В теории административного
права под составом административного
правонарушения понимается единство установленных
Кодексом об административных правонарушениях
объективных и субъективных признаков,
характеризующих конкретное общественно
опасное деяние как административное
правонарушение (например, незаконное
врачевание (целительство), занятие
проституцией, самоуправство). К объективным
элементам состава относятся: объект
посягательства, т.е. регулируемые и
охраняемые административным правом общественные
отношения, и объективная сторона
административного проступка - внешние
признаки, характеризующие противоправные
действие или бездействие, результат
посягательства, причинную связь
между деянием и наступившими
последствиями, место, время, обстановку,
способ, орудия и средства совершенного
административного правонарушения.
К субъективным элементам
состава относятся признаки, характеризующие
субъекта административного правонарушения
(возраст, вменяемость, особенности
административно-правового статуса
- гражданин, должностное лицо, юридическое
лицо), вина в форме умысла или
неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Таким образом, состав административного
правонарушения характеризуют четыре
элемента: объект, объективная сторона,
субъект, субъективная сторона.
Общим объектом административного
правонарушения являются общественные
отношения, возникающие в области
исполнительно-распорядительной деятельности
и регулируемые нормами административного,
а в ряде случаев конституционного,
экологического, таможенного, трудового,
земельного, финансового и других отраслей
права. В качестве родового объекта административного
правонарушения выступают: личность, права
и свободы граждан; общественная безопасность;
собственность; государственный и общественный
порядок; отношения в сфере экономики;
установленный порядок управления.
Объективная сторона состава
характеризует правонарушение как
антиобщественный акт внешнего поведения
нарушителя норм права, влекущий административную
ответственность и выражающийся
в действии или бездействии и
наступившем результате.
Анализируя объективную
сторону состава административного
правонарушения, правоприменителю необходимо
учитывать значительное многообразие
проявлений объективной стороны
конкретных составов административных
проступков. Так, мелкое хулиганство
может выражаться в: оскорбительном
приставании к гражданам; нецензурной
брани, сопровождаемой скандалом и
угрозой; оскорблении граждан словами
и жестами; распевании непристойных
песен; срывании информационных и рекламных
плакатов, афиш, газет; беспричинном из
хулиганских побуждений вызове скорой
медицинской помощи, пожарной охраны,
милиции, такси; вывешивании в общественных
местах непристойных рисунков, текстов;
написании нецензурных слов на заборах,
стенах домов, в местах общественного
пользования; беспричинном, умышленном
создании паники в общественных местах;
умышленной езде на транспорте по лужам
вблизи тротуаров, переходов; поджигании
бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции
в почтовых ящиках и т.д.
Содержание объективной
стороны характеризуют такие
квалифицирующие признаки, как повторность,
неоднократность, злостность, систематичность
противоправного посягательства, длящееся
правонарушение. Повторность означает
совершение одним и тем же лицом
в течение года однородного правонарушения,
за которое оно уже подвергалось
административному наказанию (т.е. в
состоянии административной наказанности).
Этот квалифицирующий признак служит
обстоятельством, отягчающим ответственность,
и влечет более строгое административное
наказание. Неоднократностью административного
проступка признается совершение более
двух однородных правонарушений, предусмотренных
конкретной статьей Кодекса об административных
правонарушениях. Злостным, систематическим,
продолжающимся административным правонарушением
является совершение ряда возобновляемых
во времени, тождественных действий
или бездействия, составляющих в
совокупности единое правонарушение.
Каждый из названных признаков раскрывает
специфические оттенки объективной
стороны конкретного административного
правонарушения и оказывает решающее
влияние на квалификацию деяния и
выбор правоприменителем вида и
размера административного наказания,
назначаемого правонарушителю. Признак
злостности характеризует упорство,
четко выраженное нежелание правонарушителя
подчиниться неоднократно предъявляемым
законным требованиям, предупреждениям
полномочного должностного лица, представителя
власти, другого компетентного лица.
