Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 05:13, курсовая работа
Цель работы — спроектировать военно-транспортный стратегический самолет с грузоподъемностью 120 т и дальностью полета 6500 км.
В курсовом проекте определены тактико-технические требования самолета, разработано техническое предложение, выбрана схема самолета и определено наивыгоднейшее сочетание основных параметров самолета и его систем, обеспечивающих выполнение заданных требований, рассчитаны геометрические, весовые и энергетические характеристики самолета. Приведен эскиз модели спроектированного самолета.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика С.П. КОРОЛЕВА
(Национально-
Факультет летательных аппаратов
Кафедра
конструкции и проектирования летательных
аппаратов
Курсовой проект
Концептуальное проектирование
военно-транспортного
стратегического самолета
Выполнил студент
Д.В.
Родионов
Самара 2010
Реферат
Пояснительная записка: ___ стр., ___ рис., ___ табл., ___источников.
Графическая
документация: ___ л. A__.
ВЗЛЕТНАЯ МАССА, ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА, КРЫЛО, ОПЕРЕНИЕ, САМОЛЕТ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ТЯГОВООРУЖЕННОСТЬ, ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ШАССИ, ФЮЗЕЛЯЖ
самолет транспортный военный
Цель работы — спроектировать военно-транспортный стратегический самолет с грузоподъемностью 120 т и дальностью полета 6500 км.
В курсовом проекте определены тактико-технические требования самолета, разработано техническое предложение, выбрана схема самолета и определено наивыгоднейшее сочетание основных параметров самолета и его систем, обеспечивающих выполнение заданных требований, рассчитаны геометрические, весовые и энергетические характеристики самолета. Приведен эскиз модели спроектированного самолета.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Самолёты относятся к классу летательных аппаратов, использующих аэродинамический принцип полёта. Они расходуют энергию запасенного топлива для создания движущей, подъёмной и управляющих сил с помощью воздушной среды. В настоящее время этот тип летательных аппаратов с огромным потенциалом дальнейшего развития, так как освоенная область скоростей и высот полёта, в которой возможна реализация аэродинамического принципа полёта, очень мала, а потребности общества в таких летательных аппаратах постоянно возрастают.
В любом самолёте можно выделить ряд функциональных подсистем, определяющих в совокупности его полезные свойства. Это подсистема создания подъёмной силы, подсистема, обеспечивающая устойчивость и управляемость самолёта на заданной траектории, подсистема обеспечения движущей силы, подсистемы обеспечения целевой функции, жизнеобеспечения, обеспечения управления и навигации в различных условиях полёта.
Задачей
проектирования является разработка схемы,
структуры и конструкции
1. Анализ проектной
ситуации и разработка
тактико-технических
требований проектируемого
самолета
1.1 Составление статистики
Статистические
таблицы, составляемые при разработке
нового самолета, содержат введения об
основных характеристиках и параметрах
самолетов-прототипов, идентичных по назначению
и условиям применения проектируемому
самолету, и имеющих примерно одинаковую
с ним, целевую нагрузку и дальность полета.
В таблицу заносятся данные о 3–5 самолетах,
с указанием страны и фирмы, выпустившей
данный самолет, года выпуска, типа, количества
двигателей, и их основных параметров.
Приводятся массовые, геометрические,
летно-технические параметры прототипов.
Массовые, геометрические параметры представляются
как в абсолютном, так и в относительном
виде. К таблице приложены краткие описания,
включенных в нее самолетов, с кратким
указанием важнейших конструктивных особенностей,
наиболее интересных идей и технических
решений, использованных при разработке
данного самолета. К описанию обязательно
прикладывается схема самолета в трех
проекциях, которая может использоваться
для определения недостающих геометрических
размеров. Содержание статистической
таблицы показано в таблице 1.
