Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы правового института административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России
1.2 Институт иностранных граждан и лиц без гражданства в современном законодательстве Российской Федерации
1.3 Принципы регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Механизм реализации прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
2.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
2.2 Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
2.4 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации
3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.1 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.2 Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

· непринятие российскими  гражданами мер по обеспечению в  установленном порядке своевременной  регистрации иностранных граждан  и лиц без гражданства и  выезда их за пределы РФ по истечении  определенного срока пребывания в РФ (ч.2 данной статьи);

· предоставление жилого помещения  или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся  в РФ с нарушением порядка или  правил транзитного проезда через  российскую территорию (ч.3 данной статьи).

Субъектами правонарушения по данной статье являются:

· по ч.1 - должностные лица организаций (независимо от формы собственности), принимающих в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих  обязанности, связанные с соблюдением  условий пребывания в РФ и транзитного  проезда через территорию РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства;

· по ч.2 - российские граждане, пригласившие в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным  делам и предоставившие им жилое  помещение;

· по ч.3 - граждане, должностные  и юридические лица, предоставившие жилое помещение или транспортное средство либо оказавшее иные услуги иностранному гражданину или лицу без  гражданства, находящимся в РФ с  нарушением порядка или правил транзитного  проезда через российскую территорию.

Субъективная сторона  для физических лиц характеризуется  виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП.

Статья 18.10. предусматривает  ответственность за нарушение правил привлечения и использования  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы

Объектом правонарушения является порядок привлечения и  использования в РФ иностранной  рабочей силы.

Работодателями в контексте  данной статьи являются:

· российские юридические  лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории РФ;

· иностранные юридические  лица, реализующие на территории РФ заключенные ими контракты;

· отдельные российские и  иностранные физические лица и лица без гражданства, проживающие на территории РФ и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение описанных выше правил привлечения и использования  в РФ иностранной рабочей силы.

Субъектами правонарушения являются работодатели (ч.1 данной статьи) и иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 данной статьи), обязанные соблюдать правила  привлечения и использования  в РФ иностранной рабочей силы.

Субъективная сторона  для физических лиц характеризуется  виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

В данных случаях субъектом  административной деятельности, управомоченным налагать административные взыскания  по указанным статьям КоАП РФ являются соответствующие должностные лица Федеральной миграционной службы, обладающие специальной правоспособностью  в сфере административной юрисдикции12.

Руководство Федеральной  миграционной службы считает, что благодаря  всем этим нововведениям можно будет  полностью решить проблему нелегальной  миграции. А вот руководители предприятий, у которых истекает срок действия разрешения на работу иностранных сотрудников, просто не знают, что делать: увольнять  людей, отправлять их в бессрочный отпуск и ждать, когда все документы  будут оформлены надлежащим образом, либо продолжать работать, но уже нелегально. Вот и получается, что инвесторы  сейчас находятся в подвешенном  состоянии. А многие уже сейчас пересматривают свою инвестиционную политику по отношению  к России13.

Никто не спорит с тем, что  государство должно иметь право  отказывать иностранцам работать на территории России. Но все же процедура  выдачи разрешений должна быть организована таким образом, чтобы удобно было всем. Например, проводить исследования востребованности среди россиян  тех или иных специальностей. Если известно, что граждане РФ не претендуют на какие-то рабочие места, предоставить их иностранцам, а работодателю выдать разрешение без препятствий.

Надо отметить, что МВД  получило от правительства поручение  уже во 2 квартале текущего года подготовить  свои «предложения по совершенствованию  механизмов реализации закона». Планируется  выпустить еще несколько подзаконных  нормативных актов, которые прежде всего коснутся работодателей, для  которых раньше существовал упрощенный порядок привлечения иностранной  рабочей силы. В данных нормативных  актах будет учтен опыт работы Федеральной миграционной службы14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В работе рассмотрены проблемы правового регулирования административно-правового  статуса иностранных граждан.

Традиционным принципом  российского законодательства закреплен  принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Под национальным режимом  понимается предоставление иностранным  гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами  и несут те же обязанности, что  и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены  условия участия иностранных  граждан в трудовых отношениях.

Постоянно проживающие в  России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Закон определяет отношение  иностранных граждан к государственной  и муниципальной службе, к отдельным  видам деятельности, а также к  военной службе.

Федеральный закон 2002 г. предусматривает  разделение всех иностранцев на следующие  категории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие.

Практически каждый иностранный  гражданин, пересекающий границу Российской Федерации, должен заполнить миграционную карту. Это документ, содержащий основные сведения о въезжающем. А также  служащий для контроля за временным  пребыванием иностранного гражданина в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в России, если он более 90 суток, определяется сроком действия выданной ему визы.

