Административно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Содержание

Введение…………..…………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры……………………………………………………...4
1.1 Административно-правовая норма как вид норм права…………….4
1.2 Функции административно-правовых норм………………………....6
1.3 Структура административно-правовых норм……………………..…8
2. Виды административно-правовых норм…….………………………10
2.1 Классификация норм административного права…..……………….10
2.2 Юридическое содержание и юридический характер административно-правовых норм…………………………………………...12
3. Реализация административно-правовой нормы…..…………………16
4. Действие норм административного права……..…………………….19
Заключение……………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………..23
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик админ.право.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

- Российская газета.

      Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Действия норм административного права.

 

    Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

   Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

- правомерные; 

- неправомерные. 

    Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

   Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

     Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

       Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

       Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

      Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их. в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Союза Независимых Государств (СНГ).

    В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

      Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

     Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

   Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

   Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

    По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

    По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

     Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

      Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных — федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

      Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

     По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

     По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

    Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Правовые источники:

 

  1. Конституция РФ
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Кодекс Томской области об административных правонарушениях.
  4. ФКЗ РФ от 31.12.99 «О выборах Президента РФ».
  5. ФКЗ РФ от17.12.97 «О Правительстве РФ».
  6. ФЗ РФ от 14.06.94 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

 

Учебники и монографии:

 

1. Агапов А.Б. Административное право. М.: Изд-во «Юрайт», 2009

2. Административное право /Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право России. Часть 1, 2. М., 2009.

4. Административное право / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 2002.

дминистративное принуждение  и административная ответственность: 5.Сборник нормативных актов / Под ред. Ю.Н. Старилова. – М., 1998.

6. Бахрах Д.Н., Котельникова Е.В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. – 2005. – № 3.

  1. Калинина Л.А. Роль административной науки в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях // Государство и право. – 2005. – № 1. – С. 11-14.
  2. Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. – 2003. – № 4.
  3. Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. – Хабаровск, 1999.
  4. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы. М., 2004.
  5. Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управления государственной собственностью в России. – М., 2000.

Пономарев М.В. Экологическая  политика России и административная реформа // Законодательство и экономика. – 2005. – № 4. – С. 52-54.

  1. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / Под ред. Э.Н. Ренова. – М., 2004.
  2. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. – М., 2004.
  3. Лапина М.А. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Постатейный комментарий к Российскому законодательству. – М., 2003.
  4. Административное право: Учебно-методический комплекс / Отв. ред. В.Ф.Волович. – Томск, 2005.
  5. Административное право России / Отв. ред. Л.Л. Попов. – М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Административно-правовые нормы