Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:17, реферат
Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля 1583 г., хорошо известно юристам всех стран мира. Он — признанный основатель науки международного права. Но Гроций не только международник. Он оставил после себя работы, посвященные общей теории (философии) права, его различным отраслям, книги по истории, географии, литературе. Гроций и автор ряда поэтических произведений. Его эрудиция была огромна. Вместе с тем он и активный политический деятель. Уже пятнадцатилетним юношей Гроций посетил в составе голландского посольства Париж, а с 18 лет активно участвовал в политической жизни своей родины, занимая ответственные посты.
Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения международного права: некоторые аспекты проблемы……………………………………………………………………………….4
Гуго Гроций: жизнь и творчество…………………………………………………….7
Роль и место трудов Гроция в становлении современной системы международного права................................................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………..………...17
Список используемой литературы…………
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский академический университет
управления и экономики»
Юридический институт
------------------------------
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа
по дисциплине «История политических и правовых учений»
по теме:
«Гуго Гроций о международном праве»
Выполнил: студент группы 463-1/1-1
Московкин Д.С.
Проверил: Евсеев А.В., к.ф.н.,
доцент кафедры ТИГП
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предпосылки возникновения международного
права: некоторые аспекты проблемы…………………………………………………………
Гуго Гроций: жизнь и творчество……………………………………………………
Роль и место трудов Гроция в становлении
современной системы международного права.........................
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля
1583 г., хорошо известно юристам всех стран
мира. Он — признанный основатель науки
международного права. Но Гроций не только
международник. Он оставил после себя
работы, посвященные общей теории (философии)
права, его различным отраслям, книги по
истории, географии, литературе. Гроций
и автор ряда поэтических произведений.
Его эрудиция была огромна. Вместе с тем
он и активный политический деятель. Уже
пятнадцатилетним юношей Гроций посетил
в составе голландского посольства Париж,
а с 18 лет активно участвовал в политической
жизни своей родины, занимая ответственные
посты. Гроций был одним из ближайших друзей
и сподвижников канцлера Ольденбарвельде
— вождя партии арминиан, которые вели
борьбу с гомаристами и поддерживавшим
их наместником Морицем Оранским.
К Гуго Гроцию по справедливости могут
быть отнесены слова Ф. Энгельса, писавшего
о деятелях эпохи Возрождения: «Люди, основавшие
современное господство буржуазии, были
всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными…Герои
того времени не стали еще рабами разделения
труда, ограничивающее, создающее однобокость,
влияние которого мы так часто наблюдаем
у их преемников. Но что особенно характерно
для них, так это то, что они почти все живут
в самой гуще интересов своего времени,
принимают живое участие в практической
борьбе, становятся на сторону той или
иной партии и борются кто словом и пером,
кто мечом, а кто и тем и другим вместе.
Отсюда та полнота и сила характера, которые
делают их цельными людьми».
Все сказанное характерно и для Гроция
— ученого и дипломата, гуманиста в широком
смысле слова. Значительная часть его
жизни пришлась на годы Тридцатилетней
войны — тяжелейшего потрясения для Западной
Европы. И хотя сам Гроций не был в эти
годы в Германии, он отлично понимал ее
бедственное положение и горячо ему сочувствовал.
События войны наложили несомненный отпечаток
на основной труд Гроция. Можно полагать,
что в значительной мере он и вызван событиями
войны, является откликом на глубоко волновавшую
его проблему установления действительного
мира. Не случайно книга завершается словами:
«Не может душа, всецело погруженная в
заботы войны, пребывать в безопасности
и вере в бога, иначе как постоянно имея
в виду мир».
Широта взглядов и энциклопедическая
образованность Гроция позволили ему
совершить научный и гражданский подвиг
— создать систему международного права
как науки в собственном смысле слова.
Эта система была в значительной мере
освобождена от гнетущего влияния богословия,
основана на светских философских принципах.
Гуго Гроция еще в большей мере, чем А.
Джентили, можно сравнить с Фрэнсисом
Бэконом. Как и великий английский философ,
он был провозвестником нового, борцом
за науку против схоластики и в то же время
оставался сыном своего времени — его
труды также полны теологических непоследовательностей.
1. Предпосылки возникновения
История права, хотя она намного короче, чем история человечества, насчитывает тысячелетия. Одни правовые системы сменяли другие. Очень часто на протяжении одного и того же периода истории соседствовали различные, подчас противоположные правовые системы. История права не однолинейна, произвол и тирания сменялись свободой и демократией, затем они уступали место новым формам подавления и новым формам свободы. Происходило это не только в глобальных масштабах, в рамках материков и континентов, но и в масштабах отдельно взятых стран и народов. С большей или меньшей уверенностью можно констатировать только одну глобальную тенденцию в развитии права - постепенное возрастание его роли в обществе.
