Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Основным средством воспитательной работы государственных и общественных организаций в нашей стране, важным средством укрепления законности, общественного порядка, организованности, дисциплины и морали является убеждение. Однако и государственное принуждение еще не исчерпало себя. Решительная борьба с нарушениями правопорядка, преступностью и причинами, их порождающими, объективно предполагает использование в отношении отдельных лиц, нарушающих российские законы, мер государственного принуждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принуждение

2.1. Понятие

Принуждение используется в российском государстве в целях искоренения преступности, в целях охраны государственной, муниципальной и частной собственности, общественного правопорядка. Оно осуществляется в отношении граждан, совершающих антиобщественные поступки, состоит в исправлении и перевоспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений, укреплении российской законности.

Принуждение в российском государстве не имеет целью причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.2 Вместе с тем оно не лишено карательного и устрашающего элементов, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение преступлений, исправление правонарушителей.

Принуждение - это метод  воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих  антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, имущественного, организационного и  физического характера, имеющих  целью преобразовать волю подвластного, добиться подчинения, а также предупредить новые правонарушения. Этот метод  можно понимать как утверждение  воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.

Применение государственного принуждения обусловливается необходимостью обеспечения государственной безопасности, охраны государственной, муниципальной  и частной собственности, поддержания  общественного порядка, охраны прав и свобод российских граждан от противоправных посягательств.

Применение мер принуждения  выражает государственно-властный характер полномочий субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию. Компетенция  применяющих органов, полномочия их сотрудников на применение принудительных мер устанавливаются соответствующими законами, указами, постановлениями Правительства и рядом других нормативных актов.

Административное принуждение служит правовым средством защиты общественных отношений от противоправных посягательств.

Содержание мер административного  принуждения состоит в причинении лицу какого-либо морального, материального  или физического ущерба, какого-либо ограничения или стеснения его  личных или имущественных прав. Это  свойство принуждения используется для достижения ряда целей:

предупреждение возможных  правонарушений и наступления опасных для общества последствий;

пресечение возникших  противоправных действий;

наказание лиц, виновных в  совершении административных проступков.

следует отметить профилактическое значение административно-правового  принуждения в борьбе с правонарушениями. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные  инспекции и другие объекты исполнительно-распорядительной деятельности систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Классификация мер принуждения

Поскольку меры правового  принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в  зависимости от избранного критерия. Так, например, по субъекту можно различать  государственно-правовое и общественно-правовое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

Исходя из целей обеспечения  правопорядка, все меры административного  принуждения можно разделить  на три основные группы:

административно-предупредительные  меры, которые включают в себя: проверку документов; вхождение в жилые помещения граждан; прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов; использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы ряд других.

Они носят четко выраженный профилактический характер.

Меры административного  пресечения, которые в свою очередь можно подразделить на обычные и особые меры пресечения.

К особым относятся применение оружия и средств физического воздействия (приемов боевой борьбы, служебных собак, дубинок, наручников и т.п.).

Обычные включают в себя: административное задержание граждан; принудительное лечение; запрещение эксплуатации автотранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности движения; приостановление работы объектов разрешительной системы; привод в органы полиции, и др.

Пресечение возможно лишь при явной неправомерности деяния: административные взыскания, в качестве которых применяются: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Основанием применения административно-предупредительных  мер служит наступление предусмотренных  законом определенных особых условий, как связанных, так и не связанных  с деяниями человека. Ими могут  быть пожар, наводнение, авария, несчастный случай, преследование преступников и т.д.

Основанием применения мер  административного пресечения и  взыскания является деяние человека, которое при наличии определенных признаков, предусмотренных нормой права, может рассматриваться в  качестве административного проступка  и основания для наказания. Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью, что  может выражаться как в реальном вреде (мелкое хулиганство, безбилетный  проезд), так и в создании условий, благоприятных для наступления  вреда (нарушение пешеходом правил уличного движения, управление транспортом  в нетрезвом состоянии, нарушение  правил приобретения, хранения и пользования  взрывчатыми веществами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами). Исходя из степени общественной опасности  правонарушения, решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

Административно-предупредительные  меры. Проверка документов. 3Проверяя документы, сотрудники полиции вторгаются в сферу прав и личных интересов граждан, поэтому правомерность этого акта, строжайшее соблюдение российской законности в процессе его выполнения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо органов полиции не имеет права требовать предъявления документов без достаточных к тому оснований.

В нормативных актах содержатся следующие основания проверки документов: паспорта или других документов, удостоверяющих личность; у лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного опасного правонарушения, а также у нарушителей общественного порядка в случае отказа уплатить штраф на месте; в случае необходимости составить административный протокол; удостоверения на право управления транспортом, талона технического паспорта - у водителей, если они пренебрегли правилами движения; документов - у лиц, в отношении которых имеются данные о нарушении ими порядка регистрации по месту временного проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Органы и  должностные лица, имеющие право  применять меры административно-правового  принуждения.     