Таблица 1 — Статистическая таблица
№ | Самолеты | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наименование самолета, фирма, страна, год выпуска | Ан-124 «Руслан»,
Россия, 1987 |
С-5В «Galaxy», США, 1984 | С-17А «Globemas-terIII» США, 1993 | «Скала–600»
Россия |
2 | Экипаж | 7 | 5 | 3 | 6 |
Характеристики силовой установки | |||||
3 | Тип двигателей, количество(n),тяга (мощность) n×Po,(gaH) | 4×23400
ТРДД Д–18Т |
4×19500
ТРДД TF 39–GE–1 |
4×19000
ТРДД F 117–PW–100 |
4×51200
ТРДД GE90–115B |
4 | Удельный расход
топлива
Сро (Се),кг/gaH*ч |
0,34 (0,55) | 0,32 (0,64) | 0,33 (0,56) | 0,32 (0,55) |
5 | Степень
двухконтурности m |
5,6 | 8,0 | 6,0 | 8,6 |
6 | Удельный вес
двигателя
γ=mдвg/10Po; gaH/кВт |
0,171 | 0,168 | 0,166 | 0,168 |
Массовые характеристики | |||||
7 | Взлетная масса mо, кг | 392 000 | 380 000 | 263 000 | 596 206 |
8 | Масса коммерческая (боевой) нагрузки mком, кг | 120 000 | 118 000 | 78 000 | 120 000 |
9 | Масса пустого
самолета
mпуст, кг |
173 000 | 169 643 | 122 016 | 247 473 |
10 | Масса топлива mТ, кг | 178 461 | 150 819 | 79 620 | 210 652 |
11 | Весовая отдача
по коммерческой нагрузке
kBo=(mo-mком)/mo , kком= mком/mo |
0,694 | 0,689 | 0,703 | 0,797 |
12 | Удельная нагрузка на крыло po=mog/10S, gaH/м2 | 611,7 | 646,5 | 730 | 633,7 |
13 | Тяговооруженность
(энерговооруженность)
Po=10Po/mog (gаН) |
0,06 | 0,05 | 0,07 | 0,245 |
Геометрические характеристики | |||||
14 | Площадь крыла S, м2 | 628 | 576 | 353 | 932 |
15 | Размах крыла , м | 73,30 | 67,88 | 50,29 | 89 |
16 | Удлинение крыла λ | 8,55 | 7,99 | 7,16 | 8,6 |
17 | Сужение крыла η | 4 | 3,6 | 4,9 | 4 |
18 | Угол стреловидности крыла χо | 30° | 25° | 25° | 30° |
19 | Относительные толщины со; скц , % | 14;
10 |
17;
9 |
17;
10 |
14;
10 |
20 | Диаметр фюзеляжа Dэкв, м | 8,0 | 7,5 | 6,9 | 8,2 |
21 | Удлинение фюзеляжа λф | 8,64 | 9,05 | 7,73 | 8,7 |
22 | Удлинение носовой части фюзеляжа λфнч | 1,18 | 1,28 | 1,29 | 1,2 |
23 | Удлинение горизонтального оперения λГО | 5,37 | 4,62 | 5,77 | 5,4 |
24 | Сужение горизонтального оперения ηГО | 3,13 | 3,4 | 2,86 | 3 |
25 | Угол стреловидности горизонтального оперения χого | 36° | 29° | 30° | 36° |
26 | Площадь горизонтального оперения SГО, м2 | 167 | 100 | 79,2 | 180 |
27 | Коэффициент статического
момента
АГО=SroLro/SbA |
1,24 | 1,37 | 1,19 | |
28 | Удлинение вертикального оперения λВО | 1,27 | 1,24 | 1,33 | 1,28 |
29 | Сужение вертикального оперения ηВО | 2,67 | 1,3 | 1 | 2,6 |
30 | Угол стреловидности вертикального оперения χово | 45° | 36° | 45° | 45° |
31 | Площадь вертикального оперения SВО, м2 | 95 | 107 | 75 | 100 |
32 | Коэффициент статического момента АВО=SВОLВО/Sι | 0,02 | 0,03 | 0,04 | |
33 | Относительная база шасси bo=bo/Lф | 0,35 | 0,36 | 0,4 | |
34 | Относительная колея шасси B=B/ι | 0,12 | 0,15 | 0,14 | 0,12 |
Лётные характеристики | |||||
35 | Максимальная
скорость на высоте полета
Vmax/H, км/чм |
865/8 000 | 890/7 200 | 650/7 400 | 900/ 7 500 |
36 | Крейсерская скорость
на высоте полета
Vкрейс/Hкрейс, км/чм |
800 / 10 000 | 830 / 8 000 | 650 / 7 400 | 850 / 10 000 |
37 | Посадочная скорость Vпос, км/ч | 195 | 192 | 216 | 200 |
38 | Потолок Hп, м | 12 000 | 10 895 | 13 000 | 12 000 |
39 | Дальность полета
с нагрузкой
Lp/mком, км/кг |
3200 /150 000;
5200 / 120 000 |
5480 / 118 400 | 4456 / 75 750 | 6 500 /120 000 |
40 | Максимальная дальность полета с нагрузкой Lmax/mком, км/кг | 11 900 /40 000 | 11 000 /44 000 | 5 100 / 56 000 | 8 000 / 80 000 |
41 | Длина разбега (длина ВПП) разб, м | 3300 | 3700 | 2286 | 3300 |
Прочие данные | |||||
42 | Габариты грузовой
кабины
BхHхL, м |
6,4×4,4×36,5 | 5,8×4,1×37 | 5,5×4,1×26,8 | |
43 | Вооружение | нет | нет | нет | нет |
44 | Тип ВПП | Бетонированная, грунтовая | Бетонированная | Бетонированная, небетонированная | Бетонированная |
45 | Топливная эффективность
ктоп, г/пасс км (г/т км) |
25-26 | |||
46 | Расчетная (эксплуатационная)
перегрузка nA |
2,25 | 2,25 | 2,25 | 2,25 |
Самолет Ан–124 «Руслан»
Самолет предназначен для перевозки штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов.