История права изучается
специальной научной
В 1901 г. французские археологи обнаружили при раскопках недалеко от бывшего Вавилона базальтовый столб, покрытый клинописью. На столбе были записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до нашей эры. Были обнаружены и более древние кодификации, но менее полные, чем законник Хаммурапи.
В истории древней Греции выдающимся памятником правовой культуры являются реформы Солона (VI век до нашей эры). Солон был избран на должность архонта в период острого противостояния богатых и бедных, когда бедняки оказались в большой задолженности по арендной плате за землю и отказывались платить долги. Солон, возможно, впервые в столь крупных масштабах осуществил с помощью правовых установлении социальный компромисс. С одной стороны, Солон отменил долговую кабалу и ликвидировал все земельные долги. Закладные камни были убраны с полей. Граждане Афин, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу. С другой стороны, Солон установил четкие имущественные цензы. Самые богатые были причислены к первому разряду, просто богатые - ко второму. Эти граждане получили право замещения важнейших постов, но архонтами и членами ареопага могли быть только представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка, все прочие были зачислены в четвертый разряд.
Развернутое учение о государстве впервые в истории цивилизации дал греческий мыслитель Платон.
Он выделил разные формы устройства государства:
- аристократия - правление лучших и благородных (эту форму Платон считал наилучшей);
- тимократия - правление военных;
- олигархия - правление богатых;
- демократия - правление свободных;
- тирания - худшая форма устройства государства.
Платон различал и разные
виды правления: монархию, власть
меньшинства и власть
Различие в видах
Учение Платона о государстве и праве было продолжено и развито его учеником и критиком Аристотелем, одним из самых глубоких мыслителей в истории человечества.
В понимании права Аристотель,
как и его великие
Крупнейший этап в развитии
правовой теории и правовой
практики - римское право. Римскими
юристами более двух
Следующий, после Древнего мира и античности, крупный исторический период в развитии цивилизации - Средние века. Этот период в истории Западной Европы охватывает более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVI века) и обычно именуется феодализмом. На протяжении средних веков во всех сферах духовной жизни безраздельно господствовала церковь. Церковные догмы объявлялись непререкаемыми, даже юриспруденция находилась под контролем и опекой богословия. Право средних веков характеризуется пренебрежением к правам человека, расцветом инквизиционного процесса. Об этом убедительно рассказывается во всех учебниках по истории права.
Средние века сменились Новой историей. Этот этап развития цивилизации принято называть становлением и развитием буржуазного общества (XVII-XIX века). Его общей чертой можно считать преодоление политической несвободы, стремление к юридической раскрепощенности людей, становление демократических тенденций и структур. В то же время это не означало освобождение человечества от противоречий, просто на смену одним противоречиям (сословным, кастовым) приходили другие (имущественные). В сфере права этот период ознаменовался появлением глубоких прогрессивных идей и, соответственно, великих мыслителей. Гуго Гроций (1583-1645) заложил теоретические основы международного права, основой международных отношений он считал не силу, но право и справедливость. Английские мыслители Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704) и француз Ш. Монтескье (1689-1775) обосновали концепцию разделения властей Согласно этой концепции, во избежание тирании и злоупотребления властью государственная власть должна быть разделена между тремя ветвями - законодательной, исполнительной и судебной. При этом каждая власть не только независима и автономна, но определенным образом связана с другими властями, что обеспечивает их взаимное сдерживание (система сдержек и противовесов). Великие французские просветители Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771), Ж. Руссо (1712-1778) создали теорию естественных прав человека. Согласно этой теории все люди рождаются свободными и равными в правах, государство создается путем общественного договора, и деятельность его должна быть направлена, в первую очередь, на защиту прав людей. Великий философ И. Кант (1724-1804) обосновал исходный нравственный и правовой принцип "категорического императива". Он гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Иными словами, поступай по отношению к другим людям и обществу так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Источник права и закона, истины и справедливости И. Кант видит в разумном начале. В учении гениального мыслителя-диалектика Г. Гегеля (1770-1831) теория государства и права занимает важное место. Гегель различал гражданское общество и государство. Гражданское общество - это совокупность сложившихся и реально существующих общественных отношений, это сфера социально-экономическая. Государство относится к сфере политической, в государстве Гегель видит осуществление идеи разума, свободы и права. Государство и право, по Гегелю, постоянно развиваются от простого к сложному, проходят разные этапы развертывания идеи, развиваются через раскрытие и снятие противоречий.1
Функционирование государства
и права в наиболее развитых
странах опирается на писаные
конституции. Долгое время писаных
конституций вообще не
В 1804 году был введен в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона), закрепивший систему свободных отношений между свободными людьми. Кодекс установил: юридическое равенство участников отношений, свободу договора (разрешается делать все, что не запрещено законом), частную собственность на землю с ликвидацией феодальных ограничений, гражданский брак и право развода, освобождение гражданско-правовых отношений от вмешательства церкви. Идеи Кодекса Наполеона получили распространение во всем мире, сам же Наполеон говорил, что ставит введение и распространение этого Кодекса выше своих сорока побед. Итак, Новое время - новые идеи, новые правовые установления. Новейшая история охватывает вторую половину XIX в. и XX век. Это период интенсивного развития цивилизации, бурного научно-технического прогресса и больших общественных потрясений.
