Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:16, курсовая работа
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Введение…………..…………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры……………………………………………………...4
1.1 Административно-правовая норма как вид норм права…………….4
1.2 Функции административно-правовых норм………………………....6
1.3 Структура административно-правовых норм……………………..…8
2. Виды административно-правовых норм…….………………………10
2.1 Классификация норм административного права…..……………….10
2.2 Юридическое содержание и юридический характер административно-правовых норм…………………………………………...12
3. Реализация административно-правовой нормы…..…………………16
4. Действие норм административного права……..…………………….19
Заключение……………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………..23
Приложение 1
Приложение 2
Как и норма любой отрасли права, административно-правовая норма выполняет в общественной жизни соответствующие функции. Функция нормы административного права — это направление, в котором отражена социальная роль и основное ее назначение в определенный период общественной жизни. Среди основных необходимо выделить ту, которая присуща норме административного права независимо от государственного строя и политического режима, господствующего в государстве. Это функция организации и регулирования управленческих отношений, поскольку без нее невозможно превратить фактические отношения в сфере управления в административно-правовые. Однако к кругу основных нужно отнести и те функции, которые обуславливаются состоянием политического, экономического, социального режима в государстве.
Наряду с основными функциями, норма административного права выполняет и другие (дополнительные) функции. Среди них:
— функция обеспечения эффективной деятельности органов исполнительной власти и иных органов государственного управления;
— воспитательная функция;
— функция взаимодействия с нормами иных отраслей права.
Однако некоторые административно-правовые нормы непосредственно эти функции не выполняют. Их социальное назначение в другом: оказывать содействие осуществлению указанных функций.
Административно-правовая норма состоит из:
1) гипотеза – условие
действия административно-
2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права.
3) санкция – меры
административного и
Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.
Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст. 13 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности.
Диспозиция – центральная часть административно-правовой нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
В санкции административно-правовой
нормы указываются неблагоприятные последствия,
наступающие для нарушителей установленного
данной нормой правила. Санкция предусматривается,
как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного
или административного воздействия, причем
далеко не все нормы имеют таковые. Например,
нормы, регулирующие управленческую деятельность,
исходят из того, что взаимоотношения
между, вышестоящими и нижестоящими административно-
Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъектам исполнительной власти (государственного управления). Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государственно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления.
Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведены к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседневно связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторонами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образования (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором — негосударственные образования политического, социально-культурного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.
Следовательно, регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.
2. Виды административно-правовых норм.
2.1 Классификация норм административного права.
Административно-правовые нормы классифицируются (Приложение 2):
По целевому назначению:
-регулятивные-содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
- охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.
По предметам действия:
- по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.
- по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц) По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.
По юридической силе:
- законодательные акты;
- подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций. Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.
По сроку действия:
- временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
- постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:
- общефедеральные,
- устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть: общими, межотраслевыми, отраслевыми, местными.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
е) административно-правовой статус граждан,
Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
2.2. Юридическое содержание
и юридический характер
По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты – совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:
1. закрепляющие права,
2. определяющие формы и методы
реализации исполнительной
3. устанавливающие
4. регулирующие административно-
5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
6. определяющие основные
По содержанию административно-правовые нормы делятся на
а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;
б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности. (Приложение 3).
Можно выделить группы административно-правовых норм, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру, компетенцию органов исполнительной власти определяющие основные положения об организации и правовом положении предприятий, учреждений и организаций; определяющие формы и методы осуществления исполнительной власти; закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений в сфере исполнительной власти; регулирующие способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти; устанавливающие ответственность за различные правонарушения, которые не являются преступлениями; определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами и межотраслевому управлению.
Деление административно-правовых норм по содержанию имеет большое значение для изучения административного права, дает возможность группировать нормативный материал в определенной последовательности.