Гуго Гроций о международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:17, реферат

Краткое описание

Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля 1583 г., хорошо известно юристам всех стран мира. Он — признанный основатель науки международного права. Но Гроций не только международник. Он оставил после себя работы, посвященные общей теории (философии) права, его различным отраслям, книги по истории, географии, литературе. Гроций и автор ряда поэтических произведений. Его эрудиция была огромна. Вместе с тем он и активный политический деятель. Уже пятнадцатилетним юношей Гроций посетил в составе голландского посольства Париж, а с 18 лет активно участвовал в политической жизни своей родины, занимая ответственные посты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения международного права: некоторые аспекты проблемы……………………………………………………………………………….4
Гуго Гроций: жизнь и творчество…………………………………………………….7

Роль и место трудов Гроция в становлении современной системы международного права................................................................................................................................9

Заключение…………………………………………………………………..………...17

Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский академический университет

управления и экономики»

Юридический институт

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История политических и правовых учений»

по теме:

«Гуго Гроций о международном праве»

 

 

Выполнил: студент группы 463-1/1-1

Московкин Д.С.

Проверил: Евсеев А.В., к.ф.н.,

доцент кафедры ТИГП

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Предпосылки возникновения международного права: некоторые аспекты проблемы……………………………………………………………………………….4

Гуго Гроций: жизнь и творчество…………………………………………………….7

 

Роль и место трудов Гроция в становлении современной системы международного права................................................................................................................................9

 

Заключение…………………………………………………………………..………...17

 

Список используемой литературы………………………………………………..….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля 1583 г., хорошо известно юристам всех стран мира. Он — признанный основатель науки международного права. Но Гроций не только международник. Он оставил после себя работы, посвященные общей теории (философии) права, его различным отраслям, книги по истории, географии, литературе. Гроций и автор ряда поэтических произведений. Его эрудиция была огромна. Вместе с тем он и активный политический деятель. Уже пятнадцатилетним юношей Гроций посетил в составе голландского посольства Париж, а с 18 лет активно участвовал в политической жизни своей родины, занимая ответственные посты. Гроций был одним из ближайших друзей и сподвижников канцлера Ольденбарвельде — вождя партии арминиан, которые вели борьбу с гомаристами и поддерживавшим их наместником Морицем Оранским. 
К Гуго Гроцию по справедливости могут быть отнесены слова Ф. Энгельса, писавшего о деятелях эпохи Возрождения: «Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными…Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми». 
 
Все сказанное характерно и для Гроция — ученого и дипломата, гуманиста в широком смысле слова. Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны — тяжелейшего потрясения для Западной Европы. И хотя сам Гроций не был в эти годы в Германии, он отлично понимал ее бедственное положение и горячо ему сочувствовал. События войны наложили несомненный отпечаток на основной труд Гроция. Можно полагать, что в значительной мере он и вызван событиями войны, является откликом на глубоко волновавшую его проблему установления действительного мира. Не случайно книга завершается словами: «Не может душа, всецело погруженная в заботы войны, пребывать в безопасности и вере в бога, иначе как постоянно имея в виду мир». 
 
Широта взглядов и энциклопедическая образованность Гроция позволили ему совершить научный и гражданский подвиг — создать систему международного права как науки в собственном смысле слова. Эта система была в значительной мере освобождена от гнетущего влияния богословия, основана на светских философских принципах. Гуго Гроция еще в большей мере, чем А. Джентили, можно сравнить с Фрэнсисом Бэконом. Как и великий английский философ, он был провозвестником нового, борцом за науку против схоластики и в то же время оставался сыном своего времени — его труды также полны теологических непоследовательностей.

 

 

 

1. Предпосылки возникновения международного  права: некоторые аспекты проблемы

 История права, хотя она намного короче, чем история человечества, насчитывает тысячелетия. Одни правовые системы сменяли другие. Очень часто на протяжении одного и того же периода истории соседствовали различные, подчас противоположные правовые системы. История права не однолинейна, произвол и тирания сменялись свободой и демократией, затем они уступали место новым формам подавления и новым формам свободы. Происходило это не только в глобальных масштабах, в рамках материков и континентов, но и в масштабах отдельно взятых стран и народов. С большей или меньшей уверенностью можно констатировать только одну глобальную тенденцию в развитии права - постепенное возрастание его роли в обществе.