Ан–124
выполнен по обычной для тяжелых
военно-транспортных самолетов схеме
высокоплана со стреловидным крылом
сравнительно большого удлинения, однокилевым
хвостовым оперением и
Фюзеляж самолета разделен на две палубы. Верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажа и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы. Нижняя палуба непосредственно для размещения техники и грузов.
Грузовая кабина герметична и имеет передний (откидывающаяся носовая часть) и задний грузовые люки. Кабина оборудована бортовыми погрузочными кранами и передвижными напольными электрическими лебедками.
Многоколесное шасси оснащено системой приседания. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора - из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса.
Силовая
установка состоит из четырех
турбовентиляторных двигателей большой
степени двухконтурности Д-18Т. Кроме огромной
мощности, эти двигатели отличаются малой
массой, низким расходом топлива и невысоким
уровнем шума. Дальность полета Ан-124 с
максимальной нагрузкой 120 т составляет
5600 км, а с нагрузкой 40 т 11000 км.
Рисунок
1 — Схема самолета Ан-124
Самолет С–5B «Galaxy»
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Двигатели установлены на пилонах под крылом.
Фюзеляж двухпалубный: в передней части верхней палубы, кроме кабины экипажа, предусмотрено место для отдыха 15 человек сменного персонала, а в задней части за кессоном крыла может быть размещено 75 сидений для перевозки личного состава. Нижняя палуба представляет собой грузовую кабину, которая может быть переоборудована для перевозки 270 солдат с вооружением.
Четыре
двигателя располагаются в
«Galaxy» стал первым транспортным самолетом, изначально оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Благодаря этому, он может взлетать с минимальным запасом топлива, а затем принимать в воздухе порядка 90 тонн топлива.
В
12 крыльевых баках C-5В размещается
до 150 819 кг топлива.
Рисунок 2 — Схема самолета С–5В
Самолет С-17 «Globemaster III»
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением.
Фюзеляж
типа полумонокок со скошенной вверх
хвостовой частью, снизу которой
расположены два
Четыре двигателя ТРДД Р117-PW-100 располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. Шасси трехопорное убирающееся с гидравлическим приводом и возможностью аварийного выпуска под действием силы тяжести. Длина двигателя 3,729 м, степень двухконтурности 6,0, сухая масса двигателя 3220кг, диаметр корпуса вентилятора 2,154 мм.
Топливо размещается в баках общей емкостью 102614 л. Имеется система дозаправки топливом в полете.
Рисунок
3 — Схема самолета С–17 «Globemaster III»
1.2 Разработка тактико-
Тактико-технические
требования к проектируемому самолету
определяют основные цели и задачи его
создания, условия его применения, задают
потребные значения основных параметров
и характеристик самолета. Намечают условия
его производства и эксплуатации. Все
требования к проектируемому самолету
подразделяются на несколько групп.
1.2.1 Функциональные требования
1.2.2 Общие технические требования
Эти требования определяют основные летные качества будущего самолета, его надежность и безопасность.
Перечень качественных требований указывает самые важные свойства самолета, на которые при проектировании следует обращать внимание в первую очередь. Список требований:
1) Высокая крейсерская скорость полета;
2) Быстрота погрузки и выгрузки;
3)
Возможность перевозки и
4)
Хорошие взлетно-посадочные
5)
Высокая топливная
6)
Возможность автономной
7)
Удобство обслуживания и
Воспользуемся методом парных сравнений и результаты запишем в таблицу.
Таблица 2 – Метод парных сравнений
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Рейтинг | Место |
1 | х | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 7 |
2 | 2 | х | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 | 1 |
3 | 2 | 1 | х | 1 | 1 | 1 | 2 | 8 | 3 |
4 | 2 | 1 | 1 | х | 2 | 2 | 1 | 9 | 2 |
5 | 2 | 0 | 1 | 0 | х | 0 | 0 | 3 | 6 |
6 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | х | 2 | 6 | 4 |
7 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | х | 6 | 5 |