Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:47, курсовая работа
12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Введение
1. Теоретические основы правового института административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России
1.2 Институт иностранных граждан и лиц без гражданства в современном законодательстве Российской Федерации
1.3 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Механизм реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
2.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2.4 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации
3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.1 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.2 Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Из общего законодательства,
определяющего статус иностранных
граждан, имеются изъятия относительно
граждан государств, входящих в СНГ.
Они пользуются большей свободой
на пересечение границ Российской Федерации
в виду их «прозрачности» и др. Эти
изъятия устанавливаются
1.2 Институт иностранных
граждан и лиц без гражданства
в современном
Положения ч. 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России.
Статья 1 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.
Документальным подтверждением
гражданства иностранного государства
может служить, согласно ст. 24 Федерального
закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в
Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, также может служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации.
К лицам без гражданства
(апатридам) относятся лица, не принадлежащие
к гражданству Российской Федерации
и не имеющие доказательств
Вместе с тем ни Конституция, ни другие нормативные акты не устанавливают различий в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства. Действующее законодательство исходит из того, что они равны перед законом независимо от происхождения, официального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.
Согласно ч. 3 статьи 62 Конституции
РФ, на иностранных граждан
Из содержания данной и других статей Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина России, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
1.3 Принципы регулирования
административно-правового
В российском законодательства
закреплен принцип
Под национальным режимом
понимается предоставление иностранным
гражданам такого же правового режима,
какой предоставляется
Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Закон определяет отношение
иностранных граждан к
Принцип национального режима,
согласно которому и определяются принципы
административно-правового
· имеют право на судебную защиту своих прав;
· имеют право быть субъектами
предпринимательской
· равны наряду с другими категориями лиц перед законом и судом, т.е. они наравне со всеми привлекаются к административной ответственности и другим видам ответственности.
Исключения для иностранных граждан подразумевают, что они:
· не могут быть субъектами административной деятельности, т.е. они не могут быть наделены полномочиями в сфере административной юрисдикции как должностные лица органов исполнительной власти;
· при заключении трудового договора в отношении них должна быть соблюдена соответствующая процедура и др.
2. Механизм
реализации прав и
2.1 Основные права, свободы
и обязанности иностранных
Основные права, свободы
и обязанности иностранных
Основы правового положения личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института являются:
· гражданство;
· основные права, свободы и обязанности личности.
В данном случае речь пойдет только о втором компоненте данного правового института.
На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах.
Допускается признание двойного гражданства, т.е. возможности гражданина РФ одновременно иметь гражданство другого государства. Граждане, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании ограничиваться в правах и уклоняться от выполнения обязанностей.
Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане. Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в виду, что статус граждан и неграждан различен. Права и обязанности гражданина России шире, чем права человека.
В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции, правах и свободах личности, необходимо учитывать их особую юридическую природу. Главные их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в текущем законодательстве, заключается в следующем:
· конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе прав, закрепляемых текущим законодательством, нормами других отраслей права;
· они принадлежат личности независимо от ее индивидуальных особенностей;
· они для всех равны;
· они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина - не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;
· основные права, свободы и обязанности заключаются в Конституции, т.е. в правовом акте, имеющем высшую юридическую силу.
В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства, основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
К политическим правам и свободам
иностранных граждан и
Социально-экономические
права и свободы - это право
частной собственности, свобода
предпринимательской
Культурные права - это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.
Основные конституционные
обязанности - это конституционно закрепленные
и охраняемые правовой ответственностью
требования, которые предъявляются
к поведению любых лиц, находящихся
на территории государства, либо только
к поведению собственных
Конституция РФ возлагает
на всех обязанность соблюдать
Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов государственной власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по правам человека. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями6.
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации.
В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права:
· участвовать в управлении делами государства;
· участвовать в референдумах, выборах;
· избираться в органы государственной власти и самоуправления;
· состоять на государственной службе;
· участвовать в осуществлении правосудия.
Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции, иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.
На граждан иностранного государства, согласно ст. 59 Конституции, не распространяется обязанность несения воинской службы, а также нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения двойного гражданства.
Для России, продолжающей перестройку своей экономической системы и заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут
устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий7.
Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