Административное наказание: понятие, виды, порядок применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
Дать понятие административного наказания;
Изучить основные виды административных наказаний;
Рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды административного наказания………………………5
1.1.Понятие административного наказания……………………………………..5
1.2. Виды административных наказаний и их применение…………………...10
Глава 2. Порядок наложения административных наказаний………………....23
2.1. Принципы назначения административного наказания…………………...23
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………….27
2.3.Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения………………………………………………………………………...28
Заключение. ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая По АП.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 62) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".14

Конкретные административные правонарушения, за совершение которых  предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ст. 18.1 (ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11 КоАП РФ.

Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ст. 28.3 КоАП РФ), пограничными органами (ст. 28.3 КоАП РФ), органами, уполномоченными в области миграции населения (ст. 28.3 КоАП РФ). Процедура выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9 Кодекса).

Въезд в Российскую Федерацию  иностранным гражданам и лицам  без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего  пребывания были выдворены за пределы  Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения15.

Кодекс устанавливает, что  административное выдворение не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (граждане стран СНГ, которые могут служить с Вооруженных Силах РФ на контрактной основе).

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.

По своей сути дисквалификация  представляет собой ограничение  конституционного права на осуществление  предпринимательской и иной не запрещенной  законом деятельности (ст. 34 Конституции  РФ) за грубое или неоднократное  злоупотребление указанным правом.

Впервые дисквалификация  как юридический термин была введена  в оборот Федеральным законом  от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в ст. 9 которого понятие  дисквалификации было определено как лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом. Данный вид ответственности был предусмотрен для руководителя должника за неисполнение обязанности по подаче заявления в арбитражный суд или за преднамеренное банкротство.16

Административное наказание  в виде дисквалификации назначается  судьей. Дисквалификация устанавливается  и назначается только в качестве основного административного наказания. В Кодексе перечислены виды деятельности, применительно к которым может быть назначена дисквалификация.

Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к  ответственности за правонарушение, влекущее применение дисквалификации  в виде административного наказания, со дня совершения или обнаружения  правонарушения составляет один год, что  обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Административное  приостановление деятельности преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

Применение административного  приостановления деятельности при  рассмотрении дел об административных правонарушениях КоАП РФ возложил на федеральных районных судей судов  общей юридисдикции.

В КоАП РФ установлен максимальный срок (90 суток) административного приостановления  деятельности, но не указан минимальный  срок. Следует отметить, что главой 27 Кодекса предусмотрен временный (до 5 суток) запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений  юридического лица, эксплуатации агрегатов, зданий и других объектов, перечисленных  в ст. 27.16, до рассмотрения дела судьей. Данная мера устанавливается должностным  лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, и применяется, если за совершение правонарушения может быть назначено наказание  в виде административного приостановления  деятельности.

Законодатель рассматривает  административное приостановление  деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его  назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения  эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если судья сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата.17

Существенно повышена ответственность  индивидуальных предпринимателей путем  установления данного вида административного  наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения.

Исполнение постановления  об административном приостановлении  деятельности возлагается на судебного  пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12 КоАП РФ).

Кодекс (ст. 3.12, 32.12) предусматривает  возможность досрочного прекращения  судьей рассматриваемого наказания  по ходатайству лица, привлеченного  к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, что устранены обстоятельства, послужившие  основанием для назначения данного  наказания.

Таким образом, Кодекс устанавливает  девять основных видов наказаний. В  зависимости от тяжести правонарушения устанавливается и наказание. Самым  распространенным наказанием является административный штраф. Он предусмотрен во всех статьях Особенной части  Кодекса, а также в законах  Российской Федерации об административных правонарушениях. В зависимости  от вида административного правонарушения, административные наказания могут назначаться судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок  наложения административных наказаний

2.1. Принципы назначения  административного наказания

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность  за совершенное правонарушение, в  точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности  с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед  законом означает, что лица, совершившие  административные правонарушения, равны  перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места  нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные  функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно  к назначению административных наказаний  заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий  дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено  законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции  конкретной правовой нормы, предусматривающей  ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания  обеспечивается рядом правовых гарантий:

1) в Кодексе об административных  правонарушениях закреплена система  административных наказаний, за  пределы которой не может выйти  ни один правоприменитель;

2) в каждой правовой  норме (статье Кодекса) закреплены  вид и размеры наказаний;

3) за административное  правонарушение может быть наложено  из предусмотренного санкцией  правовой нормы ряда альтернативных  наказаний только одно основное  административное наказание;

4) назначение административного  наказания в рамках санкции  определяется компетенцией органа  и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;

5) законом установлено  правило, согласно которому за  одно и то же административное  правонарушение на виновного  может быть наложено только  одно основное либо основное  и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

В условиях реформирования российской государственности исключительно  важное значение приобретает обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания как способа защиты прав граждан. Соблюдение требований закона является гарантией обеспечения четкого функционирования системы правовых гарантий по защите интересов личности18.

При применении мер административного  принуждения не допускаются решения  и действия (бездействие), унижающие  человеческое достоинство.

Ст. 4.4 КоАП РФ закрепляет один из основополагающих принципов назначения административного наказания —  принцип назначения наказания при  совершении лицом нескольких административных правонарушений: при совершении лицом  двух и более административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое совершенное административное правонарушение. В Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается следующее разъяснение:

- в случае совершения  лицом двух и более административных  правонарушений за каждое из  них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание,  предусмотренное санкцией соответствующей  статьи КоАП РФ или закона  субъекта Российской Федерации,  даже если дела об этих правонарушениях  рассматриваются судьей одновременно;

- если лицом совершено  одно действие (бездействие), содержащее  составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  двумя и более статьями (частями  статей) КоАП РФ и рассмотрение  дел о которых подведомственно  одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.19

Индивидуализация административного  наказания выражается в том, что  при его назначении учитывается  характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Индивидуализация наказания  предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств  дела и личности виновного. Орган (должностное  лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.20

Информация о работе Административное наказание: понятие, виды, порядок применения