Это, например, неповиновение законному
распоряжению или требованию военнослужащего
в связи с исполнением им обязанностей
по охране Государственной границы
РФ. Данное обстоятельство в Кодексе
отнесено к отягчающим административную
ответственность.
Систематическим признается
правонарушение, совершаемое в течение
года несколько раз (более трех нарушений),
причем в какой-либо одной сфере,
одними и теми же субъектами. В качестве
примера можно назвать систематическое
нарушение водителями Правил дорожного
движения. Подобные правонарушения влекут
максимальную санкцию в пределах, установленных
конкретной статьей Кодекса об административных
правонарушениях.
Под продолжаемым административным
правонарушением понимается совершение
одним и тем же лицом нескольких
тождественных (сходных) правонарушений,
за каждое из которых нарушитель должен
привлекаться к административной ответственности.
Например, Кодекс предусматривает ответственность
за нарушение порядка объявления
выходных данных тех или иных изданий.
Здесь имеется в виду выпуск (изготовление),
а равно распространение продукции
средств массовой информации без
указания установленных выходных данных,
с неполными или заведомо ложными
выходными данными. Неоднократное
совершение таких правонарушений и
следует рассматривать как продолжаемое.
Длящимся административным
проступком является длительное невыполнение
требований правовой нормы в виде
действия или бездействия. Например,
это хранение и ношение охотничьего
огнестрельного ружья без соответствующего
разрешения органов внутренних дел
или с разрешением, срок действия
которого истек; ведение хозяйственной,
промысловой и иной деятельности
в пограничной зоне без разрешения
органов пограничной службы.
Есть особенности в
способах совершения административных
правонарушений гражданами, должностными
лицами и юридическими лицами. Граждане,
в том числе рядовые работники
организаций, отвечают только за нарушение
установленных правил своими собственными
действиями. Должностные лица, т.е. лица,
обладающие распорядительными полномочиями,
кроме того, подлежат ответственности
за административные правонарушения,
связанные с несоблюдением другими
людьми установленных правил, если
обеспечение их выполнения входит в
служебные обязанности этих должностных
лиц. Например, за допуск к управлению
транспортными средствами водителей,
находящихся в состоянии опьянения,
или лиц, не имеющих права управления
транспортным средством, должностные
лица автохозяйства, ответственные
за техническое состояние и эксплуатацию
транспортных средств, подвергаются административному
штрафу. Следовательно, применительно
к должностным лицам содержание
объективной стороны совершенных
ими административных правонарушений
выражается в необеспечении выполнения
иными лицами тех или иных правил.
Объективная сторона правонарушений,
влекущих административную ответственность
юридических лиц, выражается в действии
или бездействии руководителей,
других должностных лиц либо представителей
предприятий, учреждений и организаций,
нарушивших установленные для юридических
лиц требования, правила, нормы и
стандарты.
Анализ объективной стороны
административного правонарушения
предполагает выявление причинной
связи между конкретным противоправным
деянием и наступившими в результате
него последствиями. Установить необходимую
причинную связь (причинно-следственную
зависимость) между противоправным
действием (или бездействием) и наступившим
результатом - значит проанализировать,
каковы физические и общественные свойства
наступившего результата; выявить все
обстоятельства данного дела, условия,
повлекшие наступление результата;
оценить роль каждого из выясненных
обстоятельств, приведших в совокупности
к тому или иному результату.
Как правило, при совершении
административного правонарушения
действия, последствия и причина
являются открытыми и наглядными,
что позволяет быстро их обнаруживать
и зафиксировать, немедленно оценить
характер правонарушения и применить
к правонарушителю необходимые меры административного
принуждения.
Субъектами административного
правонарушения являются физические и
юридические лица. Общим субъектом
административного правонарушения
признаются вменяемые, достигшие 16 лет
граждане России. Специальным субъектом
административного проступка выступают
должностные лица, родители несовершеннолетних
детей, находящиеся на территории нашей
страны иностранные граждане, не пользующиеся
дипломатическим иммунитетом, и
лица без гражданства.
Особым субъектом административного
правонарушения являются военнослужащие
и находящиеся на военных сборах
граждане, а также сотрудники органов
внутренних дел, органов уголовно-исполнительной
системы, таможенных органов, которые
за административные проступки несут
ответственность по дисциплинарным
уставам и другим нормативным
актам. Однако за нарушение правил режима
Государственной границы РФ, пограничного
режима, режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
РФ, правил дорожного движения, требований
пожарной безопасности вне места
службы, правил охоты, рыболовства и
охраны рыбных запасов, таможенных правил,
административных правонарушений в
области налогов, сборов и финансов
и некоторых других они несут
административную ответственность
на общих основаниях. Исключение из
этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит
в том, что к указанным лицам
не может быть применен административный
арест, а к военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву, кроме
того, административный штраф. Вместе
с тем полномочные органы и
должностные лица, рассматривая дела
об административных правонарушениях,
совершенных военнослужащими, могут
вместо применения административного
наказания передавать материалы
о правонарушении соответствующим
органам военного управления (командиру
воинской части, военному коменданту,
начальнику гарнизона) для решения
вопроса о привлечении виновных
к дисциплинарной ответственности.
Существенными особенностями
в качестве субъектов административных
правонарушений характеризуются должностные
лица. Они несут административную
ответственность не только за собственные
действия (бездействие), связанные с
неисполнением либо ненадлежащим исполнением
ими своих служебных обязанностей,
но и за действия подчиненных им
работников, нарушающих соответствующие
правила.
Понятие должностного лица ранее
содержалось только в УК РФ (примечание
к ст. 285). Теперь это понятие установлено
и в КоАП (примечание к ст. 2.4).
Под должностными лицами, согласно
Кодексу об административных правонарушениях,
понимаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти, т.е.
наделенные в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся
от них в служебной зависимости.
К ним относятся также лица,
выполняющие организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в государственных органах,
органах местного самоуправления, государственных
и муниципальных организациях, а
также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации.
Совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных и
административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники
иных организаций, а также лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица,
несут административную ответственность
как должностные лица, если законом не
установлено иное. Таким образом, как должностные
лица несут ответственность и индивидуальные
предприниматели, а также руководители
и служащие юридических лиц (организаций)
независимо от формы собственности, совершившие
административные правонарушения в связи
с выполнением в своих структурах управленческих
функций.
Обладают определенными
особенностями и такие субъекты
административных правонарушений, как
родители или лица, законно их заменяющие.
Они несут административную ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). Например,
в связи с потреблением несовершеннолетними
наркотических веществ без назначения
врача или совершение других правонарушений,
в частности мелкого хулиганства,
подростком в возрасте от 14 до 16 лет,
их родители и лица, их заменяющие, могут
подвергаться предупреждению или административному
штрафу. Тем не менее здесь нет
ответственности за чужую вину: родители
и лица, их заменяющие, несут ответственность
не за противоправные действия детей,
а за отсутствие надлежащего контроля
за их поведением.
Субъективная сторона
административного правонарушения
представляет собой вину и может
выражаться как в форме умысла,
так и в форме неосторожности.
Вина - это психическое отношение
правонарушителя к совершенному
общественно опасному, противоправному
действию или бездействию и наступившему
результату (о понятии вины юридического
лица см. выше).
Действуя с умыслом, правонарушитель
сознает противоправный характер своего
действия или бездействия, предвидит
возможность или неизбежность наступления
вредных последствий противоправного
результата и желает его наступления
(прямой умысел) или не желает, но предвидит
и сознательно его допускает
либо относится к нему безразлично
- косвенный умысел. Так, должностное
лицо, совершая грубое нарушение правил
ведения бухгалтерского учета, сознательно,
с прямым умыслом, совершает административное
правонарушение. В другом случае водитель,
выезжая из гаража на автомашине с
техническими неисправностями, не желает
наступления противоправного результата,
но сознательно, с косвенным умыслом,
допускает его наступление. Таким
образом, правонарушитель подлежит
административной ответственности
только за совершение тех общественно
опасных действий или бездействия
и их вредные последствия, в отношении
которых установлена его личная
вина.