Проверка документов служит двум конкретным целям: при отсутствии противоправных действий она применяется  для предупреждения правонарушений или вредных последствий (мера административного  предупреждения); в случае правонарушений она является составной частью мер (в частности, уголовно-процессуальных), обеспечивающих пресечение правонарушений и наказание виновных;

У сотрудников полиции входить в жилые помещения граждан. В нашей стране неприкосновенность жилища4 охраняется законом. Порядок вхождения сотрудников полиции в жилые помещения граждан с целью производства осмотра места происшествия, обыска, выемки или наложения ареста на имущество регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.

Правовые акты разрешают  сотрудникам полиции входить в жилые помещения граждан:5 для пресечения преступлений и нарушений общественного порядка; для преследования и задержания преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений; для розыска преступников; для проверки соблюдения паспортного режима; при стихийных бедствиях угрожающих общественному порядку, личной и имущественной безопасности граждан.

В некоторых случаях эта мера используется в целях предотвращения правонарушений или наступления вредных последствий, а при некоторых обстоятельствах эта же мера является средством пресечения преступлений и нарушений общественного порядка.

Прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов. Эта мера используется в интересах российских граждан, в целях обеспечения  безопасности движения транспорта и  пешеходов, и обусловливается рядом  обстоятельств, предусмотренным нормативными актами, в частности - Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам РФ.

Работники Госавтоинспекции намечают режим движения транспорта и пешеходов, запрещая движение на отдельных  улицах и дорогах, ограничивая стоянки, обгон, повороты на перекрестках, скорость движения и т.д. Все эти меры направлены на упорядочение движения, на создание необходимых удобств для населения, на то, чтобы повышать пропускную способность улиц и дорог, обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов.

Использование сотрудниками полиции транспортных средств в служебных целях6. В интересах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью работники полиции имеют право в неотложных случаях использовать без оплаты свободные или занятые грузом, пассажирами транспортные средства, принадлежащие государственным органам, коммерческим и некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам.

Правовые акты устанавливают  исчерпывающий перечень оснований  для использования данной меры: преследование скрывающихся преступников; доставление в милицию задержанных преступников и злостных нарушителей общественного порядка; доставление в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи; выезд к месту происшествия или стихийного бедствия в случаях, не терпящих отлагательств.

Госавтоинспекторам и инспекторам дорожного надзора предоставлено право использовать грузовые автомобили для транспортировки машин, поврежденных при авариях или неисправных.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы. Он устанавливается за особо  опасными преступниками, освобожденными из исправительно-трудовых учреждений. Административный надзор устанавливается  не за всеми лицами, вернувшимися из исправительно-трудовых колоний и тюрем, а лишь за теми из них, которые являются носителями устойчивых антиобщественных взглядов и от которых можно ожидать новых преступлений.

Основаниями для установления надзора являются: приговор или определение суда, вступившие в законную силу, по которым данное лицо признано особо опасным рецидивистом; заключение администрации исправительно-трудового учреждения о необходимости установить надзор за лицом, освобожденным из места лишения свободы; материалы органа полиции, свидетельствующие о систематическом нарушении лицом, освобожденным из мест отбытия наказания, общественного порядка (документы о привлечении к административной ответственности, копии приговоров судов об осуждении за вновь совершенные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и другие данные).

Административное задержание. Конституция Российской Федерации  особое внимание уделяет гарантиям  неприкосновенности личности в российском обществе.7 Никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, строго предусмотренных законом: при отказе правонарушителя подчиниться законным требованиям о прекращении действий, нарушающих общественный порядок или угрожающих общественной безопасности; в случае необходимости составить протокол о совершенном административном правонарушении; при отказе уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, а также при возникновении сомнений в правильности указания адреса и фамилии и при отсутствии свидетелей, которые могут подтвердить эти данные.

По своей юридической природе административное задержание относится к мерам, которые применяются с целью пресечения, прекращения противоправных действий определенного характера - административных правонарушений. В зависимости от характера правонарушения административное задержание может состоять в задержании на месте совершения правонарушения для составления протокола или в задержании и доставлении в органы полиции.

Принудительное  лечение. Особенностью этой меры является то, что она применяется в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья нарушителя.

Существуют три вида принудительного  лечения: страдающих психическими заболеваниями; заразных больных; пьяниц и наркоманов.

Отличаются друг от друга правовыми актами, которые их регламентируют, основаниями, целями и порядком применения.

Предупреждение (подписка) о прекращении противоправного  поведения. Содержание этой меры состоит в том, что нарушителю разъясняется противоправный характер совершенных им действий, он предупреждается о возможности привлечения к ответственности и у него берется подписка о прекращении нарушения соответствующего правового акта. Предупреждение (подписка) может применяться лишь при установлении состава правонарушения.

Информация о работе Административное принуждение