Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:13, контрольная работа
За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства.
1. Административно-правовой
статус граждан Российской
За прошедшее время
Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.
Российское государство, зафиксировав
права человека и гражданина в
Конституции, обязуется через деятельность
органов государственной
Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.
Целью данной работы является изучение
административно-правового
Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:
Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:
В правовых актах не отождествляется
правовой статус личности (человека) и
гражданина Российской Федерации. Гражданин
обладает большим объемом прав и
обязанностей, чем человек как
таковой. Лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации, не имеют некоторых
прав и обязанностей, принадлежащих
ее гражданам.
В формировании и реализации составляющих
административно-правового
Таким образом, административное право
конкретизирует права и обязанности
граждан, устанавливаемые
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью
гражданина понимается признаваемая за
ним законом возможность быть
субъектом административного
Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не
подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной
жизни, свобода совести и др.)
Однако, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего
на их систему, закреплённую
Конституцией Российской
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:
Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений. Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права, нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.
Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Оно реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии"4 и контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство
Российской Федерации.
Административная
Вся система административно-
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий граждан.
Так, Закон РФ от 19.04.91 "О занятости населения в Российской Федерации”6 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Рассматривая административно-
Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»7. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"8.
Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с заявлением о возмещении ущерба. 9
Статья 53 Конституции РФ устанавливает, что: «Каждый имеет право на
возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»
Статья 16 ГК РФ10 детализирует приведенную статью Конституции и устанавливает, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».
Заключение
Итак, гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина.
Важнейшим приоритетом административно-
Неотъемлемой составной
частью совершенствования
Особое место в структуре
административно-правового
Не следует забывать о
том, что юридическая
Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации