Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:08, реферат

Краткое описание

В настоящее время понятие «государственная служба» закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"1. Этот вид деятельности является профессиональным, то есть осуществляется на постоянной основе и квалифицированно. Назначение данного вида деятельности в обеспечении исполнения полномочий публичных субъектов. Таким образом, государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Содержание

Понятие государственной службыи ее соотношение с другими видами публичной службы
Система государственной службы в РФ
История развития института государственной службы в РФ
Принципы правового регулирования государственной службы
Государственная должность
Статус государственного служащего
права
обязанности.
ограничения
запреты
поощрения
Прохождение государственной службы
Должность в государственных органах: понятие, правовое содержание, виды
Соотношение понятий «государственная должность» и «должность государственной службы»
Статус государственного гражданского служащего, его структура и элементы
Должностной регламент государственного гражданского служащего
Права, обязанности, запреты и ограничения государственного служащего
Ответственность государственных служащих
Оплата труда гражданского служащего
Прохождение государственной гражданской службы
Поступление на гражданскую службу
Требования к служебному поведению гражданского служащего
Служебное время и время отдыха
Аттестация гражданских служащих
Квалификационный экзамен
Основания и порядок увольнения с государственной службы
Конфликт интересов
Индивидуальный служебный спор

Вложенные файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sluzhba.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Юридический институт

Кафедра государственного права

 

 

 

Государственная служба

 

 

 

Курсовая работа

студентки 2 курса

очной формы обучения

Морозовой Алены Евгеньевны

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Исин Булат Камильевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год


Содержание

  1. Понятие государственной службыи ее соотношение с другими видами публичной службы
  2. Система государственной службы в РФ
  3. История развития института государственной службы в РФ
  4. Принципы правового регулирования государственной службы
  5. Государственная должность
  6. Статус государственного служащего
    • права
    • обязанности.
    • ограничения
    • запреты
    • поощрения
  7. Прохождение государственной службы
  8. Должность в государственных органах: понятие, правовое содержание, виды
  9. Соотношение понятий «государственная должность» и «должность государственной службы»
  10. Статус государственного гражданского служащего, его структура и элементы
  11. Должностной регламент государственного гражданского служащего
  12. Права, обязанности, запреты и ограничения государственного служащего
  13. Ответственность государственных служащих
  14. Оплата труда гражданского служащего
  15. Прохождение государственной гражданской службы
  16. Поступление на гражданскую службу
  17. Требования к служебному поведению гражданского служащего
  18. Служебное время и время отдыха
  19. Аттестация гражданских служащих
  20. Квалификационный экзамен
  21. Основания и порядок увольнения с государственной службы
  22. Конфликт интересов
  23. Индивидуальный служебный спор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие государственной службы и соотношение её с другими видами публичной службы

В настоящее время понятие «государственная служба» закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"1. Этот вид деятельности является профессиональным, то есть осуществляется на постоянной основе и квалифицированно. Назначение данного вида деятельности в обеспечении исполнения полномочий публичных субъектов. Таким образом, государственная служба  – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Впервые на нормативном уровне деятельность по непосредственному исполнению полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, была разграничена ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная служба  - разновидность публичной службы наряду с муниципальной службой. В литературе встречаются мнения о целесообразности включения в публичную службу деятельности по исполнению полномочий и других публичных субъектов права – учреждений, предприятий и иных организаций, созданных для выполнения публичных задач, но к настоящему времени подобные предложения так и не вышли за рамки теоретических выкладок.

Публичная служба – это деятельность, направленную на удовлетворение публичного интереса и связанную с реализацией властных полномочий. Основное различие двух видов публичной службы в том, что муниципальная служба в первую очередь учреждается для обеспечения решения вопросов местного значения2, а обеспечение государственных полномочий осуществляется только в порядке делегирования полномочий3. Кроме того, муниципальные органы осуществляют управление самостоятельно в пределах своих полномочий4. В настоящее время вопросы муниципальной службы урегулированы в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации.

