Административная ответственность в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ и изучение административной ответственности в действующем законодательстве.
Задачей исследования являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов понятия административной ответственности;
анализ административного правонарушения как основания привлечения к административной ответственности;
выявление понятия и видов наказания за административное правонарушение;
- определение лиц привлекаемых к административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом-2.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Оно также назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена  к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также  к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация – новый вид  административного наказания, которого не было в КоАП РСФСР.

Понятие «Дисквалификация» было впервые введено Федеральным законом от 08 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Дисквалификация имеет сходство с  таким видом уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Применительно к данному виду наказания предусмотрен продолжительный срок давности для привлечения  к административной ответственности. В частности, согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

 

§4. Освобождение от административной ответственности

 

В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже – объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее. Но по содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, то есть их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к ответственности, что непосредственно относится к крайней необходимости

Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:

1. Малозначительность14 административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Правила ст. 2.9 КоАП РФ посвящены малозначительным административным правонарушениям. Однако закон не дает легального определения понятия «малозначительность». Систематический анализ ст. 2.9 и ст. 2.1, 4.1 – 4.4 КоАП РФ (см. комментарий к ним) позволяет выделить следующие признаки малозначительного административного правонарушения:

1) это противоправное (то есть предусмотренное нормами КоАП и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);

2) вред, причиненный таким административным  правонарушением, по размеру,  характеру, объему и т.п обычно  крайне мал;

3) деяние не представляет большой  опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;

4) при его совершении обычно  отсутствуют обстоятельства, отягчающие  административную ответственность;

5) такое административное правонарушение  обычно имеет разовый, кратковременный  характер.

Закон лишь предоставляет право (но вовсе не обязывает судью, орган, должностное лицо, уполномоченных решить дело об административном правонарушении):

а) освободить лицо, совершившее малозначительное правонарушение, от административной ответственности. Это безусловно, необходимо мотивировать в постановлении судьи (органа, должностного лица);

б) ограничиться устным замечанием лицу. Следует обратить внимание на то, что такое устное замечание:

- не относится к видам административного  правонарушения (см. комментарий к  ст. 3.2 КоАП РФ);

- не влечет каких-либо неблагоприятных  последствий;

- служит одним из методов  профилактики.

2. Невменяемость.15 Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Состояние невменяемости и время совершения действия (бездействия) должны совпадать.

Состояние невменяемости характеризуется  тем, что физическое лицо не осознавало и не могло осознавать:

- фактический характер совершаемых действий (бездействия). Иначе говоря, оно не понимало, что означают его действия, к каким последствиям они приведут;

- противоправность своих действий (бездействия). Иначе говоря, лицо не понимало, что, совершая то или иное действие, нарушает КоАП РФ, законы субъектов Российской Федерации. Его болезненное состояние мешает осознавать очевидность того, что действия противоправны.

Оба указанных обстоятельства характеризуют интеллектуальный аспект невменяемости. Однако последняя имеет волевой аспект, при котором лицо:

а) осознает фактический характер своих действий (бездействия), понимает противоправность своего поведения;

б) несмотря на это совершает противоправные действия, ибо не в состоянии руководить ими. Болезненное состояние физического  лица в данном случае выражается в том, что поражены тормозные центры нервной системы.

Невменяемость является следствием:

    1. Хронического психического расстройства;

2. Временного психического расстройства. Примерами такого расстройства могут быть различные реактивные состояния, алкогольные или наркотические психозы;

3. Слабоумия;

4. Иного болезненного состояния психики (например, всякого рода галлюцинации, эйфория, маразм, потеря памяти).

Безусловно, состояние невменяемости  устанавливается на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. С другой стороны, ст. 2.8 не предусматривает (в отличие от ст. 21 УК РФ), что к лицу, совершившему действие (бездействие) в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

3. Крайняя необходимость.16 Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Определение крайней необходимости (данное в ст. 2.7 КоАП РФ) позволяет указать на следующие ее признаки:

1) лицо причиняет вред охраняемым  законам правам, интересам, благам (в том числе жизни, здоровью, нравственности);

    1. причинение вреда направлено на устранение опасности, которая:

а) реальна (а не мнима, не предполагаема);

б) непосредственно угрожает либо самому лицу (которое причиняет вред в состоянии крайней необходимости), либо другим лицам, государству и обществу. Иначе говоря, действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда;

в) не могла быть устранена иными средствами, то есть причинение вреда - единственное , что могло бы привести к устранению опасности.

3) вред, причиняемый в состоянии  крайней необходимости, должен  быть меньшим по объему, нежели вред предотвращенный. Даже если они совпадают по объему, крайняя необходимость отсутствует. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ устанавливает, что к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится и предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий этого правонарушения.

Законодательство, базируясь на принципах  демократизма, гуманности, экономии средств  государственного принуждения и  последовательного использования  убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.17

Кодекс об административных правонарушениях  устанавливает основания, условия  и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, например,  при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности (например, дисциплинарной) или в сокращении длящихся мер ответственности (например, лишения права охоты).

Своеобразным освобождением от административной ответственности  является пропуск юрисдикционным органом  и его должностными лицами по тем  или иным причинам давностного срока наложения административного наказания, то есть привлечения виновного к административной ответственности.

Законом, то есть кодексом об административных правонарушениях установлен давностный срок наложения административного  наказания18 – оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). На основании ч. 2 ст. 4.5, если правонарушение было длящимся (например, нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д), сроки предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В соответствии с ч. 3 ст. 4.5, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня его совершения, а при длящемся – одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения  уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности, начинают исчисляться со дня принятия данного решения (ч. 4 ст. 4.5).

Главное состоит в том, чтобы  при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Существует институт ограничения  административной ответственности. Эти  ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательным или учитываемые правоприменительным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности в кодекс об административных правонарушениях исключает возможность применения некоторых административных взысканий в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

Так, как выше сказано административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и к инвалидам 1 и 2 групп.

 

Вывод по I главе

Таким образом, по первой главе можно  сделать следующие выводы%

  1. Административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
  2. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность  устанавливается как законами, так  и подзаконными актами, либо нормами  об административных правонарушениях.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

в) субъектами административной ответственности  могут быть как физические лица так  и юридические лица. Физические лица субъектами административной ответственности  могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. но этот момент не представляет ее особенности;

г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания.

д) Применение административного наказания  не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

Следовательно, административная ответственность  обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные наказания.

Информация о работе Административная ответственность в действующем законодательстве