Развитие авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

Правильно оценив решающую роль авиации как основной ударной си-


- 2 -
лы в борьбе за распространение большевизма и защите государства, в
первой же пятилетке руководство СССР взяло курс на создание своего,
собственного крупного и автономного от других стран военно-воздушного
флота.

Содержание

1. Авиация в начале 30-х годов

2. Построение базы развития авиации

3. Уточнение планов применения авиации в будущей войне

4. Последние приготовления

5. Начало войны

6. Эвакуация авиационной промышленности

7. Положение улучшается

8. Завершение войны

9. Анализ отечественной и зарубежной авиационной
техники периода войны
9.1. Авиация США
9.2. Авиация Англии
9.3. Авиация Германии

10. Зарождение новой авиации

Вложенные файлы: 1 файл

Авиация в начале.DOC

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     5.Бомбардировать крупные промышленные  центры-Москву,Горький,Ры-

 бинск,Ярославль,Харьков,Тулу.

      Утром 22  июня 1941 года,  вероятно на 2-3 недели опередив  СССР,

 Германия нанесла сокрушительный  удар по нашим аэродромам. Только  за 8

 часов  войны были потеряны 1200 самолетов,  произошла массовая гибель

 летного состава, были уничтожены  хранилища и все запасы. Историки  от-

 мечали  странную  "скученность"  нашей авиации на аэродромах  накануне

 войны и сетовали на "ошибки" и "просчеты" командования  /т.е. Сталина/

 в  оценке событий.  На  самом же деле,  "скученность"  предвещает планы

 сверхмассированного удара  по целям и уверенность в  безнаказанности, че-

 го и не случилось. Летный  состав ВВС, особенно бомбардировочный, вви-

 ду нехватки истребителей  поддержки нес большие потери, произошла тра-

 гедия гибели пожалуй самого  совершенного и мощного воздушного  флота в

 истории человечества, который  предстояло заново возродить  под ударами

 противника.

      Нужно признать,что  свои планы воздушной войны   гитлеровцам  уда-

 лось  в 1941-м и первой  половине 1942 года в значительной  мере реали-

 зовать.  Против Советского  Союза были брошены почти все  наличные силы

 гитлеровской авиации,в том  числе части,снятые с Западного  фронта. При

 этом предполагалось,что после первых же успешных операций часть  бом-

 бардировочных  и  истребительных  соединений будут возвращены  на Запад

 для войны с Англией.  В  начала войны гитлеровцы имели  не только коли-

 

 

                                - 8 -

 чественное превосходство.  Их преимуществом являлось и то, что летные

 кадры, принимавшие участие  в воздушном нападении,  уже  прошли серьез-

 ную  школу боев с французскими,  польскими и английскими летчиками.На

 их стороне был также изрядный  опыт взаимодействия со своими  войсками,

 приобретенный в войне против стран Западной Европы.

     Старые типы истребителей  и  бомбардировщиков,  такие,  как  И-15,

 И-16,  СБ,  ТБ-3 не могли соперничать  с новейшими "Месстершмиттами"  и

"Юнкерсами". Тем не менее  в развернувшихся воздушных боях  даже на ус-

 таревших типах самолетов,  русские летчики наносили немцам  ущерб. С 22

 июня по 19 июля Германия потеряла 1300 самолетов только  в  воздушных

 боях.

     Вот что  пишет   по этому поводу немецкий генштабист  Греффат:  "За

 период с 22 июня по 5 июля  1941 года немецкие  военно-воздушные силы

 потеряли 807 самолетов всех типов,  а за период с 6 по 19 июля - 477.

 Эти потери говорят о том,  что несмотря на достигнутую  немцами внезап-

 ность, русские  сумели  найти  время и силы для  оказания решительного

 противодействия".

     В первый же день  войны отличился летчик-истребитель  Кокорев,  та-

 ранивший вражеский истребитель,  всему миру известен  подвиг  экипажа

 Гастелло,  бросившего свою  горящую машину на скопление  немецкой техни-

 ки.

     Несмотря на потери,  немцы на всех направлениях вводили в бой все

 новые и новые истребители  и бомбардировщики.  Они  бросили   на  фронт

4940 самолетов, в том числе  3940 немецких, 500 финских, 500 румынских

 и добились полного господства  в воздухе. 

 

     6. Эвакуация авиационной промышленности 

 

     К октябрю 1941 года  армии Вермахта подошли к Москве,  были заняты

 города, поставляющие комплектующие  для авиазаводов, пришло время  эва-

 куации заводов и КБ Сухого,  Яковлева и др.  в г.  Москве, Ильюшина в

 Воронеже,  требовали эвакуации все заводы европейской части СССР.