Существует некоторое различие между пониманием сущности государственной службы в европейской традиции и в условиях нашего государства. При определении понятия государственной службы в Европе подразумевается любая деятельность, которая осуществляется от имени, по поручению государства, за государственный счет и в связи с выполнением государственных функций5. Соответственно, в понятие включаются любые государственные учреждения, например, клиники и университеты, а госслужащий отождествляется с работником бюджетной сферы. Аналогичный подход к вопросу был распространен в СССР6. В современной России государственная служба – только такая деятельность, которая связана с осуществлением властных полномочий. Новое понятие сформировалось в 90-х годах из-за отказа от классовой системы и по экономическим причинам. Если бы новоявленное государство создало одинаковые условия социальной защиты и социального обеспечения, ему не хватило бы средств для нормального функционирования. Обеспечение социальными гарантиями госслужащих было приоритетней, так как они могли бы в этом случае начать использовать властные полномочия в корыстных целях. Компенсацией для работников бюджетной сферы стало отсутствие ограничений на иную, нерабочую, деятельность, и, в особенности, на получение сторонней прибыли.

§ 2. Система государственной службы в Российской Федерации

Система:

1) федеральная 

    • гражданская (в т.ч. альтернативная гражданская)
    • военная
    • правоохранительная 

2) государственная служба субъектов  РФ (существует только в виде  гражданской)7

 

До принятия ФЗ «О системе…» виды государственной службы не были законодательно регламентированы, однако в работах ученых нередко поднимался вопрос о возможных формах такого деления. Такие авторы, как А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, Н.П. Поборчая, В.М. Манохинеще в советский период высказывали идею выделения военной службы как самостоятельной разновидности государственной службы. В 90-е годы деление на гражданскую и милитаризованную государственную службу предложил Д.Н. Бахрах.8

В основу классификации взят функциональный признак (виды службы отличаются по тому, какие государственные функции осуществляются на должностях государственной службы). Особенность законодательного определения государственной гражданской службы по сравнению с другими видами заключается в отсутствии конкретизации ее функций, так как в законе не сказано, обеспечение каких именно полномочий государственных органов и государственных должностей является гражданской службой.В настоящее время лишь по отсутствию у служащего воинского, специального звания или классного чина, а также при указании наименования занимаемой им должности в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы или в реестре должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации деятельность служащего признается государственной гражданской службой.

Определения военной службы закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности») и в ст. 6 ФЗ «О системе». В качестве отличительных признаков военной службы в определении перечисляются функции государства, которые военная служба обеспечивает, органы и организации в которых могут учреждаться воинские должности, а «каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание9». Воинские звания присваиваются военнослужащим в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, однако само по себе наличие воинского звания не предполагает, что замещаемая государственным служащим должность является военной.

Наиболее неоднозначным с точки зрения формальной определенности и научной проработанности вопроса является выделение правоохранительной службы. В нормативном определении правоохранительной службы, закрепленном в ст. 7 ФЗ «О системе» перечислены не однопорядковые функции. Например, деятельность по борьбе с преступностью является составной частью деятельности по обеспечению законности и правопорядка. А обеспечение законности и правопорядка, в свою очередь, напрямую связано с обеспечением безопасности. Нельзя не обратить внимание на то, что деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина одновременно указана в числе основных принципов всей системы государственной службы. К сожалению, функции государства, перечисленные в определении понятия «правоохранительная служба», не позволяют четко отграничить правоохранительную деятельность от иных видов государственной деятельности.

Поскольку определение, закрепленное в ст. 7 ФЗ «О системе» вступит в силу после принятия федерального закона о правоохранительной службе, то, изучив действующие нормативные правовые акты, можно сказать, что к должностям правоохранительной службы в смысле ст. 7 ФЗ «О системе» могут быть отнесены должности в органах внутренних дел Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, прокуратуре, должности, учрежденные для обеспечения пожарной безопасности (МЧС РФ) и ряд других. Однако, пока не принят ФЗ «О правоохранительной службе», в ряде органов учреждаются должности только военной и гражданской государственной службы (например, ФСБ РФ, МЧС РФ и некоторые другие).

