Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:32, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ и изучение административной ответственности в действующем законодательстве.
Задачей исследования являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов понятия административной ответственности;
анализ административного правонарушения как основания привлечения к административной ответственности;
выявление понятия и видов наказания за административное правонарушение;
- определение лиц привлекаемых к административной ответственности.
3. Процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить наказание за административное нарушение.
Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение: наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индивидуализация; своевременность ответственности, а также принципы целесообразности привлечения к административной ответственности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).
Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Так, сейчас не уголовные, а административные санкции за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушения административного надзора и др. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность государственных и муниципальных служащих за служебные нарушения.
Нормативная основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих:
а) составы административных проступков (основания ответственности);
б) систему административных наказаний и принципы их наложения;
в) круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
г) процедуру привлечения к
Нормативную основу административной ответственности сейчас, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации таких норм, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система наказаний, составы правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.
Кодекс об административных правонарушениях является главным источником по ряду причин:
1. Он самый большой по объему
кодифицированный акт,
2. Он регулирует общие вопросы ответственности (систему наказаний, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);
3. Во многих актах прямо сказано,
Начиная с 1990 года число источников нормативной основы административной ответственности стало резко расширяться. В 90-х годах было издано большое число актов по этому вопросу, нормы которых не вошли в Кодекс об административных правонарушениях.
Понятие «нарушение» употребляется как родовое понятие, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Следовательно, по своей юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять, например, таможенно - правовую ответственность, а следует говорить об ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, которая исходя из предмета правового регулирования может быть либо уголовной, либо административной.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями – административное правонарушение (административный проступок, административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно.
Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного
1. Противоправность деяния. Иначе говоря, оно нарушает нормы: - самого КоАП; законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП; международных договоров, действующих для Российской Федерации; общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации.5
2. Виновность деяния, то есть деяние волевое, сознательное. Отношение правонарушителя к нему упречно, порицаемо.
Административное
3. Наказуемость деяния. Деяние, за которое установлена административная ответственность. Возможность применения административных наказаний является общим свойством административных нарушений.
Конечно, в соответствующих случаях
для признания деяния административным
нарушением должна быть установлена
причинная связь между деянием
и его противоправными
Таким образом, административн
Действующее законодательство закрепляет принцип, что субъекты административного правонарушения несут ответственность только за виновные действия – административное правонарушение.
Признаки административного
Состав административного
С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП РФ. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:
- права граждан (ст. 5.1 – 5.44 КоАП РФ);
- здоровье, санитарно - эпидемиологическое благополучие, нрав-ственность и т.п блага граждан (ст. 6.1 – 6.14 КоАП РФ);
- имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (ст. 7.1 – 7.27 КоАП РФ);
- отношения связанные с охраной окружающей среды (ст. 8.1 – 8.40 КоАП РФ);
- отношения в области промышленн
- отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (ст. 10.1 – 10.14 КоАП РФ);
- отношения в области транспорта (ст. 11.1 – 11.29 КоАП РФ);
- отношения в области дорожного движения (ст. 12.1 – 12.36 КоАП РФ);
- отношения в сфере
- отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (ст. 15.1 – 15.26 КоАП РФ);
- отношения в сфере таможенного дела (ст. 16.1 – 16.20 КоАП РФ);
- отношения, связанные с охраной государственной власти и госу-дарственной границы (ст. 17.1 – 18.14 КоАП РФ);
- отношения в сфере общественног
- отношения в области военного учета (ст. 21.1 – 21.7 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения – это описанные в той или иной статье КоАП РФ признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:
а) сам процесс его совершения, т.е само деяние;
б) способ его совершения (то есть в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);
в) факультативный признак деяния - время, место, обстановку его совершения;
г) наличие вредного, опасного последствия
административного
д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием;
Субъектом административного правонарушения признается совершившее административное правонарушение:
а) физическое лицо. При этом речь идет о лицах:
- достигших определенного возра
- не признанных невменяемыми;9
- относящихся к должностным лицам, ИП и др.10
б) юридические лица.11 Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона административного правонарушения – это, отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Субъективная сторона проявляется в различных формах вины, а именно:
- прямого умысла. Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;
- косвенного умысла. Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично; (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ)
- легкомыслия (самонадеянности). Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;
- небрежности. При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть; (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ)
При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.
В ряде случаев для последнего также необходимы:
- мотив;
- цель;
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Информация о работе Административная ответственность в действующем законодательстве