Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
В данной работе в теоретической части рассмотрены такие вопросы: понятия, основания, законодательные основы, освобождение от административной ответственности, отличие от других видов юридической ответственности; понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности, состав, элементы, виды административного правонарушения; понятие, виды, характеристика отдельных административных наказаний, а также особенности и условия правомерности их применения. В практической части решены две задачи
решены две задачи
Главное состоит в том,
чтобы при решении вопроса
об освобождении нарушителя от административной
ответственности были тщательно
учтены все объективные и субъективные
стороны состава
В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).
Специфическим временным
освобождением от административной
ответственности является предусмотренная
ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления
о назначении административного
наказания. При наличии обстоятельств,
вследствие которых исполнение постановления
о назначении административного
наказания в виде административного
ареста, лишения специального права
или в виде административного
штрафа (за исключением взыскания
административного штрафа на месте
совершения административного
По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т.е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к ответственности, что непосредственно относится к крайней необходимости. Действительно, содержанием ситуации является административное правонарушение, а юридические последствия (результат) в конечном итоге совпадают и заключаются в отказе юрисдикционного органа или должностного лица от привлечения к административной ответственности того или иного гражданина.
Вместе с тем основания освобождения от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния, существенно различаются: в одном случае это малозначительность совершенного правонарушения или особенности характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом - крайняя необходимость.
Лицо, действовавшее в
состоянии крайней
В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность и невменяемость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Существует институт ограничения
административной ответственности. Эти
ограничения связаны прежде всего
с особенностями субъектов
Так, административный арест
(ст. 3.9 КоАП) не может применяться
к беременным женщинам, женщинам, имеющим
детей в возрасте до 14 лет, лицам,
не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.
Лишение права управления средствами
транспорта не может применяться
к лицам, которые пользуются этими
средствами в связи с инвалидностью,
за исключением случаев управления
транспортными средствами в состоянии
опьянения, уклонения от прохождения
в установленном порядке
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
В законодательном порядке
предусматривается ограничение
применения административных наказаний
в отношении военнослужащих и
некоторых других лиц: судей, прокуроров,
лиц, пользующихся депутатской
2. Административное
2.1. Понятие и признаки
административного
Действующие в России различные
юридически обязательные правила имеют
своей целью обеспечение
Одна из существенных особенностей
обязательных правил состоит в том,
что они защищаются административными
санкциями, а их нарушение квалифицируется
в качестве административного
Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения:
административным
При этом административная ответственность
за правонарушения, предусмотренные
Кодексом и другими нормативными
актами, наступает при условии, что
эти нарушения по своему характеру
не влекут за собой в соответствии
с действующим
Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
Административное
Административное
Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей). Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Любое административное правонарушение,
посягая на установленный порядок,
причиняет ему тот или иной
вред, нарушает упорядоченность, согласованность,
гармоничность управленческих отношений.
При этом нежелательный результат
может проявляться как в
Законодатель при определении
в ст. 2.1 КоАП административного
Административным
При совершении административного
проступка вина может выражаться
в форме как умысла, так и
неосторожности. Вина - это психическое
отношение правонарушителя к
совершенному общественно опасному,
противоправному действию или бездействию,
его последствиям в форме умысла
либо неосторожности. Наличие вины
правонарушителя (физического или
юридического лица) в той или иной
форме является необходимым признаком
административного
Вместе с тем КоАП в ст. 2.1 "Административное правонарушение" дает новое довольно специфическое определение вины юридического лица: "Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".
Важный признак
Признак административной наказуемости
тесно связан с юридическими последствиями
применения мер административной ответственности.
Их суть состоит в том, что применение
к правонарушителю
Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.
Повторное совершение административного
правонарушения в состоянии административной
наказанности до истечения сроков давности
привлечения к ответственности,
установленных действующим
2.2. Состав административного
правонарушения Элементы и