Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа
Основным средством воспитательной работы государственных и общественных организаций в нашей стране, важным средством укрепления законности, общественного порядка, организованности, дисциплины и морали является убеждение. Однако и государственное принуждение еще не исчерпало себя. Решительная борьба с нарушениями правопорядка, преступностью и причинами, их порождающими, объективно предполагает использование в отношении отдельных лиц, нарушающих российские законы, мер государственного принуждения.
В соответствии с законом компетентные органы используют предупреждение как меру административного пресечения: в отношении лиц, нарушающих паспортные правила в местностях, где введены специальные правила проживания и регистрации; в отношении лиц, нарушающих правила административного надзора.
Запрещение эксплуатации неисправного транспорта. В условиях быстрого количества роста автомашин, интенсивности движения для обеспечения его безопасности и профилактики дорожно-транспортных происшествий Госавтоинспекция проверяет техническое состояние транспортных средств в процессе эксплуатации, на линии, ежегодно проводит технические осмотры транспортных средств, обследует автомобильные хозяйства, авторемонтные предприятия, станции технического обслуживания.
В зависимости от характера технических неисправностей сотрудники Госавтоинспекции полномочны задержать машину на месте до устранения обнаруженного дефекта, возвратить машину в гараж для устранения неисправностей, снять номерные знаки до приведения машины в исправное состояние.
Приостановление работы объектов разрешительной системы. Государство устанавливает разрешительный, контролируемый порядок приобретения, хранения и перевозки таких предметов, как оружие и боеприпасы к нему, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества. Соответствующими нормативными актами разрешительный порядок распространяется также на открытие стрелковых тиров, оружейных магазинов, оружейно-ремонтных, пиротехнических и штемпельно-граверных мастерских. Бесконтрольное пользование названными предметами может нанести ущерб общественному порядку и безопасности.
Грубые нарушения правил разрешительной системы (отсутствие разрешения органов внутренних дел на открытие объекта, отсутствие условий, обеспечивающих безопасность его функционирования) должны немедленно пресекаться.
Привод в органы полиции. Эта мера административного пресечения направлена на эффективную борьбу с малозначительными правонарушениями и предоставляет право органам полиции в необходимых случаях подвергать приводу в органы полиции для официального предостережения и регистрации лиц, систематически допускающих нарушения общественного порядка и другие правонарушения, не повлекшие за собой применение мер административного или уголовного наказания.
Основанием для решения
вопроса о приводе могут
Применение оружия.8 В соответствии с законодательством о необходимой обороне сотрудники полиции, пресекая общественно опасные посягательства и задерживая преступников, могут защищать охраняемые Российским государством интересы путем причинения вреда посягающему и применять в качестве крайней меры оружие. Право необходимой обороны возникает в результате общественно опасного посягательства на любой охраняемый правом интерес - как общественный, так и личный.
на применение оружия может быть использовано только в исключительных случаях и в качестве крайней меры, поэтому особое значение приобретают правовые основания, условия правомерности и порядок применения оружия. Нормативными актами предусмотрены следующие основания:
при защите граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если других способов защиты нет;
при отражении нападения преступника, когда жизнь работника полиции подвергается непосредственной опасности;
при нападении на конвой полиции, если нападение не может быть отражено другими способами;
при задержании преступника,
оказывающего вооруженное сопротивление,
совершающего побег из-под стражи,
застигнутого при совершении особо
опасного преступления, когда другими
способами задержать его
при отражении нападения на объекты, подлежащие охране.
то же время применение
оружия может рассматриваться
нападение должно быть общественно опасным, противоправным и осуществляться активными действиями посягающего;
нападение должно быть наличным, действительным, а не мнимым;
защита должна соответствовать
характеру и опасности
защита должна совпадать во времени и пространстве с общественно опасным посягательством.