 Выпуск самолетов в ноябре 1941 года сократился более чем

 

 

                                - 9 -

 в три с половиной раза.

     Уже 5  июля  1941 года  Совнарком СССР принял решение  об эвакуации

 из центральных районов страны части  оборудования  некоторых  заводов

 авиаприборов  для  дублирования  их производства в Западной  Сибире,  а

 через некоторое время пришлось  выносить  решение  об  эвакуации   всей

 авиапромышленности.

     9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил  гра-

 фики  восстановления  и   пуска эвакуированных заводов  и планы произ-

 водства.

     Была поставлена  задача  не только восстановить  выпуск самолетов,

 но и значительно увеличить  их количество и качество.  В декабре  1941

 года  план производства самолетов  удалось выполнить менее,  чем  на 40

 процентов, а моторов - только  на 24 процента.

     В тяжелейших условиях,  под бомбами, в холод, стужу  сибирских зим

 один за другим были  пущены  заводы-дублеры.  Уточнялись, упрощались

 технологии, находили применение  новые виды материалов /не в  ущерб ка-

 честву/, за станки встали  женщины и подростки.

     Для фронта имели  свое значение и поставки по  ленд-лизу. На протя-

 жении всей второй мировой  войны самолетов было поставлено 4-5 процен-

 тов общего производства  самолетов и другого вооружения, произведенно-

 го в США.  Однако,  ряд  материалов,  и оборудования поставляемых  США,

 Англией,был уникален и незаменим  для России /лаки,  краски,  др.хими-

 ческие вещества,  приборы,  инструменты,  оборудование, медикаменты и

 т.д./,  что нельзя охарактеризовать, как "малозначимое" или второсте-

 пенное. 

 

      7. Положение улучшается  

 

      Перелом в  работе  отечественных авиазаводов наступил  примерно к

 марту 1942 г.  Одновременно с этим рос боевой  опыт  наших  летчиков.

 Только  за  период с 19 ноября  по 31 декабря 1942 года в боях  за Ста-

 линград люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов.  Наша авиация  стала

 действовать более активно  и показала всю свою боевую  мощь на Северном

 

 

                                - 10 -

 Кавказе.  Появились Герои  Советского Союза.  Это звание  присваивалось

 как за сбитые самолеты, так  и за количество боевых вылетов.

     В СССР была образована  эскадрилья "Нормандия-Неман",  укомплекто-

 ванная добровольцами -французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.

     Среднемесячное производство  самолетов  поднялось  с  2,1 тыс.  в

1942 году до 2,9 тыс.  в 1943 году.  Всего в 1943 году промышленность

 выпустила 35 тыс.  самолетов  на 37 процентов больше, чем в 1942 году.

 В 1943 году заводы изготовили 49 тыс. моторов, почти на 11 тыс.  боль-

 ше,чем ыв 1942 году.

     Еще в 1942 году СССР  перегнал Германию в выпуске  самолетов - ска-

 зались героические  усилия  наших специалистов и рабочих  и "успокоен-

 ность" или неготовность Германии,  не мобилизовавшей заранее промыш-

 ленность под условия войны.  

 

     8. Завершение войны 

 

     В Курском  сражении  летом 1943 года Германия применяла  значитель-

 ные количества авиатехники,  однако мощь ВВС впервые обеспечила  гос-

 подство  в воздухе.  Так,  например,  только в течение  часа в один из

 дней операции наносился  удар силой 411 самолетов и так  тремя  волнами

 в течение дня.

     К 1944  году фронт  получал около 100 самолетов ежедневно,  в т.ч.

40 истребителей.

     Модернизировались основные  боевые  машины.  Появились самолеты  с

 улучшенными боевыми качествами  ЯК-3,  ПЕ-2,  ЯК 9Т,Д,  ЛА-5, ИЛ-10.

     Немецкие конструкторы  также модернизировали самолеты.  Появились

"Ме-109Ф,Г,Г2" и т.д.

     К концу войны появилась проблема  увеличения  дальности  истреби-

 тельной  авиации  -  аэродромы   не успевали за фронтом.  Конструкторы

 предложили установку дополнительных  бензобаков на  самолетах,  начало

 применяться и реактивное  оружие.  Развивалась радиосвязь, в ПВО нашла

 применение радиолокация.  Все  сильнее наносились бомбовые  удары. Так,

17 апреля 1945 года бомбардировщики  18 воздушной армии в  районе  Ке-

 

 

                                - 11 -

 нигсберга  за  45  минут  произвели 516 боевых вылетов и  сбросили 3743

 бомбы общим весом 550 т.

