Социальная активность граждан в избирательных кампаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных кампаний)».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение социальной активности граждан в избирательных компаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных компаний).
Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
изучение понятий социальной активности
социальная активность граждан в избирательных кампаниях
анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….3
Глава I. Понятий социальной активности граждан в избирательных кампаниях.
1.1Понятие социальной активности граждан…………………………………….5
1.2 Социальная активность граждан в выборах президента России…………..8
1.3 Анализ результатов президентских выборов……………………………….10
Глава II. анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта
2.1.Выборы мэра в городе Тольятти………………………………….…………13
2.2 Предвыборные баталии кандидатов в мэры……………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная активность граждан.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Исследования  социально-экономических и политических процессов».

На тему: «Социальная активность граждан в избирательных кампаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных кампаний)».

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Студент 3 курса

группы 

Руководитель работы:

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите

 «_____» «_________» 20

______________________

(подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой:

______________________

«_____» «_________» 20

 

____________________

(подпись руководителя)

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….3

Глава I. Понятий социальной активности граждан в избирательных кампаниях.

1.1Понятие социальной активности граждан…………………………………….5

1.2 Социальная активность граждан в выборах президента России…………..8

1.3 Анализ результатов  президентских выборов……………………………….10

Глава II. анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта

2.1.Выборы мэра в городе Тольятти………………………………….…………13

2.2 Предвыборные баталии  кандидатов в мэры……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально ориентированного, подлинно демократического, правового государства, а могут замедлить этот процесс  на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности  в различных сферах жизнедеятельности.

К сожалению, проблеме социальной активности граждан  не уделялось  достаточного внимания, не было предпринято  попыток выявления причин и условий  низкой социальной активности граждан, реальных путей профилактики и преодоления  его негативных последствий.

Следует констатировать нелицеприятный факт, что определенная часть россиян  не принимает должного активного  участия в социальной жизни, не использует в полной мере свои гражданские права  и свободы, мало интересуется жизнью страны и, как следствие, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен. Подтверждением существования социального  бездействия является безразличие  к действительности, отсутствие желаний, стремлений, потребностей проявлять  себя в различных сферах жизнедеятельности, нежелание самовыражаться и самореализовываться  в этой жизни, а также низкий уровень  правовой культуры, несовершенство нормативной  базы для нейтрализации негативных последствий бездействия.

Наше время вступило в  период утраты целого ряда идеалов  и ценностей, проявления равнодушия, апатии и мировоззренческой индифферентности. Разумеется, несправедливо обвинять всех людей в пассивности и  бездействии, в отсутствии достаточной  активности. Однако следует признать, что низкая социальная активность все  же выступает в качестве одного из решающих факторов, обусловливающих  медлительность и низкую продуктивность развития социальных процессов в  России, является непреодолимым препятствием в осуществлении демократических реформ и становлении гражданского общества.

Целью работы является изучение социальной активности граждан в избирательных компаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных компаний).

Для раскрытия поставленной цели требуется  решение следующих задач:

  • изучение понятий социальной активности
  • социальная активность граждан в избирательных кампаниях
  • анализ социальной активности граждан на примере конкретного населенного пункта

 

Глава I. Понятий социальной активности граждан в избирательных кампаниях.

1.1Понятие социальной активности граждан

Важнейшую сферу  и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по - разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость  «различать обычно отождествляемые  два понятия (и термина): 
1)социальное 
2) общественное

Всегда связанное с  природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная  характеристика субъекта и его психики  в их общечеловеческих качествах. Общественное же - это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных  частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».              Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность человека рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное  субъективное отношение и социально-психологическую  готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих  актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую  объективную действительность и  саму личность». Однако данное определение  в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая  представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с  тем выделение готовности и отношения  личности к выполнению социально  значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие  ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем повении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в  общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым  и реализующим главный смысл  социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом - Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности1.

Как известно, в периоды  резких социальных перемен одновременно наблюдается и рост, и уменьшение социальной активности населения. До распада  СССР социальная активность была востребованным и одобряемым типом поведения  личности, после же распада СССР человек оказался перед выбором: с одной стороны, с учетом новой  либеральной обстановки появилась  возможность самостоятельно реализовать  свои личные интересы и потребности  и занять активную жизненную позицию, но с другой стороны, как отмечают многие авторы, из-за отчужденности  и неверия в собственные силы многие граждане нашего государства  оказались социально дезадаптированы. 
В современных условиях равных возможностей изучение и переосмысление социальной активности личности приобретают особую значимость. 
Исследование социальной активности личности связано с рассмотрением личности в качестве субъекта социальных отношений. Социальная активность личности как объект социологического исследования представляет собой совокупность формирующих ее факторов, специфических взаимосвязей между ними и выражается в различных видах и формах социальной активности.

