Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста и формирования нового инновационного качества экономики. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3 1 Теоретические аспекты содержания образования………………………….6 Понятие и задачи образования в Российской Федерации………………….6 Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации…………………………………………………………………....10 2 Государственного управления в сфере образования Российской Федерации………………………………………………………………………..16 3Пути повышения эффективности управления сферой образования в РФ.25 Заключение………………………………………………………………………31 Список используемой литературы………………………….…………………33
1 Теоретические аспекты содержания
образования………………………….6
Понятие
и задачи образования в Российской Федерации………………….6
Понятие и общая характеристика
права на образование в Российской Федерации…………………………………………………………………....10
2 Государственного
управления в сфере образования Российской
Федерации………………………………………………………………………..16
3Пути
повышения эффективности управления
сферой образования в РФ.25
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………….…………………33
Введение
В современном обществе проблема
образования является одной из самых актуальных.
Государство внимательно следит за системой
образования и помогает ее развитию. «Образование - единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый
в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции определенных
объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического
и профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов» - гласит пункт 1 статьи 2 ФЗ
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании
в РФ». Закрепленное за каждым гражданином
РФ право на получение образования является
конституционным.
В настоящее время
растет понимание образования как важнейшего
фактора экономического роста и формирования
нового инновационного качества экономики.
Образование становится главной воспроизводительной
функцией социальной стороны общества,
играет значительную роль в создании условий
для профессионального самоопределения
и удовлетворения образовательных потребностей
личности, входит в состав основных приоритетов
российского общества и государства.
Значительным сдвигом
для развития образования стала возможность
предоставления образовательных услуг
на платной основе. Это расширило возможность
выбора учащимися уровня и вида образования
и позволило привлечь в учебные заведения
дополнительные финансы для их развития.
Помимо личных средств обучаемых, в системе
образования начали поступать значительные
объемы финансовых средств из других внебюджетных
источников. Это привело к формированию
системы многоканального финансирования
образования, дающего возможность образовательным
учреждениям частично компенсировать
недостаточное бюджетное финансирование.
Понятия государственной гарантии
бесплатного образования содержит ряд
законодательных неопределенностей: два
ограничивающих положения, касающихся
получения бесплатного образования –
«в пределах государственных образовательных
стандартов» и «если образование данного
уровня граждан получает впервые». Эта
неопределенность прослеживается также
в решении вопроса заработной платы работников
образования.
Исследование системы управления
образование в Российской Федерации
показывает, что она еще весьма далека
от совершенства, имеет недостатки
правового обеспечения государственного
управления образованием, характеризуется
отсутствием необходимых правовых средств,
гарантирующих реальную реализацию права
личности на образование. Не установлена
должностным образом юридическая ответственность
за право нарушения в области управления
образованием, на что обращается внимание
в научной литературе.
Актуальность темы
данной работы обусловлена тем, что образование,
получаемое каждым гражданином, является
следствием социального заказа государства
и общества и служит целям укрепления
национальной интеллектуальной мощи страны.
Цель данной курсовой работы
– выявить проблемы государственного
управления в сфере образования и предложить
их пути решения.
Задачи исследования:
- изучить понятие и задачи образования;
- исследовать правовую
основу государственного управления
в сфере образования Российской
Федерации;
- рассмотреть федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
управления в сфере образования;
- провести анализ общественного
контроля за деятельностью органов исполнительной
власти, осуществляющих государственное
управление в сфере образования.
Объект исследования – общественные
отношения, возникающие в процессе государственного
управления в сфере образования.
Предмет исследования – проблемы
государственного управления в сфере
образования и пути их решения.
Теоретической основой исследования
послужили работы таких авторов как Балашева
И.Н., Горохов М.Э, Дальман С.В., Коротков
Э.М.., Оверчук Т.И., Старилов Ю.Н., Сырых
В.М. и др.
Работа выполнена с помощью
следующих методов: диалектического, логического,
юридического анализа.
Структура работы включает
введение, три главы, заключение и список
литературы.
1Теоретические аспекты содержания
образования
1.1Понятие и задачи образования в Российской
Федерации
Образование - это процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся достижением
учащимися установленных государством
образовательных уровней. Уровень общего
и специального образования обуславливается
требованиями производства, состоянием
науки, техники и культуры, а также общественными
отношениями.1
Система образования в Российской
Федерации выступает в виде совокупности
следующих элементов:
1) государственных образовательных
стандартов и образовательных программ
различного уровня и направленности;
2) сети реализующих их
образовательных учреждений независимо
от их организационно-правовых
форм, типов и видов;
3) органов управления
в области образования и подведомственных
им учреждений и организаций.
Образовательная программа
определяет содержание образования, ее
уровень и направленность.
В Российской Федерации осуществляются
образовательные программы, подразделяющиеся
на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы
сконцентрированы на решение задач формирования
общей культуры личности, адаптации личности
к жизни в обществе, на создание основы
для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ. К общеобразовательным
относятся программы: дошкольного образования;
начального общего образования; основного
общего образования и среднего общего
образования.
Профессиональные образовательные
программы ориентированы на решение задач
последовательного повышения профессионального
и общеобразовательного уровней, подготовку
специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования,
а также послевузовского профессионального
образования.
В России введено несколько
уровней высшего профессионального образования
- высшее профессиональное образование
с присвоением квалификации «специалист»,
а также высшее профессиональное образование
с присвоением квалификации «бакалавр»
и «магистр».