     В воздушной битве  за Берлин со стороны противника  приняло участие

1500 болевых самолетов, базирующихся  на 40 аэродромах под Берлином. В

 истории это  - самое самолетонасыщенное  воздушное сражение,  при этом

 следует учесть высочайший уровень боевой подготовки обеих  сторон.  В

"Люфтваффе" воевали асы,  сбившие по 100,150 и более самолетов  /рекорд

- 300 сбитых боевых самолета/.

     В конце  войны   немцы  применили реактивную  авиацию,  значительно

 превосходившую винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./.  Тем не ме-

 нее и это не помогло.  Наши летчики в Берлине совершили  17,5 тыс. бое-

 вых вылетов и полностью  разгромили немецкий воздушный  флот. 

 

     9. Анализ  отечественной  и зарубежной авиационной техники  периода

        войны 

 

     Анализируя военный  опыт можно заключить,  что  наши самолеты, раз-

 работанные в период 1939-1940 г.г.  располагали конструктивными резер-

 вами для последующей модернизации.  Попутно следует отметить,  что   в

 СССР не все типы самолетов  принимались на вооружение.  Например в ок-

 тябре 1941 года было прекращено  производство истребителей МиГ-3,  а в

1943 году - бомбардировщиков ИЛ-4.

    Авиационная промышленность  СССР произвела в 1941 году 15 735 само-

 летов. В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предпри-

 ятий выпущено  25 436 самолетов,  за 1943 год - 34 900 самолетов,  за

1944 год - 40 300 самолетов,  за первую  половину 1945 года  выпущено

20900 самолетов.  Уже весной 1942 года  все заводы,  эвакуированные из

 центральных областей СССР за Урал и в Сибирь,  полностью освоили про-

 изводство авиационной техники  и вооружений.  Большинство этих  заводов

 на новых местах в 1943 и  1944 годах давали продукции в  несколько  раз

 больше, чем до эвакуации.

     Германия обладала  помимо собственных ресурсов ресурсами  покорен-

 ных стран.  За 1944 год немецкие  заводы выпустили 27,6 тысячи самоле-

 

 

                                - 12 -

 тов, а наши заводы давали  в тот же период 33,2  тысячи  самолетов.  В

1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.

     В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила  технику  к

 завершающим боям. Так, Сибирский  авиационный завод N 153, выпустивший

 во время войны 15 тысяч  истребителей,  в январе-марте  1945 года пере-

 дал фронту 1,5 тыс. модернизированных истребителей.

     Успехи тыла позволили  укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС

 имели 8818  боевых самолетов,  а немецкие - 3073.  По числу самолетов

 СССР превосходил Германию  в 2,7 раза.  К июню 1944 года ВВС   Германии

 имели на фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К на-

 чалу января 1945 года наши  ВВС имели 15 815 боевых  самолетов.  Конс-

 трукция наших самолетов  была гораздо проще чем американских, немецких

 или английских машин. Это  отчасти и объясняет такое явное преимущест-

 во по  числу самолетов.  К сожалению не удается сделать  сравнение на-

 дежности,  долговечности и  прочности наших и  немецких  самолетов,  а

 также  произвести  анализ  тактического и стратегического  применения

 авиации в войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти сравнения были бы не в

 нашу  пользу и условно  уменьшили бы такую разительную  разницу в чис-

 ленности. Тем не менее,  пожалуй,  упрощение конструкции было  единс-

 твенным выходом при отсутствии  квалифицированных кадров специалистов,

 материалов, оборудования и  других компонентов для выпуска  надежной  и

 доброкачественной техники  в СССР, тем более, что, к  сожалению, в рос-

 сийской армии традиционно  берут "числом",  а не умением.

    Совершенствовалось и  авиационное вооружение. в 1942 году была раз-

 работана крупнокалиберная 37 мм  авиационная пушка,  позднее появилась

 и пушка калибра 45 мм.

   К 1942 году В.Я.Климовым  был  разработан  двигатель   М-107  взамен

 М-105П, принятый для установки  на истребители с водяным охлаждением.

   Греффоат пишет: "Расчитывая  на то, что война с Россией,  как и война

 на Западе,  будет молниеносной,  Гитлер предполагал после   достижения

 первых успехов на Востоке  перебросить бомбардировочные части,  а также

 необходимое количество самолетов обратно на Запад.  На Востоке должны

 были  остаться  авиасоединения,  предназначенные для непосредственной

 

 

                                - 13 -

 поддержки немецких войск,  а также военно-транспортные части  и некото-

 рое количество истребительных  эскадр..."

     Немецкие самолеты,  созданные в 1935-1936 г.г.  в начале  войны

 возможности  коренной модернизации  были уже не имели.  По мнению  не-

 мецкого генерала Бутлера  "Русские имели то преимущество, что при про-

 изводстве  вооружения  и   боеприпасов ими учитывались все особенности

Информация о работе Развитие авиации