Здесь же необходимо отметить, что признанная в научной литературе и учебной дисциплине «Правоохранительные органы» система правоохранительных органов вовсе не означает, что служба в органах (организациях) перечисленных в учебниках как правоохранительные, относится к правоохранительной. Например, деятельность сотрудников аппаратов судов, судебных приставов - исполнителей – гражданская служба, хотя органы традиционно включаются в правоохранительную систему. А исполнение должностей в военной прокуратуре и военных судах – военная служба.

Система государственной службы помимо видов состоит и из уровней, что обусловлено федеративным устройством России и разграничением предметов ведения между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Согласно ст. ФЗ «О системе» на уровне субъекта федерации может учреждаться только государственная гражданская служба субъекта, хотя согласно ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

И, наконец, изменение системы государственной службы возможно только путем внесения соответствующих изменений в ФЗ «О системе10».

§ 3. История развития правового института государственной службы в России

В дореволюционной литературе государственная служба характеризовалась как публичная деятельность, которая могла осуществляться только при условии «принятия государственной должности», выраженная в совокупности действий, совершаемых служащими по поручению органов государственного управления.

Если говорить о нормативном регулировании государственной службы, то практически на протяжении всей истории государства Российского издавались нормативные акты, в том числе и кодифицированные, регулирующие с разной степенью детализации практически все институты государственной службы. Однако окончательное нормативное оформление модели государственной службы дореволюционной России произошло только с принятием Устава о службе по определению от Правительства, который вобрал в себя все законодательные акты о службе, начиная с «Табели о рангах всех чинов Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классном чине; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был», утвержденного указом Петра I от 24 января 1722 г.Дореволюционная модель государственной службы характеризовалась своей системностью (то есть нормативно выделялись виды службы), отсутствием ограничения круга организаций, в которых могли учреждаться должности государственной службы.

После 1917 года появилась практическая потребность в создании и обоснования новой модели государственной службы, соответствующей задачам и функциям Советского государства, поскольку с изданием Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», отменившего сословное и связанные с ним привилегии и ограничения, упразднившего звания и наименования гражданских чинов, а также - Декрета ВЦИК СНК РСФСРот 29 декабря 1917 г. «Об уравнивании в правах всех военнослужащих», в котором было указано, что «все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются», исключалась возможность преемственности модели дореволюционной государственной службы.

На уровне советской правовой доктрины государственная служба была признана разновидностью труда, осуществляемого по найму. Нанимателем в указанных трудовых отношениях являлось государство в лице государственных органов, учреждений и предприятий. Структура государственной службы определялась принадлежностью должности к государственной организации и особенностями выполняемых полномочий по должности - организация и выполнение государственного руководства, практическая и непосредственная реализация задач государства. Нормативные акты, регулирующие служебные отношения в государственных органах, являлись специальными по отношению к трудовому законодательству11.

Основные черты постсоветской модели государственной службы были сначала закреплены в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 22 декабря 1993 г., а затем в Федеральном законе 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Впервые нормативно были определены понятия: государственная должность, государственная должность государственной службы, государственная служба и государственный служащий. В этом законе государственные должности были разделены на категории «А», «Б», «В», но государственно-служебной деятельностью признавалось исполнение полномочий на государственных должностях категорий «Б», «В». Кроме того, в законе содержались нормы, закрепляющие основы правого статуса государственного служащего (права, обязанности, запреты, ответственность) и порядок прохождении государственной службы. Данный закон являлся специальным по отношению к трудовому законодательству, что являлось подтверждением сохранения советской трудо-правовой концепции государственной службы.

§ 4. Источники служебного права

Законодательство о государственной службе:

 

  • Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации“
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе“
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"
  • Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О полиции"
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

Информация о работе Государственная служба