Административное наказание: понятие, виды, порядок применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
Дать понятие административного наказания;
Изучить основные виды административных наказаний;
Рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды административного наказания………………………5
1.1.Понятие административного наказания……………………………………..5
1.2. Виды административных наказаний и их применение…………………...10
Глава 2. Порядок наложения административных наказаний………………....23
2.1. Принципы назначения административного наказания…………………...23
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………….27
2.3.Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения………………………………………………………………………...28
Заключение. ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая По АП.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный им имущественный ущерб  и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или организации, то судья при  решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке  гражданского судопроизводства.

В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или  должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.21

2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную  ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого  административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или  устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного  волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное  лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими  и обстоятельства, не указанные в  законе, например преклонный возраст  нарушителя, его болезнь, безупречное  поведение на производстве и в  быту до совершения правонарушения и  т.д.

Обстоятельствами, отягчающими  ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение  противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц  прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).22

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены  в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного  правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом  нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В  то же время, если лицо совершило несколько  административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним  и тем же органом (должностным  лицом), наказание назначается в  пределах только одной санкции, установленной  за более серьезное нарушение. В  этом случае к основному наказанию  может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных  правонарушений.

2.3.Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения

При решении вопроса о  привлечении правонарушителя к  административной ответственности  учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно  не может быть назначено позднее  двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и  на некоторые другие случаи, когда  предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения  административного правонарушения.

Судье следует иметь в  виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены  сроки давности привлечения к  административной ответственности, истечение  которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство  лица, в отношении которого составлен  протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.23

Так, например, в Постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 1487/05 говорится, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводами нижестоящих инстанций о том, что срок привлечения к административной ответственности за эксплуатацию автозаправочной станции без лицензии на момент вынесения соответствующего решения еще не истек. Суды неправильно посчитали, что поскольку дело было рассмотрено в установленный срок и резолютивная часть решения была также объявлена еще в пределах двухмесячного срока, следовательно, не было оснований для отказа в удовлетворении требований о привлечении к ответственности. Вместе с тем согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме, поэтому изготовление соответствующего решения в полном объеме за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности, свидетельствует о пропуске этого срока.24

За административные правонарушения, влекущие применение административного  наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного  правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня  его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении  уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях  нарушителя признаков административного  правонарушения административное наказание  может быть назначено в названные  выше сроки, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении  уголовного дела либо о его прекращении.

Кодекс об административных правонарушениях определяет срок погашения  административного наказания, т.е. прекращения  состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы на основании  проведенных исследований можно  сделать следующие выводы.

Административное наказание  является одним из основополагающих институтов административного права  и как определенная разновидность  мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая  в установленном порядке к  виновному лицу, совершившему административное правонарушение. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

Административные наказания  осуществляют цели общей и частной  превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

Система административных наказаний  включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет  учесть при назначении наказания  личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

КоАП РФ устанавливает  девять основных видов административных наказаний. В зависимости от тяжести  правонарушения устанавливается и  наказание. Самым распространенным наказанием является административный штраф. Он предусмотрен во всех статьях  Особенной части Кодекса, а также  в законах Российской Федерации  об административных правонарушениях. В зависимости от вида административного  правонарушения, административные наказания  могут назначаться судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении.

Наложение административного  наказания осуществляется с соблюдением  общих правил, установленных в  соответствии с принципами равенства  перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается  Кодексом, но следует учитывать, что  в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное  лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

Список нормативно-правовых актов:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (по состоянию на 20.09.2011)// Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  3. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ - 2002 - № 30.
  4. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию": Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изм. от 21.04.2011 № 80-ФЗ).// Российская газета, № 159, 22.08.1996.
  5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)": Федеральный закон от 26 октября 2002г. №127-ФЗ, ( в ред. от 18.07.2011 N 228-ФЗ)// Собрание законодательства РФ -2002 - № 43.
  6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2005 г. № 1487/05 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 11.
  7. "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова": Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П.
  8. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23) // БВС РФ – 2005. - № 5.

Использованная литература:

  1. Административное право. Под ред. Попова Л.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703с.
  2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М.: Норма, 2004. – 304с.
  3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право.3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.
  4. Виговский, Е.В. Отдельные виды наказаний за административные правонарушения // Российская юстиция, 2008. - № 12. – С. 23-25.
  5. Дугенец А.С. Административно - юрисдикционный процесс: Монография – М., 2003. - 274с.
  6. Дугенец, А. С. Вопросы уплаты административного штрафа // Юрист. 2004, - № 10, - С.15-16.
  7. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. - 371с.
  8. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 728с.
  9. Комлев, В.Н. Административное приостановление деятельности // Российский судья, 2007. - № 2. – С.15-17.
  10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 860с.
  11. Максимов, И. В. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания //М.: Статут, 2007. - 260с.
  12. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. Липатова Э.Г., Чаннова С.Е. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 912 с.
  13. Стахов А.И. Административная ответственность. М.: Изд. группа Норма-ИНФРА-М, 2004. - 111с.
  14. Ходеев, Ф.П. Штраф как способ предупреждения взяточничества // Государство и право, 2007. - №1. – С. 112-113.
  15. Цветков Р.В. Обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания// Российский судья. 2007. - № 1. – С.27-29.

 

 

 

1 Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008. – С. 187.

2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право.3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. – С. 456.

3 Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. Липатова Э.Г., Чаннова С.Е. - М.: ГроссМедиа, 2008. – С. 85.

4 Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М.: Юрист, 2004. – С. 134.

Информация о работе Административное наказание: понятие, виды, порядок применения