Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
В данной работе в теоретической части рассмотрены такие вопросы: понятия, основания, законодательные основы, освобождение от административной ответственности, отличие от других видов юридической ответственности; понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности, состав, элементы, виды административного правонарушения; понятие, виды, характеристика отдельных административных наказаний, а также особенности и условия правомерности их применения. В практической части решены две задачи
решены две задачи
Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.п. - ст. 5.14); заведомо ложный вызов специализированных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи - ст. 19.13); умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий (ст. 17.7).
В большинстве случаев
умышленную форму вины можно установить
лишь на основе анализа всех сторон
состава административного
Содержание умышленной вины
определяется характером административного
правонарушения, состав которого может
быть формальным или материальным.
Формальным признается такой состав
административного
Материальный состав административного
правонарушения включает в себя помимо
противоправного действия или бездействия
обязательное наступление в результате
их совершения общественно опасных
(вредных) последствий (например, мелкое
хищение, которое влечет для собственника
материальные потери, нарушение водителями
правил дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, повлекшее причинение
легких телесных повреждений или
материального ущерба). В связи
с этим умышленная вина предполагает
осознание (понимание) нарушителем
не только общественной опасности и
противоправности содеянного, но и
возможности наступления
Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.
Легкомыслие состоит в
том, что лицо предвидит возможность
наступления противоправного
Небрежность состоит в
непредвидении возможности
Административное
При неосторожной вине в форме
легкомыслия нарушитель не допускает
вредных последствий своих
При небрежности нарушитель
не предвидит возможности
Неосторожную вину необходимо
отличать от невиновного причинения
вреда, т.е. казуса или случая, при
котором административная ответственность
лица не наступает. Суть дела здесь
состоит в том, что лицо не должно
было и не могло предвидеть общественно
опасные (вредные) последствия своих
действий. В частности, такие казусы
нередко встречаются при
3. Административное наказание
3.1. Понятие и виды
Административные наказания
являются одним из видов административно-
Административное наказание
не может иметь своей целью
унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему
физических страданий, а также нанесение
вреда деловой репутации
Административные наказания
существенно отличаются от иных мер
административного принуждения
прежде всего своей функционально-
Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
Содержание административных
наказаний состоит в
Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество). Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствует о мягкости этих мер.
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении граждан - от 20 до 25 МРОТ; должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.12 КоАП); мелкое хищение влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ (ст. 7.27 КоАП). Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.
С рассмотренной особенностью
административного наказания
Применение административного
наказания влечет для лица состояние
административной наказанности. Это
обстоятельство приобретает особое
значение при решении вопроса
о назначении административного
наказания при повторном, неоднократном,
злостном, систематическом совершении
административного
Применение административного
наказания в случае рецидива административного
правонарушения влечет наступление
юридических последствий двух видов:
1) рецидив может служить
Кодекс об административных
правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает,
что состояние административной
наказанности продолжается в течение
года со дня окончания исполнения
наказания и аннулируется по его
истечении автоматически, т.е. без
специального решения или санкционирования
какого-либо государственного органа
или должностного лица. Лицо после
истечения этого срока
3.2. Характеристика отдельных
административных наказаний.
Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: