Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 08:14, дипломная работа
Основной целью исследования является комплексное изучение института административно-правовой ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел в данной области, а также формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование административного законодательства в исследуемом вопросе.
Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1
Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации
1.1
Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства ………………….………………………
7
1.2
Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства …………….……………………………
17
Глава 2
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры
2.1
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства ….………………
28
2.2
Виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства ……………
36
Заключение ………………………………………………..…………..….…….
47
Список литературы ……………………….………………………….….……
Административные правонарушения, посягающие на пограничный режим Российской Федерации. В данную группу автор включает: нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1); нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2); нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации (ст. 18.3); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4);нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации (ст. 18.5); нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) (ст. 18.6); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.14).
По мнению ученого, объект данной группы административных правонарушений сосредоточен на соблюдении установленного порядка в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Ко второй группе относятся административные правонарушения, посягающие на правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8); нарушение постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18.9); нарушение миграционных правил (ст. 18.11); предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27)9.
Проанализировав данные составы административных правонарушений, можно заключить, что основным объектом посягательства в них выступают общественные отношения, возникающие в области соблюдения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, урегулированные нормами российского миграционного законодательства.
И третья группа – это административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления в трудовой сфере иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. К данной группе относятся: незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10); осуществление незаконной деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18.13); незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15); нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16); несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17).
В данном случае объектом посягательства выступают общественные отношения в сфере осуществления трудовой миграции и установленного порядка трудоустройства лиц (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства)10.
Говоря об объективной стороне административного правонарушения, хотелось бы отметить, что ей принадлежит особое место в составе административного правонарушения, поскольку именно ее признаки составляют основное содержание диспозиций статей, содержащихся в Особенной части КоАП РФ. По объективной стороне происходит разграничение административных проступков и сходных с ними преступлений11.
В общетеоретическом плане объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния12.
Ученые-административисты разделяют данную точку зрения при определении объективной стороны административных правонарушений. Так, А.С. Телегин также определяет ее как «совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения, последствия, время, место, и иные обстоятельства его совершения»13.
Большинство административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ, характеризуются формальным составом, где основным элементом выступает деяние, совершаемое в форме действия и реже в форме бездействия.
Однако кроме обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения в административно-правовой литературе выделяют дополнительные (вспомогательные)14 или так называемые факультативные15 признаки, которые в рассматриваемой конструкции объективной стороны административного правонарушения часто являются квалифицирующими. Такими признаками являются:
1. Время совершения административного деликта. Под временем совершения правонарушения А.А. Ильин определяет: «часть периода действия нормативно-правового акта, в который совершается правонарушение и который непосредственно предусмотрен в статье нормативно-правового акта либо подразумевается ей»16. Так, например, для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан «запрещенное время» пребывания - это нахождение на территории нашей страны по истечении срока действия визы.
2. Место противоправного деяния, которое становится обязательным признаком в случае, если об этом говорится в диспозиции конкретной статьи КоАП РФ. Например, нарушение правил по привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности на торговых объектах (в том числе и в торговых комплексах) - ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации - ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ и др.
Кроме того, российским законодательством с абсолютной точностью определены и установлены так называемые «запрещенные» места, въезд на территорию которых для иностранных граждан и лиц без гражданства может осуществляться только при получении специального разрешения17.
3. Способ совершения административного правонарушения, т.е. «...порядок, форма, последовательность действий, приемов, применяемых нарушителем»18. Так, например, квалифицирующим признаком объективной стороны административных проступков, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, может являться: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, умышленное уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в предоставлении ложных сведений о цели въезда на территорию РФ.
4. Средства, при помощи которых иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории Российской Федерации, совершаются административные правонарушения.
Антиобщественные деяния, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, исходя из анализа КоАП РФ, могут быть выражены в форме действия (например, уклонение иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации по истечении определенного для него срока пребывания) или же бездействия (например, проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации без регистрации в соответствующих органах миграционной службы). Кроме того, противоправное действие есть нарушение законодательно установленных правовых норм-запретов, которые, в свою очередь, распространяются не только на само действие, но также и на способы его совершения, время и место19.
В рассматриваемой группе административных правонарушений обязательно наличие административной противоправности, выражающейся в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства норм российского административного права, а также иных отраслей права, охраняемых административными санкциями. То есть административное правонарушение как антиобщественное деяние обусловливается административно-правовой нормой, устанавливающей конкретные запреты, за нарушение которых административным законом предусмотрена обязанность применения к правонарушителю (в том числе и к иностранному гражданину или лицу без гражданства) соответствующего административного наказания, закрепленного в нормах КоАП РФ20.
Рассмотрение особенностей объективных признаков административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, позволяет сделать вывод о неурегулированных на сегодняшний день проблемных вопросах, заключающихся в следующем:
Бланкетный способ изложения диспозитивной части каждой из выше рассмотренных норм, закрепленных в КоАП РФ, говорит о существовании неточностей и противоречий между самим КоАП РФ и теми федеральными законами и актами органов исполнительной власти, к которым отсылает данная норма, часто это связано с «устарением» отдельных норм ранее принятых нормативно-правовых актов.
1.2 Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства
Субъект и субъективная сторона являются важнейшими компонентами состава административного правонарушения.
Принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, закрепленный в КоАП РФ (ч. 1 ст. 1.4), гласит о том, что «...физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д., а юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств». При этом иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ). Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права.
Однако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан. Особенности административной ответственности иностранных граждан заключаются в том, что они подлежат ответственности за нарушения специальных правил, не распространяющихся на граждан России, а также в возможности применения к ним специальных мер государственного принуждения в связи с нарушением установленных требований.
В соответствии с общей теорией административного права под субъектами административного правонарушения признаются физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью, то есть лица, обладающие административной правосубъектность 21.
Таким образом, применительно к рассматриваемым нами субъектам административной ответственности, отметим, что административная правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой сложное правовое явление, которое включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность данных субъектов.
Существенной особенностью административной правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, является то, что она возникает и прекращается как у граждан Российской Федерации, т.е. с момента рождения и до конца жизни. Несколько иное положение у иностранных граждан временно пребывающих и временно проживающих на территории Российской Федерации. Вопрос о времени возникновения и прекращения административной правоспособности указанной категории лиц возникает с момента их прибытия на территорию России и прекращается с выездом в другую страну.
Административная дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой способность своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на них юридические обязанности. Основным критерием, определяющим, кто обладает дееспособностью и кто ею не обладает, являются объективные данные о способности лица сознательно оценивать значение и последствие своих поступков (возраст, состояние здоровья).
Физические лица могут выступать в качестве общих субъектов административных правонарушений (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые), так и специальных (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Иностранные граждане и лица без гражданства могут выступать и как общие субъекты и как специальные субъекты. При совершении этими лицами административного правонарушения, за которое ответственности могут подлежать и граждане России, они будут обладать общей административной деликтоспособностью. А в случае совершения ими специального вида административного проступка (например, нарушение режима пребывания в Российской Федерации (ст.18.8 КоАП РФ)) - специальной административной деликтоспособностью, то есть кроме иностранных граждан и лиц без гражданства именно такой деликтоспособностью обладать никто не может. Тем самым при детальном рассмотрении данного вопроса обнаруживается существование общего и специального вида административной деликтоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Е. А. Симоновой, которая отмечает: «Законодатель не зря обращает внимание на специальные признаки субъектов административных деликтов, так как по средствам их стремится дифференцировать ответственность различных категорий индивидуальных субъектов, создавая тем самым условия для справедливого воздействия на правонарушителей»22.
Информация о работе Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации