Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:16, курсовая работа
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Введение…………..…………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры……………………………………………………...4
1.1 Административно-правовая норма как вид норм права…………….4
1.2 Функции административно-правовых норм………………………....6
1.3 Структура административно-правовых норм……………………..…8
2. Виды административно-правовых норм…….………………………10
2.1 Классификация норм административного права…..……………….10
2.2 Юридическое содержание и юридический характер административно-правовых норм…………………………………………...12
3. Реализация административно-правовой нормы…..…………………16
4. Действие норм административного права……..…………………….19
Заключение……………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………..23
Приложение 1
Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Научный руководитель:
Выполнил студент гр.06113
_______________Миронова Н.В.
Томск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………..…………………………………………
2.2 Юридическое содержание и
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..23
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера.
Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.
Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, использование, соблюдение и применение правил, определяемых нормами административного права, гарантируются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Творческая роль норм административного права проявляется не только в самом регулировании общественных отношений, но и в его воспитательном воздействии на людей в формировании у них правосознания. Однако воспитательное значение норм административного права не является его специфической функцией, ибо средствами воспитания являются и мораль, и нравственность, и искусство.
Сама цель норм административного права предопределяет добровольное их соблюдение большинством субъектов административного права. Принуждение применяется в случае неисполнения или нарушения требований административно-правовой нормы.
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.
Норма права – это рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм: – представляют собой правила поведения людей в обществе; – выступают правилами поведения общего характера.
Общий характер правовой нормы, состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.
Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений.
Административно-правовая норма – это нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления уполномоченными органами государства исполнительной и распорядительной деятельности.
Административно-правовая норма по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.
Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.
К особенностям административно-правовых норм относятся:
а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;
в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;
г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности. Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);
е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;
Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде всего необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочивание и совершенствование отношений, которые складываются в процессе государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.
Нормы административного
права также выполняют
Имеются достаточные основания для выделения обобщенно выраженных и имеющих различную целевую нагрузку подобных форм, в которых, по существу, обнаруживается содержание регулятивной функции административно-правовых норм.
1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административно-правовая норма есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
2. Правотворческая функция,
являющаяся выражением
3. Организационная функция,
проистекающая из
4. Координационная функция,
имеющая своей целью
5. Правоохранительная
функция, обеспечивающая как
Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация функций исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ. Важнейшее значение имеет ст. 2 Конституции РФ, утвердившая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Административное право базируется на принципе приоритета личности и ее интересов в жизни общества. Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации функций исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.
Установленное административно-правовой нормой правило поведения не может быть изменено с согласия сторон. Оно обязательно для выполнения как субъектом управления, так и управляемым им объектом. Поэтому при всей значимости иных способов регулирования управленческих отношений норма административного права является основным средством обеспечения крепкого правового режима государственного управления. Однако этим значимость административно-правовой нормы не ограничивается. Она выступает не только как регулятор отношений, которые возникают в сфере государственного управления, но и как регулятор общественных отношений, той или иной мерой связанных с управлением в иных сферах общественной жизни.