Административные взыскания
Предупреждение. Эта мера
оказывает моральное
Предупреждение влечет для
нарушителя наступление определенных
отрицательных последствий, обычно
морального характера. Повлечь наступление
определенных правовых последствий
оно может только тогда, когда
оно оформлено специальным
Административный штраф. Это денежное взыскание, налагаемое на правонарушителей административно-правовых норм компетентными органами государства или их полномочными представителями. Штраф является административным взысканием, воздействующим на правонарушителя материально. Его минимальный размер в настоящее время равен 1/10, а максимальный - 100 минимальным месячным размерам оплаты труда.
Возмездное изъятие предмета. Эта мера применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Она состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности правонарушителя.
мера, как правило, используется в качестве альтернативной.
Конфискация предмета. Административно-правовая конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Она всегда является специальной, т.е. производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты, продуктов браконьерства и др.). Конфискован может быть только предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.
Лишение специальных прав. Лишение прав есть ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется в отношении тех субъектных прав, которые ранее были предоставлены субъекту органами государственного (муниципального) управления. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган управления на время лишает его этого права. К числу таких прав относятся права управления транспортным средством и охоты. Разновидностью являются аннулирование и приостановление действия лицензии.
Исправительные работы. Это длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием по месту основной работы виновного и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.
Административный арест. Сотрудники полиции уполномочены приводить в исполнение решения об административном аресте.
Административный арест - это лишение правонарушителя свободы на срок от 3 до 15 суток с использованием его на физических работах. Арест как мера административного взыскания применяется за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции или народного дружинника лишь в исключительных случаях, когда применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.
Органы и должностные
лица, имеющие право применять
меры административно-правового
производстве по делам об административных правонарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе применять меры административно-правового принуждения. Это объясняется прежде всего разнообразием и спецификой многочисленных отраслей управления, необходимостью специальных знаний в каждой из них, различиями в компетенции.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать предусмотренные Особенной частью КоАП административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей. Приведу несколько примеров органов и должностных лиц, имеющих право от их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.
имени органов внутренних дел:
начальники или заместители начальников отделов (управлений) внутренних дел органов муниципального управления - предупреждение или штраф;
начальники органов внутренних дел (полиции) и их заместители, начальники линейных пунктов полиции, также и другие работники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;
начальники органов внутренних дел на транспорте и их заместители;
начальники или заместители начальников органов внутренних дел на транспорте, других органов внутренних дел, приравненных к отделам (управлениям) внутренних дел органов муниципального управления, а также - начальники отделений полиции, имеющихся в системе органов внутренних дел;
начальники или заместители начальников отделов (управлений) внутренних дел органов муниципального управления, органов внутренних дел на транспорте, а также - начальники отделений полиции, имеющихся в системе органов внутренних дел;
начальники и заместители начальников районных, городских и районных в городах отделов (управлений) внутренних дел, городских и поселковых отделений полиции; начальники органов внутренних дел и их заместители;
начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции, командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
государственные автомобильные инспекторы;
государственные автомобильные инспекторы дорожного надзора;
участковые инспекторы полиции.
имени органов государственного пожарного надзора имеют право налагать административные взыскания:
главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и его заместители;
старшие государственные инспектора по пожарному надзору;
государственные инспектора по пожарному надзору.
имени органов пассажирского
городского и междугородного
автомобильного транспорта и
электротранспорта в число
КоАП в разделе III, главе 16 приведен полный перечень органов, уполномоченных налагать административные взыскания в пределах своей компетенции. Помимо выше приведенных мной примеров, он включает в себя:
органы железнодорожного транспорта;
органы воздушного транспорта;
органы морского транспорта;
органы речного транспорта;
органы государственной инспекции по маломерным судам;
органы Российской транспортной инспекции;
органы госгортехнадзора;
Органы госатомэнергонадзора;
таможенные органы;
органы Министерства обороны РФ;
органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;
медицинские службы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющие санитарный надзор;
органы государственного ветеринарного надзора;
Органы охраны водных ресурсов;
федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации;
органы рыбоохраны;
органы лесного хозяйства;
органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты;
органы Государственной инспекции электросвязи системы Министерства связи РФ;
органы госсельтехнадзора;
органы, осуществляющие государственный пробирный надзор;
органы, рассматривающие дела о нарушении антимонопольного законодательства;
органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;