Проблемы становления демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:46, реферат

Краткое описание

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.

Содержание

Оглавление……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………….3
Понятие демократии……………………………………………...5
Основные принципы демократии..........................................7
1.2.1 Свобода личности в сфере экономической деятельности…..8
1.2.2 Равенство всех перед законом и судом……………………….8
1.2.3. Наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод……………8
1.2.4. Решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию………………………………………...9
1.2.5. Равные возможности участия в политической жизни для всех граждан……………………………………………………………….9
1.2.6.Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную……………………………………………………………11
1.2.7. Политический плюрализм и многообразие мнений………12
2. Проблемы демократии в России……………………………….14
3. Мнения на современную демократию Российских лидеров…17
Заключение…………………………………………………………..20
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политология . Реферат.docx

— 51.58 Кб (Скачать файл)

1.2.4. Решение вопросов  большинством путем  голосования и  право меньшинства  на оппозицию.

     Демократическая власть в одинаковой мере должна учитывать  интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности  населения. Надо признать, что опасность  не учёта мнения меньшинства наряду с гарантией реального представительства  воли народа и независимостью депутата от своих избирателей между выборами, выделяются многими политологами, как  слабые стороны демократии. «Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто  умнее, талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой  воли глупых, бездарных и ленивых, потому что таковых в обществе всегда большинство», - признаётся главный  герой романа Бориса Акунина «Турецкий  гамбит» Эраст Петрович Фандорин. И действительно, в Государственную  Думу политическая партия может пробиться, только преодолев пятипроцентный барьер, а ведь вполне возможно, что людей, действительно хорошо разбирающихся  в политике, меньше пяти процентов  населения, и реально конструктивные силы остаются в стороне от большой  политике, так и непонятые большинством избирателей.

1.2.5. Равные возможности  участия в политической  жизни для всех  граждан.  Демократический режим создаёт эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти. Цель воспроизводства политической элиты, легитимного воссоздания общественного представительства в системе государственного руководства и управления относится к такому крупному социально-политическому мероприятию, как выборы в органы политической власти. Сегодня трудно найти страну, где не проводились бы выборы.

     В самом общем смысле выборы – это  избрание с помощью голосования  представительных органов власти, должностных  лиц, руководителей организации.

     Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным  правом. Избирательное право подразделяется на объективное, закрепляющее принципы, порядок организации и проведения выборов, и субъективное («Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме» пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

     Принципы  избирательного права – основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования  всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

     К основным принципам демократического избирательного права относят:

    • принцип всеобщности – предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные и образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. Пункт 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»;
    • принцип равенства – право на равенство возможностей кандидатов и избирателей в процессе выборов. Все участвуют в выборах на равных условиях. Каждый кандидат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Кроме того, данный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
    • принцип тайного голосования – голосование может проводиться только тайно;
    • принцип состязательности – проведение альтернативных выборов, наличие двух и более кандидатов и состязательность между ними;
    • принцип непосредственности выборов – выборы непосредственно, напрямую избирателями кандидатов в органы власти без института выборщиков;
    • принцип гласности – общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т.п. наблюдателей;
    • принцип свободы выборов – добровольное участие в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах:
    • принцип ограничения сроков выборов – недопущения отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

     Кроме того, «граждане … имеют право  обращаться напрямую, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33 КРФ).

1.2.6.Разделение  властей на законодательную,  исполнительную и  судебную. Демократический режим является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах. Разделение властей – принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами4.

     Статья 10 основного закона нашего государства  закрепляет: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

     Этот  принцип формирует механизмы, исключающие  произвол со стороны властных органов  и должностных лиц, так как  в руках одного лица или органы исключена концентрация большого количества властных полномочий.

1.2.7. Политический плюрализм  и многообразие  мнений.

     Основным  принципом деятельности демократического государства является плюрализм.

     Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – один из фундаментальных принципов устройства правового государства и существования гражданского общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов политической, экономической и культурной жизни общества5.

     В статье 13 Конституции Российской Федерации  вместо термина «плюрализм» употребляется  понятие «идеологическое и политическое многообразие»:

     «1.В  Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

     2.Никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

     3.В  Российской Федерации признаются  политическое многообразие, многопартийность».

     Политический  плюрализм является условием и признаком  демократического режима. Политический плюрализм, во-первых, признаёт, во-вторых, создаёт необходимые условия  для реализации, в-третьих, поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих  между собой. Среди политических организаций, включённых в политическую систему (движения, группы, клубы и  др.), важнейшими по значению являются партии.

     Политическая  партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех  или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

     Признаками  партии являются:

    1. Наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии.
    2. Наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
    3. Фиксированное членство.
    4. Разветвлённая сеть первичных местных организаций.

    Среди функций политических партий выделяют:

    1. политическую – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;
    2. социального представительства – каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;
    3. социальной интеграции – примирение различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;
    4. политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;
    5. идеологическую – разработка партийной идеологии и программ;
    6. электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;
    7. набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

     Таким образом, партия – один из важнейших  институтов гражданского и демократического общества, осуществляющий связь между  ним и государством6.

     Экономический плюрализм заключается в допущении  всех форм собственности, их равенства  и конкуренции. Статья 35 пункт 1 Конституции  Российской Федерации: «Право частной  собственности охраняется законом».

     Идейный плюрализм – допущение разных взглядов, вероисповеданий и толерантность. В статье 14 Конституции Российской Федерации установлено: «Российская  Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». 

     2. Проблемы демократии в России

     Проблема  демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности  по целому ряду причин.

     Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших  экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано  с тем, что именно демократия создает  наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

     Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о  злоупотреблениях властью и преступлениях  против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря  говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту  защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это  все же исключения из правила.

     В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной  ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

     В – четвертых, слабо развитое и  только зарождающееся гражданское  общество.

     В-пятых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, - периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

     В 1993 г. Россия расплатилась за то, что  свой первый демократический режим  она получила в подарок из рук  ГКЧП. А вот после 1998 г. события  стали развиваться в правильной последовательности. Кризис 1998-1999 гг. выявил наличие политического и социального конфликта, и впервые широкий спектр социальных и экономических проблем стал обсуждаться публично. Конфликт разворачивался между деструктивной оппозицией в лице КПРФ, с одной стороны, и представителями демократического большинства в лице «Единой России» - с другой, и компромисс между ними сделал возможным возобновление демократического эксперимента в 2004 г. уже на более стабильной основе.

     Так, в модели для России учитываются  характеристики, которые рассматриваются  как необходимые условия для  демократии: высокий уровень экономического и социального развития или достижение прочного консенсуса по принципиальным вопросам. Экономический рост может  стать одним из тех факторов, которые  порождают напряжение, характерное  для подготовительной, или конфликтной, стадии, однако оно может быть обусловлено  и другими факторами. Что касается повышения уровня социального развития и, в первую очередь, систем всеобщего  образования и социального обеспечения, то оно скорее является уже результатом  демократизации7.

     Российский  политический режим отличает: а) отсутствие развитого и многочисленного  среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства  и бюрократии; д) коррупция во всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; ж) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей вертикального  типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в  его классическом виде к современной  России неприменимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают  на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

Информация о работе Проблемы становления демократии