2.Гуго Гроций: жизнь и творчество
Гуго Гроций родился во время Нидерландской
буржуазной революции (Восьмидесятилетней
войны). Его дед, бургундский дворянин,
женился во Франкфурт-на-Майне на дочери
голландца Гроота и взял её фамилию, а
отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию.
Гуго был первым ребёнком в семье Яна де
Грота и Алиды ван Овершие. Его отец был
очень образованным (он учился в Лейдене
вместе с великим Юстусом Липсиусом), а
также политически активным человеком,
и воспитывал сына с ранних лет в традиционной
гуманистической традиции, основываясь
на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком
он уже писал латинские стихи.
Будучи чрезвычайно усердным учеником,
Гуго поступил в Университет Лейдена,
когда ему было всего одиннадцать лет
(ректором университета был его дядя Корнелис).
Здесь он удивлял учителей (Скалигера,
Юния и др.) своими обширными познаниями,
к которым, казалось, и университет не
мог ничего прибавить. Он учился вместе
с такими выдающимися интеллектуалами
Северной Европы того времени, как Франц
Юний (старший), Иосиф Юстус Скалигер и
Рудольф Снеллиус.
После окончания Лейденского университета
в 1598 году Гроция пригласили сопровождать
влиятельного чиновника, великого пенсионария
провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта,
в дипломатической миссии во Францию.
В возрасте пятнадцати лет Гроций попал
на аудиенцию к королю Генриху IV, и его
поразительные знания настолько восхитили
двор, что король сказал: «Полюбуйтесь
на чудо Голландии!». Гроций вращался в
интеллектуальных кругах на протяжении
всего своего пребывания во Франции, и
до возвращения домой Университет Орлеана
удостоил его степени доктора права.
Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой,
выступая иногда и на ученом поприще; так
он издал «Satiricon» Марциана Капеллы, снабдив
его очень ценными комментариями. Тогда
же он перевел и некоторые математические
и астрономические сочинения классических
писателей и написал три латинских трагедии
(«Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»).
В Голландии Гроций был назначен адвокатом
в Гааге в 1599 году, а позже официальным
историографом Государства Голландия
(на пост также претендовал Доминик Баудий,
профессор риторики в Лейдене) в 1601 году.
В 1604 году он впервые обратился к исследованию
проблем международного права, когда был
задействован в слушаниях по процессу
о захвате голландскими купцами португальского
судна вместе с его грузом в Сингапурском
проливе.
Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом,
Гроций значительно продвинулся в политической
карьере, став постоянным советником Олденбаневелта
в 1605 году, и потом Генеральным адвокатом
казны (в некоторых источниках — генерального
казначея) Голландии, Зеландии и Фрисландии
в 1605 году, и потом ратпенсионарием Роттердама
(эквивалент мэра) в 1613 году. В 1608 году он
женился на Марии ван Реигерсберген, которая
родила ему восьмерых детей (четверо умерли
в юности; в Стенфордской энциклопедии
сказано, что у них было 3 дочери и 4 сына).
Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость
которая помогла ему и всей семье пережить
бурю, разразившуюся в их жизни.
