, закрепив фундаментальные  права и свободы человека в  Конституции, в Декларации прав и  свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году. При этом в Российской Федерации права человека и гражданина провозглашены в числе основ  конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно  действующих и определяющих смысл  и содержание деятельности государства.

Информация о работе Проблемы становления демократии