Разрешение на временное  проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов России с учетом демографической  ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан  и лиц без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета  утвержденной Правительством квоты  разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным  категориям иностранных граждан. В  их число входят те, кто родился  на территории РСФСР и состоял  в гражданстве СССР или родился  в России; а также признанные нетрудоспособными  и имеющие дееспособных сына или  дочь - граждан России; состоящие  в браке с гражданином России, имеющие место жительства в России; осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ. Для получения разрешения на временное проживание лицу следует  обратиться в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел или в дипломатическое  представительство (консульское учреждение) Российской Федерации. Решение соответствующим  органом принимается в шестимесячный  срок.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований  иностранному гражданину или лицу без  гражданства по его заявлению  может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в Российской Федерации. До получения  вида на жительство лицо обязано прожить  в России не менее одного года на основании разрешения на временное  проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство те же, что и в случае отказа в  выдаче разрешения на временное проживание. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также  порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане подлежат административной ответственности  на общих основаниях.

Однако существуют составы  административных правонарушений, субъектом  которых может быть только иностранец, например, КоАП РФ предусмотрены такие  виды правонарушений как статья 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства  режима пребывания в Российской Федерации», статья 18.12 КоАП РФ «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания»

В последнее время в  Российской Федерации остро встала проблема нелегальной иммиграции.

На сегодняшний день эта  проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждым днём все привлекательнее  для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы, в первую очередь финансовые.

Это связано с тем, что  основная масса иммигрантов направляется в Россию с целью заработков. Как  правило – это граждане из республик  бывшего СССР. Работодатели таких  иммигрантов с удовольствием  принимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такую же работу необходимо платить  гражданам России. При этом, как  правило, иностранные работники  работают без заключения трудового  договора, что соответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных  законодательством Российской Федерации.

Придавая значение охране интересов Российской Федерации  от нарушения пребывания иностранными гражданами законодатель Федеральным  законом от 9 мая 2004 г. № 37-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» внес изменения в  указанную статью в плане увеличения размера штрафа до диапазона от 10 до 15 МРОТ вместо установленного ранее  от 5 до 10 МРОТ.

В заключении можно сделать  вывод, что правовое регулирование  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных  законов полностью соответствует  стандартам международного права и  обеспечивает надежную защиту прав и  свобод иностранных граждан и  лиц без гражданства, находящихся  на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I Нормативные акты:

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская  газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Договор России  с Туркменистаном о правовом  статусе граждан Российской Федерации,  постоянно проживающих на территории  Туркменистана, и граждан Туркменистана,  постоянно проживающих на территории  Российской Федерации, от 18 мая  1995 г. // Дипломатический вестник  1995 г. № 6.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 9.05.2004 г.). // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О  порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). // «Российской газете» от 22 августа 1996 г.

5.

7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах  государственной службы Российской  Федерации» (с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая  2003 г.). // «Российская газета» от 3 августа 1995 г.

8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации» (с изм.  и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г.). // «Российская газета» от 31 июля 2002 г.

9.

10. Указ Президента РФ  от 16 декабря 1993 г. N 2145 «О мерах  по введению иммиграционного  контроля» // «Российская газета»  от 30 декабря 1993 г.

11.

13. Постановление Правительства  РФ от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении  перечня территорий, организаций  и объектов, для въезда на которые  иностранным гражданам требуется  специальное разрешение». // «Российская  газета» от 16 октября 2002 г.

14. Постановление Правительства  РФ от 30 октября 2002 г. № 782 «Об  утверждении квоты на выдачу  иностранным гражданам приглашений  на въезд в Российскую Федерацию  в целях осуществления трудовой  деятельности» // «Российская газета»  от 6 ноября 2002 г. № 212.

15.

17. Постановление Правительства  РФ от 8 сентября 1994 г. N 1020 «Об утверждении  Положения об иммиграционном  контроле» // «Российская газета»  от 17 сентября 1994 г.

II Специальная литература:

18.

19. Административная деятельность  органов внутренних дел: Часть  особенная: Учебник / Анисимова  Н.П., Антонов С.Н., Бочаров С.Н.  и др. - 3-е изд., с изм. и доп.. - М.; Изд-во Моск. акад. МВД России, Щит, 2001. - 362 с.

20. Административная ответственность  иностранных граждан в СССР: Автореф.  дис. ... канд. юрид. наук / Олефир В.М.. - Киев, 1988. - 23 с.

21.

22. Административное право  Российской Федерации: Учебник  / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов  Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2003. - 592 с.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