Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:27, курсовая работа
Назначение и устройство. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. На дизеле ЯМЗ-240Б применена жидкостная циркуляционная система охлаждения закрытого типа. Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор; вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.
Натяжение ремней. Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 мото-ч, то их натяжение в этот период следует проверять часто. Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 30 Н на дизеле ЯМЗ-238НБ и 40 Н — на дизеле ЯМЗ-240Б, замеряя при этом наибольший прогиб ремня. При проверке натяжения ремня привода компрессора (на дизеле ЯМЗ-238НБ) усилие прикладывают к короткой ветви. Ниже приведены значения прогиба ремней различных приводов.
Натяжение ремня привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238ПБ регулируют прокладками. Для этого отвертывают гайки крепления боковины шкива, снимают одну-две прокладки и устанавливают их на наружную сторону боковины. Затем завертывают гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. При замене ремня новым прокладки размещают между ступицей и съемной боковиной шкива, после чего проверяют натяжение ремня.
Натяжение ремней привода компрессора на ЯМЗ-238НБ и привода вентилятора на ЯМЗ-240Б регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня. После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120... 150 Н-м, а гайку болта-натяжителя моментом 10...20 Н-м. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.
Натяжение ремней привода генератора на ЯМЗ-238НБ, а также генератора и компрессора на ЯМЗ-240Б регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,
Подшипники натяжных устрой ств пр иводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия, а на дизеле ЯМЗ-238НБ его нагнетают через масленку до появления из зазоров.
Подшипники водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ смазывают смазкой Литол-24, нагнетая ее через масленку до появления из дренажного отверстия насоса.
Работу термостатов и
Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
Выворачивают датчики
Выворачивают болты
4. Вынимают термостаты.
5. Опускают датчики, термостаты и эталонный термометр в ванну с регулируемым подогревом. Соединяют корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100°С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость дизеля +100° С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.
Охлаждая воду, наблюдают за показаниями рабочих и эталонного термометров и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться при температуре 341...345К (68... 72°С) и полностью открыться при 351...355 К (78...82°С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.
Нажимают на кнопку масса, отсоединяют от электрооборудования датчики термометров и устанавливают их на свои места.
Размещают термостаты в коробках и присоединяют к ним патрубки.
Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.
Термостаты можно проверить, не
снимая их с дизеля. Для этого
пускают дизель, выворачивают пробку
расширительного бака и наблюдают
за циркуляцией охлаждающей
Накипь из системы охлаждения удаляют с помощью одного из следующих способов.
1. Раствор, для приготовления которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б, заливают в систему охлаждения и после 6...7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4...5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.
Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина. Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10... 12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 303...313К (30...40°С). После прекращения выделения из системы углекислоты раствор сливают, систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 5...10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.
Текущий ремонт. В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей в системе охлаждения, способы устранения которых приведены в таблице 15.
Ремень привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ заменяют следующим образом.
Отворачивают гайки крепления боковины к ступице шкива водяного насоса, снимают прокладки и боковину.
Снимают ремень со шкивов водяного насоса и коленчатого вала дизеля.
Заводят новый ремень в канавку шкива коленчатого вала двигателя и на ступицу шкива водяного насоса.
Устанавливают на шпильки ступицы шкива все регулировочные прокладки, затем боковину и затягивают гайки. Шкив проворачивают после подтяжки каждой гайки.
Регулируют натяжение ремня.
Ремень привода компрессора заменяют в такой последовательности.
Отворачивают контргайку и гайку крепления оси шкива натяжного устройства на один оборот, а гайку болта-натяжителя на два оборота.
Вращением болта-натяжителя против хода
часовой стрелки ослабляют
Заводят новый ремень в канавки шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение ремня.
После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120...150 Н • м, а гайку болта-натяжителя моментом 10...20 Н • м.
Если значения моментов затяжки
превышают указанные, то возможно перемещение
оси шкива и нарушение
Ремень привода генератора заменяют в такой последовательности.
1. Ослабляют затяжку болтов
2. Заменяют ремень, регулируют его натяжение и затягивают болты.
Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности.
Отворачивают на один-два оборота
контргайку и гайку крепления
оси шкива и гайку болта-
Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без демонтажа крыльчатки вентилятора.
Устанавливают новые ремни и регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного устройства.
Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом.
Открывают кран на котле предпускового обогрева и сливают 7... 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.
Вывертывают штуцера из корпуса включателя и снимают уплотнительные шайбы.
Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.
Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.
Включатель с новым
Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке.
1. Открывают краник на правом
водосборном коллекторе
2. Вывертывают болты из коробок водосборного коллектора.
Ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.
Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.
Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.
Радиатор системы охлаждения заменяют в такой последовательности.
Вывертывают болты из щек облицовки, отстегивают застежки и снимают крышку капота.
Вывертывают болты, снимают обечайку и облицовку радиатора.
Открывают краны на водосборном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
Вывертывают пробки из масляного радиатора дизеля и коробки передач, открывают маслозаливную горловину и сливают масло из радиатора.
Отворачивают три пробки на верхней части гидробака и накидные гайки масляных труб, соединенных с масляным радиатором гидросистемы управления поворотом трактора, и сливают масло из радиатора и трубопроводов.
Снимают жгут проводов, проложенный по кожуху вентилятора.
Отсоединяют трос шторки радиатора от цепочки (на тракторах К-700 и К-700А).
Ослабляют хомуты, сдвигают шланг, вывертывают болты и снимают заливную горловину с левого кронштейна радиатора.
Ослабляют ленты хомутов, сдвигают с патрубков резиновые трубки и шланги, отсоединяют радиаторы и расширительный бак от трубопроводов систем моторной установки.
10. Вывертывают болты и
11. Зачаливают блок радиаторов,
вывертывают болты и снимают
блок радиаторов, шайбы, резиновые
кольца и втулки и
12. Вывертывают болты и снимают расширительный бак.
Отсоединяют радиатор гидросистемы управления поворотом трактора от масляного радиатора дизеля и коробки передач.
Отсоединяют масляный радиатор дизеля и коробки передач от радиатора системы охлаждения.
Отворачивают гайки со стяжек и снимают стяжки, шайбы, резиновые кольца и втулки.
Отворачивают штуцера и
17. Вывертывают болты и снимают
кронштейны расширительного
Водяной насос на дизеле ЯМЗ-238НБ заменяют в такой последовательности.
Снимают патрубок, соединяющий насос с радиатором системы охлаждения.
Отсоединяют перепускную трубку водяных термостатов от водяного насоса, для чего ослабляют хомуты и сдвигают шланг с ниппеля насоса.
Отворачивают гайки, снимают боковину шкива и ремень со шкивов насоса и коленчатого вала.
Снимают с крышки шестерен распределения водяной насос и прокладку.
Устанавливают насос в последовательности,
обратной снятию. Перед установкой
прокладки смазывают лаком
Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют следующим образом.
Вывертывают болты и отсоединяют уплотняющий патрубок от насоса.
Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.
3. Вывертывают болты и снимают насос.
4. Сборку проводят в
операции в следующем порядке:
1. Снимают блок радиаторов.
Ослабляют натяжение и снимают ремень привода водяного насоса.
Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.
Отворачивают четыре гайки и снимают корпус привода вентилятора и прокладку. Устанавливают вентилятор в обратной последовательности.
Гидромуфту привода