Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:13, контрольная работа

Краткое описание

За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства.

Вложенные файлы: 1 файл

В Кодексе о государственной службе одного из субъектов РФ областным законодателем было предусмотрено.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

                                    Библиографический список

                                             Правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (в посл. изм., внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. №51- ФЗ(в последней ред.ФЗ 6.12.2011 № 405-ФЗ)//Российская газета 1994.8 декабря;2011.7 декабря.

3. Федеральный закон «Об  оружии» от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ  ( в последней ред. ФЗ 06.12.2011 № 409-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 декабря; 2011. 17 декабря.

4. Федеральный закон «Об  основах государственной службы  в Российской Федерации» от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ (в последней ред.ФЗ 07.11.2000 № 135-ФЗ)// Российская газета 1991. 20 апреля; 2000. 7 декабря.

5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 аперля 1991г. № 1032-1-ФЗ (в последней ред. ФЗ 30.11.2011 N 361-ФЗ) // Российская газета. 1996. 6 мая; 2011. 5 декабря.

6. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. № 4866-1-ФЗ ( в последней ред. ФЗ 9.02.2009 № 4-ФЗ) // Российская газета.1993.12 мая; 2009.12 февраля.

 

                                       Научная литература

1. Агапов А.Б. Административное право России.- М.:Юрайт,2012. – 435с.

2. Бахрах Д.Н.Административное право России.- М.:Эксмо,2011. – 624 с.

3. Елагин Р.И.Административное  право России.- М.: Книжный мир,2011. – 384 с.

4. Конин Н.М.Административное право России.– М.:Проспект,2011.-448с.

5. Попов Л.Л.Административное право России.- М.:Проспект,2011.– 330с.

2.  Административно-правовые методы реализации исполнительной власти

                                            Введение

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.

Методы воздействия, как и формы  реализации исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления. Например, в постановлении Правительства обычно указываются цель его издания и конкретные способы (приемы) внешнего воздействия на объект управления, чтобы достичь поставленной цели. При этом могут быть указаны конкретные виды контроля, учета, проверок, оформляемых документов, материального и морального стимулирования, меры административного принуждения и т.д.

Целью данной работы является изучение административно-правовых методов  реализации исполнительной власти в  Российской Федерации.

 

По своим показателям метод управления есть средство целенаправ-ленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них - и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Главный критерий, необходимый  для разграничения названных  вариантов в методологическом смысле следующий: метод правового регулирования- функция административного права; метод управления- функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

 В административно-правовых  методах проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.12

Иная точка зрения на понятие  применения методов государственного управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты: - это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей; - это способы обеспечения преобладания, подчинения воли; - это способы организации, упорядочения происходящих в системе процессов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;- это средства достижения цели. Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. С общетеоритических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждение и принуждение.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Из множества классификационных  вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно- административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно- управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.13

С учётом названных качеств  административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - административные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредствованно в отличии от способов прямого властного воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие  условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки: а) прямое воздействие на волю; б) директивность, приказной характер; в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано; г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных; д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд; е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ; ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия  присущи следующие особенности: а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей; б) управленческие акты управомачивают на определенные действия; в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения; г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования; д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

В числе административно-правовых методов были упомянуты и средства индивидуального характера, используя  которые исполнительные органы обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулирование общественных отношений. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Естественно, что в первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого

рода средств.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. 14

Для административного принуждения  характерно следующее: а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами правовых мер властью уполномоченных на то исполнительных органов; б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти; в) меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формируют обязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ. г) как правило, меры административного принуждения применяются исполнительными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления.

Особое место отводится  мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных отношений. Оно заключается в том, чтобы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение каждым нижестоящим органом управления, его структурным подразделением или отдельным служащим распоряжений вышестоящих органов, подразделений и должностных лиц.

Меры административного  принуждения разнообразны. По целевому

назначению они могут быть подразделены на три группы: - административно-предупредительные меры; - административно-пресекательные меры; - меры административной ответственности.

Административно-предупредительные  меры принудительного характера, применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений.

Наиболее   типичными   являются   следующие   административно-предупредительные меры: а) контроль и надзорные проверки; б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); в) проверка документов, удостоверяющих личность; г) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях); д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; е) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания; ж) реквизиция имущества; з) закрытие участков государственной границы и т. п. Применение этих и других мер строго регламентировано.

Административно-пресекателъные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации