Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 05:13, курсовая работа
Цель работы — спроектировать военно-транспортный стратегический самолет с грузоподъемностью 120 т и дальностью полета 6500 км.
В курсовом проекте определены тактико-технические требования самолета, разработано техническое предложение, выбрана схема самолета и определено наивыгоднейшее сочетание основных параметров самолета и его систем, обеспечивающих выполнение заданных требований, рассчитаны геометрические, весовые и энергетические характеристики самолета. Приведен эскиз модели спроектированного самолета.
3.1 Полет на крейсерском режиме
,
где — аэродинамическое качество на крейсерском режиме;
— коэффициент, учитывающий изменение тяги по скорости полёта;
— коэффициент, учитывающий изменение тяги при дросселировании.
= 0,85...0,9 для крейсерского режима.
3.2 Обеспечение заданной длины разбега
,
где — нагрузка на крыло (кг/м2);
— принимается по статистике;
— коэффициент трения колес шасси на разбеге;
— средняя величина
3.3 Взлёт с одним отказавшим двигателем
,
где = 4 - число двигателей на самолёте;
— аэродинамическое качество самолёта при наборе высоты;
= 0,03 - угол наклона траектории
при наборе высоты при
≥ 4.
;
Для
данного самолёта потребная тяговооружённость
.
4.
Определение взлетной
массы самолета
Одной
из важнейших проблем
Для
определения взлетной массы используется
уравнение существования
,
где — масса целевой (коммерческой нагрузки);
— масса конструкции;
— масса силовой установки;
— масса топливной системы;
— масса оборудования;
— масса снаряжения;
— масса экипажа.
4.1 Определение массы
целевой нагрузки и экипажа
Для проектируемого военно-транспортного самолета масса целевой нагрузки равна массе перевозимого груза, указанного в задании. В данном случае = 120 т.
Приближенно
абсолютную массу этой группы можно
определять в виде суммы масс экипажа
и снаряжения:
,
где ;
= 90 кг — для военных самолетов;
— число членов экипажа.
кг.
Массу снаряжения можно принимать в относительном виде и включать в массу оборудования :
= 0,02 − 0,03 — для средних и тяжелых самолетов.
4.2 Определение вероятного значения взлетной массы самолета
Определить величину взлетной массы самолета нулевого приближения можно по формуле:
,
где = 0,3 — относительная масса конструкции;
= 0,09 — относительная масса силовой установки;
= 0,33— относительная масса топливной системы;
= 0,07 — относительная масса
кг.
4.3 Определение относительных
масс
4.3.1 Определение относительной
массы конструкции
,
где — для дозвуковых самолетов с прямым или стреловидным крылом большого или среднего удлинения;
— отношение массы силовых
— коэффициент разгрузки
= 4 — сужение крыла;
= 1 — доля топлива, располагаемого в крыле;
= 0,4 — относительная, в долях полуразмаха, координата центра масс топлива (от плоскости симметрии самолета);
= 1 — доля массы силовой установки, размещаемой на крыле;
= 0,4 — относительная, в долях полуразмаха, координата центра масс силовой установки, размещенной на крыле;
= 2,25 — коэффициент расчетной перегрузки;
= 0,08 – 0,115 — для транспортных самолетов;
=1,2 −1,3 — для дозвуковых самолетов;
= 0,15 — для дозвуковых самолетов;
= 8,6 — удлинение крыла;
= 8,7 — удлинение фюзеляжа;
= 633,7 — удельная нагрузка на крыло в даН/м2;
= 574 000 — исходная масса самолета в кг.
4.3.2 Определение относительной массы силовой установки
Эта масса может быть выражена через удельный вес двигателей и потребную тяговооруженность:
,
где — коэффициент, учитывающий увеличение массы силовой установки по отношению к массе двигателя.
С учетом типа двигателей и их количества:
.
4.3.3 Определение относительной массы топливной системы
Эта масса определяется относительным запасом топлива и массой агрегатов топливной системы, которая учитывается введением поправочного коэффициента :
,
где =1,02…1,08 — учитывает массу агрегатов топливной системы для тяжелых самолетов большой дальности.
Потребный запас топлива для самолётов с выраженным крейсерским участком полёта можно представить в виде:
,
где — учитывает топливо для крейсерского полёта;
— топливо для взлёта, набора высоты, разгона до крейсерской скорости, снижения и посадки;
— навигационный запас топлива;
— прочее (маневрирование по аэродрому, запуск и опробование двигателей, невырабатываемый остаток топлива).
Запас топлива для крейсерского полета, без учета влияния выгорания топлива на дальность полета:
,
где — расчетная дальность крейсерского участка полета;
= 6500 км — расчетная дальность полета;
— горизонтальная дальность полета на участках набора высоты и снижения;
= 10 км — средняя высота крейсерского полета;
км;
= 850 км/ч — крейсерская скорость полета;
— расчетная скорость встречного ветра (км/ч);
= 70 км/ч;
= 11,21 — аэродинамическое качество на крейсерском режиме;
— удельный расход топлива (кг/даН.ч);
;
;
где m = 6 — степень двухконтурности ТРДД.
= 0,7;
;
.
Находим поочередно все компоненты для вычисления потребной массы топлива.
;
;
Аэронавигационный запас топлива:
Прочие расходы топлива:
0,006.
Получаем относительную массу топливной системы:
.
4.3.4 Определение относительной массы оборудования
Для определения этой массы можно использовать следующие статистические зависимости.
,
где — в кг;
= 0,02 − 0,03 — для средних и тяжелых самолетов.
.
4.3.5 Определение взлетной массы первого приближения
Рассчитанные по приближенным формулам значения относительных масс сравним со средними статистическими значениями. Для этого составим таблицу (Таблица 3).
Таблица 3 — Сравнение значений относительных масс
Относительные массы | Рассчитанные значения | Средние статистические значения |
0,34 | 0,32 | |
0,07 | 0,09 | |
0,36 | 0,34 | |
0,03 | 0,06 |
кг.
.
Разница между и не превышает установленных 5–7%. Значит, принимаем окончательное значение взлетной массы массу, равную 602 700 кг.
5. Определение основных параметров самолета
5.1 Определение параметров крыла
Площадь
крыла S (м2)
определяют по значениям удельной нагрузки
на крыло р0(даН/м2)
и взлетной массы первого приближения
т0I (кг):
м2,
По
известным относительным
5.2 Определение размеров фюзеляжа
Формы и размеры фюзеляжа определяются аэродинамическими и эксплуатационными требованиями. Используя относительные параметры, находят длину фюзеляжа, длину носовой части фюзеляжа и хвостовой части фюзеляжа.
Эквивалентный диаметр фюзеляжа принимаем по статистике ;
Длина фюзеляжа:
;
Длина носовой части фюзеляжа:
;
Длина хвостовой части фюзеляжа:
5.3 Определение параметров оперения
Принятые ранее при выборе схемы самолета относительные параметры и позволяют определить абсолютные площади горизонтального и вертикального оперения.
Площадь горизонтального оперения:
,
Площадь вертикального оперения:
По выбранным ранее относительным параметрам оперения находятся хорды и размах оперения:
Размах горизонтального оперения:
;
Концевая
хорда горизонтального
Центральная
хорда горизонтального