Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста и формирования нового инновационного качества экономики. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3 1 Теоретические аспекты содержания образования………………………….6 Понятие и задачи образования в Российской Федерации………………….6 Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации…………………………………………………………………....10 2 Государственного управления в сфере образования Российской Федерации………………………………………………………………………..16 3Пути повышения эффективности управления сферой образования в РФ.25 Заключение………………………………………………………………………31 Список используемой литературы………………………….…………………33
Начальное
профессиональное образование устанавливается
от 14 июля 2008 года № 521
Постановлением Правительства Российской
Федерации «Об утверждении типового положения
об образовательном учреждении начального
профессионального образования».
В нем сказано, что настоящее типовое положение
о начальном профессиональном образовании
регулирует деятельность государственных
учреждений, занимающихся образовательной
деятельностью в системе начального профессионального
образования в России. Негосударственные
образовательные учреждения данное положение
о начальном профессиональном образовании
принимают в качестве рекомендуемого.
Типовое положение о начальном профессиональном
образовании рассматривает порядок лицензирования
учреждения начального профессионального
образования. В этом положении о начальном
профессиональном образовании приводятся
подразделения образовательных учреждений,
осуществляющих деятельность в сфере
начального профессионального образования.
Такими подразделениями (видами) начального
профессионального образования являются
профессиональные училища, реализующие
основные образовательные программы в
системе начального профессионального
образования; лицеи узкой профессиональной
направленности – как государственные,
так и негосударственные образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные
программы начального профессионального
образования на более высоком, чем училища,
уровне квалификации. При этом в положении
о начальном профессиональном образовании
сказано, что наименование учреждения
устанавливается при его формировании
и может быть изменено в установленном
законом порядке.
Типовое
положение о начальном профессиональном
образовании дает образовательным
учреждениям самостоятельность
в формировании свое структуры.
При этом образовательное учреждение
начального профессионального образования
должно иметь достаточную материально-техническую
базу для создания в своих стенах учебных
кабинетов, лабораторий, учебно-производственных
мастерских, а также включать в свою структуру
общежития и учебно-производственные
хозяйства. Положение о начальном профессиональном
образовании определяет основные задачи,
стоящие перед системой начального профессионального
образования. Такие как: 1) всестороннее
удовлетворение потребностей личности
в получении профессионального образования,
а также культурном и нравственном ее
развитии; 2) гарантия обществу в подготовке
квалифицированных работников; 3) прививание
лицам, получающим начальное профессиональное
образование гражданской позиции, трудолюбия
и самостоятельности в творчестве.
Среднее профессиональное образование
направленно на подготовку специалистов-практиков
по более чем 280 специальностям и реализуется
по двум основным профессиональным образовательным
программам: базового уровня и повышенного
уровня. 11
Существуют два основных вида
средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий
основные профессиональные образовательные
программы среднего профессионального
образования базового уровня; 2) колледж,
осуществляющий профессиональные
образовательные программы среднего
профессионального образования
базового и повышенного уровня.
Реализация образовательных программ
среднего профессионального образования
может также осуществляться в
высших учебных заведениях.
Однако новый законопроект
«Об образовании», введет новации и в общеобразовательных
учреждениях, в которых теперь колледжи
будут носить полноценный статус вуза:
в колледжах будут готовить бакалавров
по прикладным, техническим специальностям.
Пересмотр
системы начального профессионального
и среднего профессионального
образования (отсутствие в системе
уровней образования начального
профессионального образования
как самостоятельного уровня
образования, включение части программ
НПО (научно-программное обеспечение)
в программы СПО (свободное программное
обеспечение) первого уровня и
перевод оставшихся программ
НПО в программы профессиональной
подготовки).
Исключение
как самостоятельного уровня
начального профессионального образования
из структуры российского образования
преждевременно в силу следующих
причин.
Передача
функций подготовки высококвалифицированных
рабочих системе среднего профессионального
образования целесообразна именно
для высокотехнологичных производств,
оснащенных оборудованием на
уровне мировых стандартов. Но
это должно предполагать опережающее
обеспечение материальной базы
образовательных учреждений, то
есть новейшие виды оборудования
должны поступать, прежде всего
в образовательные организации
среднего профессионального образования
(это условие целиком относится
и к системе высшего образования).
Пока что в основной массе
для средних профессиональных
образовательных организаций это
условие относится к категории
благих намерений.
В Комитете Госдумы по культуре
считают, что в новом законе "Об образовании"
отдельно должен быть прописан высокий
статус художественного образования.
В частности, школы искусств следует относить
не к системе дополнительного образования,
а к предпрофессиональному образованию.
И в проект надо внести строку об этом
уровне образования.
Программы
профессионального обучения необходимым
трудовым функциям, связанным с
получением квалификации (разряда,
класса, категории) по профессии без изменения
образовательного ценза, реализовывались
ранее системой НПО. В проекте закона эти
функции передаются специализированным
структурным образовательным подразделениям
иных организаций (учебные центры профессиональных
квалификаций на производстве и т.п.). Есть
опасение, что при этом будут нарушены
принципы системности и единства пространства
профессионального обучения.
Основное
направление развитых демократических,
правовых государств в области
образования характеризуется дальнейшим
расширением права граждан на
образование. Основное направление
развитых демократических, правовых
государств в области образования
характеризуется дальнейшим расширением
права граждан на образование
и созданием реальных возможностей
каждому желающему получить высшее профессиональное
образование на бесплатной основе
либо за минимальную, доступную для всех
социальных слоев населения плату и одновременным
возложением на государство обязанности
финансировать все или большую часть расходов
на образование. Ярким примером этому
может служить Франция, в которой право
на получение высшего профессионального
образования принадлежит всем желающим.
