Административное наказание: понятие, виды, порядок применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
Дать понятие административного наказания;
Изучить основные виды административных наказаний;
Рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды административного наказания………………………5
1.1.Понятие административного наказания……………………………………..5
1.2. Виды административных наказаний и их применение…………………...10
Глава 2. Порядок наложения административных наказаний………………....23
2.1. Принципы назначения административного наказания…………………...23
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………….27
2.3.Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения………………………………………………………………………...28
Заключение. ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая По АП.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Иркутский государственный  технический университет

Институт экономики, права  и управления

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 «Административное наказание: понятие, виды, порядок применения»

 

 

 

 

                                                      Курсовая работа 

студента группы  Юр - 08 - 1

Киливник Р.В.

Проверила:

Деранжулина Елена Геннадьевна

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и виды административного наказания………………………5

1.1.Понятие административного наказания……………………………………..5

1.2. Виды административных  наказаний и их применение…………………...10

Глава 2. Порядок наложения  административных наказаний………………....23

2.1. Принципы назначения  административного наказания…………………...23

2.2. Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие административную  ответственность………………………………………………………………….27

2.3.Давностные сроки назначения  административного наказания и  сроки их погашения………………………………………………………………………...28

Заключение. ……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………...…33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление обществом, обеспечение  общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия  на сознание и поведение людей, в  качестве этих способов выступают и  административные наказания. Известно, что административные наказания  оказывают значительное влияние  на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений.

Административное наказание  является мерой ответственности  и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Актуальность изучения данной темы определяется тем, что административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Производство по делам административных правонарушений и вынесений административных наказаний  составляют важную часть деятельности органов исполнительной власти, в  том числе и милиции.

Как свидетельствует отечественный  и зарубежный опыт, именно по результатам  борьбы с различными видами административных правонарушений (в частности, с уличным  хулиганством, нарушениями правил безопасности дорожного движения, распитием в  общественных местах алкогольной продукции  и т. д.) и соответствующего адекватного  реагирования на эти правонарушения посредством применения определенных видов административных наказаний  население в значительной степени  судит об общей эффективности  правоохранительной деятельности. В Российской Федерации мнение по данному вопросу сложилось в основном в качестве отрицательного.

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в  соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих  наиболее важных задач:

  1. Дать понятие административного наказания;
  2. Изучить основные виды административных наказаний;
  3. Рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Данная курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и виды административного наказания.

1.1 Понятие административного  наказания

Административное  наказание в соответствии с нормой ст. 3.1 КоАП РФ является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания - кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений.1

Термин "административное наказание" обрел свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием КоАП РФ), заменив  собой правовую категорию "административное взыскание".

На современном же этапе  отказ законодателя от термина "административное взыскание" различными учеными-административистами объясняется по-разному. Более развернуто объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности",2 к числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости".3

Закон определяет административное наказание как  установленную государством меру ответственности  за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Из указанного определения  можно выделить несколько признаков  административного наказания, выводимых  не столько путем текстуального  прочтения, сколько путем логико-юридического, научного и системного осмысления:

1) административное  наказание есть установленная  государством мера ответственности;

2) административное  наказание применяется лишь за  совершение административного правонарушения;

3) административное  наказание может быть применено  только к лицу, признанному виновным  в совершении административного  правонарушения;

4) административное  наказание есть кара, которая  заключается в обусловленном  им лишении или ограничении  прав и свобод правонарушителя;

5) административное  наказание всегда носит личный  характер и не должно затрагивать  интересы третьих лиц;

6) административное  наказание применяется широким  кругом органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях;

7) административное  наказание всегда влечет последствие,  при котором нарушитель и после  исполнения административного наказания  считается подвергнутым такому  наказанию.

Все перечисленные признаки административного наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что  они носят условный характер, поскольку  связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый).

С содержательной же стороны административное наказание  может считаться законно установленным  только в том случае, если законом  зафиксированы так называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

1) устанавливается  и применяется государством в  общественно значимых интересах;

2) применяется  только от имени государства;

3) содержит  четко определенный объект (объекты)  ограничений с указанием количественных  пределов (максимального, а в необходимых  случаях и минимального) вмешательства  в правовой статус нарушителя;

4) выражает  характер не какой-либо, а именно  административной ответственности,  что, впрочем, обеспечивается  и рядом других присущих административным  наказаниям признаков.

В сущности, административное наказание как прерогатива государства  выражает прежде всего официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный характер административного наказания означает также и то, что оно устанавливается и применяется государством в общественно значимых интересах, т.е. в интересах хотя и государства, но проистекающих из общественной необходимости.4

КоАП РФ определяет также  административное наказание как  меру ответственности - не всякой, а  именно административной. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание служит "измерением" административной ответственности лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы минимально и максимально допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Выражая общие параметры административно-наказательного воздействия на правонарушителя, административное наказание выступает мерой, завершающей административное преследование, и итоговым показателем административной ответственности.

Вторым  признаком административного наказания  является то, что оно применяется  лишь за совершение административного  правонарушения. Существенная особенность  данного признака заключается в  том, что он используется наряду с  таким основным институтом науки  административного права, как административное правонарушение.

Третьим признаком административного  наказания является то, что оно  может быть применено только к  лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. В этом признаке административного наказания реализуются такие принципы административного законодательства, как принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), принцип справедливости (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ) и, самое главное, принцип вины (ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Четвертый признак административного  наказания - это то, что оно есть кара, которая заключается в обусловленном  им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Именно в  этом на практике выражается сущность наказания, его содержание. Кара с  присущими ей характеристиками - традиционный признак наказания.

Таким образом, административное наказание объективно и обязательно  причиняет лицу, привлеченному к  административной ответственности, определенные лишения и ограничения прав и  свобод, но цели причинить ему страдания и тем более умалить его человеческое достоинство или репутацию наказание перед собой не ставит.

Следующий - пятый - признак  означает, что административное наказание  всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих  лиц. Этот признак находится в  диалектическом согласии с третьим  признаком административного наказания, в соответствии с которым оно  применяется к лицу, признанному  виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме  того, он выступает отличительным  признаком карательных мер юридической  ответственности, поскольку это  положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может  произойти, например, и после смерти делинквента.

Личный характер административного  наказания не утрачивает своего значения и в случаях привлечения к  административной ответственности  юридических лиц. "Личность" юридического лица проявляется особым образом - через  корпоративную обособленность физических лиц, совокупность их экономического потенциала, сосредоточенного на реализации конституционных  прав и свобод граждан, являющихся его  членами (участниками, учредителями). В  данном случае юридическое лицо по своей сути является объединением, которое создано гражданами для  совместной реализации как личных, так и политических, социально-экономических  и (или) культурных прав.

Шестой признак административного  наказания заключается в том, что оно применяется широким  кругом уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях  органов и должностных лиц.

Информация о работе Административное наказание: понятие, виды, порядок применения