Административная ответственность в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ и изучение административной ответственности в действующем законодательстве.
Задачей исследования являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов понятия административной ответственности;
анализ административного правонарушения как основания привлечения к административной ответственности;
выявление понятия и видов наказания за административное правонарушение;
- определение лиц привлекаемых к административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом-2.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

§3. Понятие и виды наказаний

 

Административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.12

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического  лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.13

Данная норма впервые нашла  свое отражение в Кодексе об административных правонарушениях и имеет под  собой конституционную основу: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ), «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающими человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).  

Административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного  деяния. Виды административных наказаний устанавливаются только государством путем принятия федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административные наказания признаются разновидностью административного  принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяют в соответствии с детально урегулированной правом процедурой.

Административные наказания могут  применяться за нарушения норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их применение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

          1. Предупреждение ( ст. 3.4 КоАП РФ);

2. Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ);

3. Возмездное изъятие орудия  совершения или предмета администра-тивного  правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ);

4. Конфискация орудия совершения  или предмета администрати-вного  правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ);

5. Лишение специального права,  предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ);

6. Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ);

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ);

8. Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ).

Данный перечень мер административной ответственности является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит и представляет собой не просто перечень, а систему административных наказаний, построенную по принципу: «От менее суровых – к более суровым видам наказаний». Единство данной системы обусловлено:

- во-первых, тем, что все указанные  виды наказаний предназначены для борьбы с одним и тем же видом правонарушений – с административными проступками и имеют в этой связи единые цели (защита правопорядка, воздействие на виновных и предупреждению совершения новых правонарушений);

- во-вторых, тем, что, как  уже отмечено, перечень административных наказаний является исчерпывающим и не может быть расширен законодательством субъектов Российской Федерации;

- в-третьих, тем, что действующее  законодательство предусма-тривает  единые принципы и единый порядок  применения административных наказаний;

- в-четвертых, также и тем,  что предусмотренная законодателем  в санкциях норм Особенной  части КоАП РФ возможность  широкого использования альтернативных  санкций позволяет правоприменителю  дифференцировать назначение административных наказаний в зависимости от обстоятельств содеянного, характера и личности правонарушителя.

Сущность наказания как меры административной ответственности  проявляется в его целях, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). А его содержание состоит в лишении либо ограничении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Наличие специфических черт, присущих определенным группам административных наказаний, дает возможность классифицировать их по тем или иным критериям (признакам) в целях более глубокого понимания их сущности, назначения и механизма воздействия на правонарушителя.

В ч.3 ст. 3.2 КоАП РФ законодатель зафиксировал положение о том, что все виды наказаний, кроме административного штрафа и предупреждения, могут устанавливаться Кодексом об административных правонарушениях РФ, то есть на федеральном уровне. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения административного наказания.

Виды наказаний на основании  ст. 3.3 КоАП РФ делятся на основные и дополнительные административные наказания. Так предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний, а возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Основными наказаниями закон признает административные наказания, которые  назначаются самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.

Классифицировать административные наказания можно и по другому: среди них выделяют наказания морального характера (предупреждение), наказания имущественного характера (это штраф, конфискация и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специального права, административное выдворение за пределы России и дисквалификация).

Выделяют такие административные наказания, которые могут назначаться  только в судебном порядке, а также, те которые могут назначаться как судьями, так и иными субъектами административной юрисдикции.

Предупреждение – один из видов административных наказаний. По содержанию это мера морально-правового воздействия. Предупреждение занимает первую ступеньку на «лестнице» административных санкций как самая легкая по карательному воздействию.

Предупреждение – основное, самостоятельное наказание. Как правило, оно применятся за незначительные правонарушения, а также к лицам которые впервые совершили противоправное деяние.

И так, предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица выносимое в письменной форме.

Административный штраф является  денежным взысканием и может выражаться в величине кратной:

1. Минимальному размеру труда (без учета районных коэффициэнтов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

2. Стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного правонарушения.

3. Сумме неуплаченных налогов,  сборов подлежащих уплате на  момент окончания или пресечения  административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной  операции.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штраф – будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного взыскания. Штраф предусматривается практически всеми статьями КоАП РФ.

Юридическое содержание штрафа выражается в обязанности правонарушителя  уплатить в доход государства  конкретную денежную сумму. Размер административного  штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Максимальный размер штрафа устанавливается в зависимости от субъекта правонарушителя. Штраф за совершенные гражданами административные правонарушения не может быть установлен в размере, превышающем 25, должностными лицами 50, юридическими лицами – 1 тысяч минимального размера оплаты труда. Более высокий размер штрафа может быть установлен в отношении должностных лиц (200 МРОТ) и юридических лиц (5 тысяч МРОТ) за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ и т.д.

Штраф, исчисляемый из стоимости  предмета административного правонарушения и из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трех кратной стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов, сумме не уплаченного административного штрафа.

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Данный вид наказания назначается только судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация также назначается только судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие  из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

- подлежащих в соответствии  с федеральным законом       возвращению их законному собственнику;

- изъятых из оборота находившихся  в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права также назначается судьей.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу означает невозможность реализации этого права в течении определенного времени (срока).

Срок лишения специального права  не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Применить данный вид административного  наказания можно лишь к физическому  лицу, которому специальное право ранее предоставлено и которое права не лишено или не утратило его по иным основаниям.

По истечении срока лишения  специального права лицу не требуется  вновь подтверждать свое право на занятие соответствующим видом  деятельности, поскольку изъятые у него документы подлежат возврату без дополнительных условий.

Административный арест. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения или режима проведения контртеррорестической операции до тридцати суток. Данный вид также назначается только судьей.

Административный арест устанавливается  и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, лицам не достигшим возраста восемнадцати лет, а также инвалидам 1 и 2 групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест является строгим, а для граждан РФ –  самым строгим административным наказанием. Он относится к основным наказаниям.

Кодекс об административных правонарушениях  допускает применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

Дело об административном правонарушении, за совершении которого виновный может  быть подвергнут административному  аресту, должно быть рассмотрено в день составления протокола об этом правонарушении, а относительно лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за предела Российской Федерации.

Данная мера административного  наказания может применяться только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. Она назначается судьей, а если административное правонарушение совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства при въезде в Российскую Федерацию – уполномоченными на то должностными лицами Федеральной пограничной службы.

Во всех статьях кодекса об административных правонарушениях, содержащих такое  наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно  закрепляется в качестве дополнительного  наказания наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному.

Информация о работе Административная ответственность в действующем законодательстве