В качестве основных, формирующих  социальную активность личности, факторов можно выделить следующие три  взаимосвязанные группы:

- индивидуальные факторы:  половозрастная характеристика, психофизиологические  свойства индивида, система потребностей  и ценностные ориентации личности, мотивы, установки и интересы  личности, общеобразовательный уровень;

- факторы микросреды: социальное  окружение личности, принадлежность  к определенной социальной группе, объективная доступность средств  активности, законодательная база  для осуществления различных  видов деятельности

- факторы макросреды: общие  объективные социальные условия  -исторические традиции, социокультурные  особенности, экономические, политические  и идеологические условия.

Таким образом, социальная активность личности характеризует отношение  человека к работе, материальным и  духовным благам, обществу в целом, характеризует степень включенности личности в общественные отношения. Социальная активность личности как  объект социологического исследования требует учета специфического сочетания  формирующих ее факторов и представляет собой актуальную сферу исследования в связи с социально-экономическими переменами, произошедшими в нашем  обществе.

1.2 Социальная активность граждан в выборах президента России

4 марта россияне выбрали  четвертого по счету президента  современной России. По данным  ЦИК, по итогам подсчета бюллетеней Владимир Путин победил на выборах президента России с 63,60% голосов, его оппоненты лидер КПРФ Геннадий Зюганов набрал 17,18%, самовыдвиженец бизнесмен Михаил Прохоров - 7,98%. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский 6,22%, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов - 3,85%.      Несмотря на то, что интриги не произошло, никогда прежде избирательный процесс в РФ не пользовался таким интересом у рядовых граждан. Выборам предшествовали массовые митинги по всей России, и особенно грандиозные - в Москве, где на площади выходили сотни тысяч сторонников и противников Путина. Тысячи наблюдатей сообщают об огромном количестве нарушений, в свою очередь сторонники действующего премьера утверждают, что таких кристально честных выборов в России еще не было.              Кто из них прав, рассудит время, пока же ясно одно - россияне снова стали активно интересоваться политикой, и власти придется принять это во внимание2.

Редактор журнала «Новое литературное обозрение», сестра бизнесмена и политика Михаила Прохорова Ирина полагает, что после прошедших президентских выборов не стоит отчаиваться, потому что нынешняя социальная активность общества доказывает готовность граждан к переменам. Такое мнение И.Прохорова высказала в интервью радио «Свобода».

«Мое видение ситуации таково: не стоит отчаиваться, потому что, мне кажется, эти митинги показали, что общество готово к переменам, общество не хочет вандализма и разрушения. Оно хочет какой-то серьезной созидательной работы», - заявила сестра политика.

По словам И.Прохоровой, в  настоящий момент экспертное сообщество должно объяснить гражданам, что  необходимо делать с нынешней «довольно неблагоприятной» ситуацией. Первым и одним из важнейших шагов должно стать создание широких общественных движений. «Собственно, это азы демократии, которые немножко подзабылись», - отметила сестра бизнесмена. И.Прохорова уверена, что митинги действенны и эффективны только тогда, когда за ними стоит хорошо «институциализированное общество», однако в последние 10-12 лет институты гражданского общества систематически разрушались. «И это отчасти делалось сознательно, потому что это и есть фундамент демократии», - отметила И.Прохорова.     «Мне кажется, новое поколение молодых людей должно заново задуматься о том, какой тип культурных или социальных институций нужно делать в этот момент. Это, мне кажется, будет очень важной позитивной работой, которая переведет гражданское движение на совершенно другой уровень», - добавила она.

И.Прохорова полагает, что  последние митинги за и против действующей власти вовсе не свидетельствуют  о коренном разломе между различными группами населения. Сестра бизнесмена не исключает, что среди тех людей, которые оказались на акциях в  поддержку действующей власти, могут  быть граждане, которые с удовольствием  пришли бы на другую демонстрацию. «Но в силу разных причин им приходилось быть там, где они были», - полагает главред «НЛО», отмечая, что в нынешних условиях, возможно, культурному сообществу стоило бы «пересмотреть свою миссию» и заняться просветительством.

Сегодня одной из главных  задач является ретрансляция важных демократических идей в общество. «Мы видим по всему миру, что когда какие-то идеи проникают глубоко в общество, то вне зависимости от того, хочет ли человек заниматься политикой или нет, это заставляет саму власть реагировать», - отмечает И.Прохорова. Она констатирует, что нынешние лозунги, которые выдвигают участники массовых акций, практически аналогичны тем лозунгам, что выдвигались на манифестациях в конце 1980-х гг. Демонстранты требуют равенства, соблюдения своих прав и свобод, создания «социальных лифтов» для личностной реализации.

«И ни о каких там безумных революциях никто не говорит. Это все страшилки, которые распускает сама власть. Мне кажется, что само по себе это движение позитивное. Мы в начале пути. Очень надеюсь, что это приобретет какие-то серьезные организованные формы в виде разных общественных движений - и совсем не обязательно политических партий», - подытожила сестра М.Прохорова3.

Информация о работе Социальная активность граждан в избирательных кампаниях (на примере конкретного населенного пункта и двух избирательных кампаний)».