Согласно ст. L-613.5 Кодекса об образовании
Франции гражданин свободно, по своему
желанию выбирает вуз. Для поступления
в него достаточно подать заявление и
приложить документ об образовании.
Корректировки
образовательное законодательство
потребует и при решении проблемы
интеграции России в мировое
сообщество. Очевидно, что интеграция
может и должна осуществлять
прежде всего посредством образования,
культуры, науки. Болонская декларация
и последующие документы, принятые
в последние годы, являются первыми
кирпичиками в фундаменте Европейской
зоны высшего образования12. Вопросы интеграции отечественного
образования в мировую образовательную
систему требует открытого обсуждения,
детальной проработки и осуществления
взвешенных и просчитанных шагов, которые
гарантировали бы России обеспечение
ее интересов как страны с высоким интеллектуальным
потенциалом, а не дальнейшее закрепление
за ней статуса сырьевого придатка.
В зависимости от числа направлений
обучения студентов вузы делятся на университеты,
академии и институты. Выпускники вузов
могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный
специалист, магистр по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям),
причем соответствующие образовательные
программы могут быть реализованы как
непрерывно, так и ступенями. Выпускнику,
прошедшему итоговую государственную
аттестацию по аккредитованной образовательной
программе вуз выдает документ государственного
образца (диплом) об уровне образования
и (или) его квалификации.
Объем и структура приема студентов
на первый курс государственного вуза
диктуется контрольными цифрами приема,
которые устанавливаются ежегодно соответствующим
федеральным органом исполнительной власти,
в ведении которого находится вуз. Сверх
заданий по приему студентов вуз вправе
осуществлять подготовку специалистов
по соответствующим договорам с оплатой
стоимости обучения физическими и (или)
юридическими лицами.
Введение
«третьего» уровня высшего образования
– подготовка научно-педагогических
кадров (аспирантура, адъюнктура). Отнесение
к этому уровню высшего образования
ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Отсутствие в структуре уровней образования
докторантуры.
Введение «третьего» уровня
высшего образования – подготовка научно-
педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура)
– логически обосновано.
Подготовка
научно-педагогических кадров осуществляется
в трех направлениях деятельности
аспиранта:
- учебная деятельность
в соответствии с федеральными
государственными требованиями, которая
предполагает участие в учебном
процессе научно-педагогических
кадров вуза;
- научная деятельность, которая
предполагает активную работу
аспиранта, управляемую научным
руководителем;
- рефлексивную деятельность
для снятия аспирантом методологии
деятельности научного, педагогического
сообщества (научной школы).
Из этого
следует обязательное отнесение
«третьего» уровня к высшему
образованию. Отсутствие отнесения
докторантуры к системе образования
(но не к образовательным учреждениям
высшего профессионального образования)
обусловлено целевой направленностью
докторантов на самостоятельную
научную деятельность.
Пути повышения
эффективности управления сферой образования
в РФ
Важнейшей особенностью управления
образованием в современных условиях
является то, что проблемы образования
должны решаться не только на уровне образовательной
системы. Решение этих проблем становится
компонентом общегосударственной политики.
То есть управление образованием должно
осуществляться не только специализированными
образовательными министерствами, но
и быть компонентом крупных правительственных
программ, охватывающих все сферы общественной
жизни. Проведение единой государственной
политики в образовательной системе является
важной задачей управления образованием
в России. Только высокий приоритет образования
в государственной политике может обеспечить
необходимый уровень управления сферой
образования в современном мире. При этом
приоритетность образования должна быть
не только провозглашена, но и последовательно
реализовываться в политической практике.
Существенные особенности управления
новой образовательной системой определяются
и тем, что она имеет сложную структуру.
Основными подсистемами современной системы
образования являются:
- теоретико-методологическая
подсистема, представляющая собой систему
методологий учебного процесса, теорий
обучения, методик преподавания учебных
дисциплин;
- педагогическая подсистема,
представляющая собой систему дидактических
школ и теорий воспитательного процесса,
базисных основ педагогики;
- технологическая, представляющая
собой совокупность технологий управления
образовательной системой;
- организационная, т. е. совокупность
организационных приемов, применимых
в управлении современным образованием;
- экономическая, т. е. сложная
система экономического обеспечения эффективного
управления современной образовательной
системой, включающая в себя финансирование
из федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов, самофинансирование
и т. д.
Все они находятся в сложном
взаимодействии между собой и с другими
сферами общественной жизни .
Важным принципом управления
образованием на всех уровнях: межгосударственном,
общегосударственном, региональном, муниципальном,
а также уровне образовательного учреждения,
— должен быть принцип системности.13
Управление образованием в
современных условиях ориентировано главным
образом на решение проблем:
организации такого доступа
к образованию, который бы удовлетворял
образовательные потребности людей в
XXI веке (образование должно стать доступным
с раннего детства в течение всей жизни
человека);
обеспечения равенства доступа
к образованию для всех людей на всех уровнях
образования;
повышения качества образования
и достижения его релевантности, т. е. соответствия
запросам общества;
резкого повышения эффективности,
производительности образовательной
системы.
Все эти проблемы должны решаться
в условиях увеличения числа обучающихся
при практически повсеместном сокращении
государственных средств, выделяемых
на одного обучаемого. Сложность проблем
в сочетании с сокращением государственного
финансирования требует пересмотра роли
и функций государства, предприятий, учебных
заведений, семьи, самих обучающихся в
финансировании и организации образования.
В качестве таких технологий
рассмотрим следующие:
1. проведение реинжиниринга
образовательной деятельности;