Сфера образования, призванная
осуществлять передачу знаний от одного
поколения к другому, социологами и учеными-педагогами
традиционно признается основным социальным
институтом, поскольку обладает всеми
его признаками2:
1) устойчивая потребность
общества государства и личности в
образовании. Как раз благодаря образованию,
обществу удается удовлетворять потребности
в сохранении и передаче своей культуры
от поколения к поколению. С помощью образования
человек успешно познает достижения науки,
техники, литературы и искусства, усваивает
действующие в обществе социальные нормы,
развивает свои способности и реализует
их в какой-либо сфере социального бытия.
Государство также заинтересовано в наличии
этого принципа, поскольку именно образование
является эффективным средством подготовки
профессиональных кадров сферы государственного
управления;
2) разработка средств, необходимых
для реализации гражданином своего
права. Таким средством в сфере
образования является создание
сети учебных учреждений, в которых
осуществляется весь процесс
обучения, направленный на получение учащимися
знаний, умений, навыков и осуществляемый
под руководством преподавателя.
Государство в лице органов
управления образованием осуществляет
контроль за наличием у образовательных
учреждений необходимых средств для ведения
образовательной деятельности (например,
для того чтобы осуществлять образовательную
деятельность, необходимо иметь лицензию);
3) обеспечение социального
института необходимыми ресурсами
(финансовыми, материальными), которые
общество должно постоянно пополнять.
Согласно Закону РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ » Правительство
ежегодно выделяет финансовые средства
на образование, которые направляются
для приобретения необходимого оборудования,
учебников, на ремонт здания, на заработную
плату преподавателям, на стипендии студентам,
а также обеспечивает социальные льготы
в сфере образования;
4) наличие особой культурной
среды, необходимой для обеспечения
самопроизводства института, т. е. формируются
определенные правила поведения, которые
отличают людей, принадлежащих этому институту.
Задачи образования включают3:
- реализацию потребностей
каждого человека в образовательной
сфере, постоянное повышение образовательного
уровня населения страны;
- приведение системы воспитания
и обучения населения в соответствие
с образовательными потребностями
личности, общества и государства,
нормами отечественного и международного
права. Важнейшей целью федерального
государственного образовательного
стандарта общего образования
в части согласования потребностей
должна стать организация условий
самосогласования потребностных запросов
личности, общества и государства, нормами
отечественного и международного права;
- подготовку новых поколений
граждан к жизнедеятельности
в условиях современного общества,
его научных и технологических
достижений. Так, цель высшего профессионального
образования заключается в подготовке
и переподготовке специалистов
соответствующего уровня, удовлетворении
потребностей личности в углублении
и расширении образования;
- социальную интеграцию
различных групп общества независимо
от их этнической принадлежности,
психического и физического здоровья,
доходов, религиозных и политических
убеждений;
- обеспечение равных стартовых
возможностей россиян в сфере
образования. Совершеннолетние граждане
РФ имеют право на выбор
образовательного учреждения и
формы получения образования. Граждане,
получившие образование в неаккредитованных
образовательных учреждениях, в
форме семейного образования
и самообразования, имеют право
на аттестацию в форме экстерната
в аккредитованных образовательных
учреждениях соответствующего типа.
Граждане РФ имеют право на
получение впервые бесплатного
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, начального
профессионального образования
и на конкурсной основе среднего
профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального
образования в государственных
или муниципальных образовательных
учреждениях в пределах государственных
образовательных стандартов;
- формирование и развитие
единого образовательного пространства
России на федеральном и мировом
уровнях.
Подводя итог, можно сделать
вывод, что образование находится в сфере
первоочередных государственных интересов.
От состояния образовательной системы
во многом зависит будущее Российского
государства, его экономическое развитие,
уровень благосостояния в обществе. С
образованием связываются надежды на
модернизацию экономики и увеличение
темпов экономического роста. Наконец,
в связке с наукой образование представляет
собой одну из наиболее существенных гарантий
национальной, региональной и международной
безопасности.
1.2 Понятие и общая характеристика
права на образование в Российской Федерации
Право на
образование - конституционное право на
получение определенной суммы знаний
в соответствии с государственными образовательными
стандартами. Закрепляя Право на образование,
Конституция РФ (ст. 43) определяет различные
подходы к получению основных видов образования.
Государство обязано гарантировать гражданам
общедоступность и бесплатность начального
общего, основного общего (в объеме 9 классов
общеобразовательной школы), среднего
(полного) общего образования (в объеме
10—11 классов) и начального профессионального
образования. Конституция РФ включает
в данный перечень также дошкольное и
среднее профессиональное образование.
Основное общее образование в РФ является
обязательным. Получение полного общего
образования — индивидуальное право каждого.4
Впервые
в России Конституция 1993 года (ст.17
ч.2) закрепила положение : естественные
права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения. Ранее
в нашем государственно-правовом механизме
господствовала другая точка зрения о
том, что права человеку принадлежат не
от рождения, а предоставляются государством.
Хотя права
и свободы – это определяющий
фактор при строительстве права
и государства, они не только
имеют естественные ограничения,
но и регулируются правом. Об
их регулировании прямо говорит
пункт «в» ст.71 Конституции РФ.
Право
на образование принадлежит к
совокупности основных прав и
свобод человека. Оно закреплено
во Всеобщей декларации прав
человека (1948 г.) (ст. 26), в (1966 г.) (ст. 13, 14),
в Конвенции о правах ребенка (1989 г.) (ст.
28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных
свободах человека (1995 г.) (ст. 27). Право
на образование относится к тем правам,
которые находятся под защитой Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.) (Протокол № 1 (1952 г.) ст. 2).
Право на образование закреплено в Конституции
Российской Федерации (ст. 43) и «является
одним из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно
подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала
полноправным членом Совета Европы, подписав
и ратифицировав (в 1998 г.) Европейскую Конвенцию
о защите прав человека и основных свобод
и Протоколы к ней, а так же целый ряд других
документов Совета Европы, касающихся
образования.5