В эти годы происходил острый теологический
спор между сторонниками Якоба Арминия,
главного богослова Лейдена с одной стороны,
и ярыми кальвинистами, возглавляемыми
Франциском Гомаром. В 1610 году, несколькими
месяцами позже после смерти своего лидера,
арминиане издали «Возражение» («Ремонстрация»),
в которой провозглашалось фундаментальное
отрицание позиций учения Кальвина, включая
полное отрицание взгляда про божественное
предопределение. Возглавляемые Олденбарневелтом,
государство приняло позицию терпимости
по отношению к спорящим, и к Гроцию обратились
с тем, чтобы он написал эдикт, раскрывающий
и следующий этой политике. Эдикт 1613 года
содержал взгляды Гроция, которые он развивал
в своих работах на тему церкви и государства:
что только базовые принципы важны для
основы общественного строя (то есть, существование
Бога и Его провидения), и они должны приняты
всеми, в то время как выбор взглядов на,
зачастую, неопределённые теологические
доктрины должен оставаться на личное
усмотрение. Присутствие Гуго Гроция в
лагере арминиан объясняется также включённостью
его в среду крупной купеческой олигархии
Голландии, самой богатой из семи провинций,
которые входили в Республику Соединенных
провинций (как стала называться отделившаяся
от владений Габсбургов часть Нидерландов).
Эдикт не имел должного эффекта, и в республике
вспыхнули вооружённые столкновения.
Для достижения порядка, Олденбарневелт
предложил дать местным властям задействовать
войска. Такие меры подорвали авторитет
штатгальтера, Морица Нассауского, Принца
Оранского, сына Вильгельма I («Молчаливого»).
Мориц воспользовался возможностью укрепить
превосходство Гомаристов, которых он
поддерживал, и ликвидировать трудности
в управлении, которые ему причинял Олденбарневелт
(последний нарушил Двенадцатилетнее
перемирие с Испанией 1609 года против воли
Морица). Когда Генеральные Штаты Республики
Соединенных провинций приняли сторону
гомаристов, Ольденбарневельде попытался
мобилизовать военные силы провинции
Голландия и продолжать борьбу вплоть
до отделения от Республики Соединенных
провинций. Но попытка мятежа провалилась,
а арминианство позднее было осуждено
как ересь (на синоде в Дордерехте в 1619
г.). Мориц приказал арестовать Олденбарневелта
и Гроция 29 августа 1618 года. В конечном
счёте, Олденбарневелт был казнён, а Гроция
приговорили к пожизненному заключению
в крепости в Лёвенстейн (на реке Маас
(Мёз)).
Лишь через 18 месяцев, в 1621 г., ему удалось
бежать с помощью жены Марии и служанки.
Подробности сам великий юрист излагает
в стихотворении, обращенном к сундуку
с книгами, в котором его вынесли из заточения.
Затем в одежде каменщика он пересек французскую
границу. В Нидерландах Голландский Национальный
Музей и музей Хетт Принзенхоф в Дельфте
заявляют о том, что именно в их коллекции
находится этот книжный сундук.
Гроция хорошо встретили в Париже, где
у него остались знакомства, и он так же
был удостоен королевской пенсии от Людовика
XIII. Именно во Франции Гроций написал свои
лучшие труды.
Многие ремонстранцы в изгнании начали
возвращаться в Нидерланды после смерти
Принца Морица в 1625 году, но Гроцию, который
отказался принести извинения, поскольку
это означало бы признание вины, отказали
в репатриации, несмотря на его многочисленные
просьбы. Вследствие этого он был вынужден
покинуть в 1631 г. Роттердам, и получил убежище
в Гамбурге. В 1634 году он получил предложение
поступить на службу Швеции в качестве
посла во Франции. Шведский король Густав
II Адольф, назадолго до этого события погибший
в битве при Лютцене, был большим почитателем
Гроция (говорили, что он всегда держал
копию «De jure belli ac pacis» под седлом во время
походов), и поэтому глава его правительства,
регент Швеции при малолетней королеве
Христине Аксель Оксеншерна очень хотел,
чтобы Гроций служил Швеции. Гроций принял
предложение и поселился в дипломатическом
представительстве в Париже, которое оставалось
его домом до его ухода со службы в 1645 году.
Затем он прибыл в Стокгольм и просил отставки
у королевы. Во время обратного пути через
Балтийское море, корабль на борту которого
находился Гроций потерпел кораблекрушение.
Его прибило к берегу около города Росток.
Гроций, заболевший и измученный, умер
28 августа 1645 года; его тело наконец вернулось
в страну его молодости, на родину, где
его захоронили в Новой Церкви (Nieuwe Kerk)
в Дельфте.2
3. Роль и место трудов Гроция
в становлении современной
Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.
Гроций делит право на:
- естественное право;
- волеустановленное право.
Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.
Источником естественного
На этой основе Гроций
определяет предписания
- Воздержись от присвоения чужого.
- Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.
- Возмести выгоду за пользование чужой вещью.
- Договора должны выполняться.
- Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.
- Воздаяние людям заслуженного наказания.
Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю.
Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви:
- право человеческое;
- право божественное.
Человеческое право
Поэтому естественному праву
должно соответствовать не