 История права изучается  специальной научной дисциплиной. Кратко пересказать историю права  невозможно.

 В 1901 г. французские археологи обнаружили при раскопках недалеко от бывшего Вавилона базальтовый столб, покрытый клинописью. На столбе были записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до нашей эры. Были обнаружены и более древние кодификации, но менее полные, чем законник Хаммурапи.

В истории древней Греции выдающимся памятником правовой культуры являются реформы Солона (VI век до нашей эры). Солон был избран на должность архонта в период острого противостояния богатых и бедных, когда бедняки оказались в большой задолженности по арендной плате за землю и отказывались платить долги. Солон, возможно, впервые в столь крупных масштабах осуществил с помощью правовых установлении социальный компромисс. С одной стороны, Солон отменил долговую кабалу и ликвидировал все земельные долги. Закладные камни были убраны с полей. Граждане Афин, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу. С другой стороны, Солон установил четкие имущественные цензы. Самые богатые были причислены к первому разряду, просто богатые - ко второму. Эти граждане получили право замещения важнейших постов, но архонтами и членами ареопага могли быть только представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка, все прочие были зачислены в четвертый разряд.

Развернутое учение о государстве впервые в истории цивилизации дал греческий мыслитель Платон.

 Он выделил разные формы  устройства государства:

- аристократия - правление лучших и благородных (эту форму Платон считал наилучшей);

- тимократия - правление военных;

- олигархия - правление богатых;

- демократия - правление свободных;

- тирания - худшая форма устройства государства.

 Платон различал и разные  виды правления: монархию, власть  меньшинства и власть большинства. Свои теоретические конструкции  он основывал на окружавших его исторических реалиях (так, тимократией он считал Спарту, демократией - Афины).

 Различие в видах государственного  устройства Платон проводил и  по роли законов: при одном  виде государственного устройства  над всеми стоят правители, а  при другом - и правителям предписаны законы. На страже законов стоит правосудие. Однако правосудие, по Платону, не является самостоятельной властью в государстве, просто каждый правитель в определенных случаях выступает как судья.

 Учение Платона о государстве и праве было продолжено и развито его учеником и критиком Аристотелем, одним из самых глубоких мыслителей в истории человечества.

 В понимании права Аристотель, как и его великие предшественники, исходит из необходимости сочетания  в праве справедливого и законного начал. Право олицетворяет собой справедливость и служит нормой отношений между людьми. Важнейшим качеством позитивного закона является, по Аристотелю, его соответствие справедливости и праву. Не может быть, полагал Аристотель, властвования вопреки праву, стремление к насильственному подчинению противоречит идее права.

 Крупнейший этап в развитии  правовой теории и правовой  практики - римское право. Римскими  юристами более двух тысячелетий  назад были обоснованы и реализованы  идеи, до сих пор входящие в основу правового регулирования общественных отношений. Римские юристы впервые обосновали деление права на публичное и частное.

Следующий, после Древнего мира и античности, крупный исторический период в развитии цивилизации - Средние века. Этот период в истории Западной Европы охватывает более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVI века) и обычно именуется феодализмом. На протяжении средних веков во всех сферах духовной жизни безраздельно господствовала церковь. Церковные догмы объявлялись непререкаемыми, даже юриспруденция находилась под контролем и опекой богословия. Право средних веков характеризуется пренебрежением к правам человека, расцветом инквизиционного процесса. Об этом убедительно рассказывается во всех учебниках по истории права.

Средние века сменились Новой историей. Этот этап развития цивилизации принято называть становлением и развитием буржуазного общества (XVII-XIX века). Его общей чертой можно считать преодоление политической несвободы, стремление к юридической раскрепощенности людей, становление демократических тенденций и структур. В то же время это не означало освобождение человечества от противоречий, просто на смену одним противоречиям (сословным, кастовым) приходили другие (имущественные). В сфере права этот период ознаменовался появлением глубоких прогрессивных идей и, соответственно, великих мыслителей. Гуго Гроций (1583-1645) заложил теоретические основы международного права, основой международных отношений он считал не силу, но право и справедливость. Английские мыслители Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704) и француз Ш. Монтескье (1689-1775) обосновали концепцию разделения властей Согласно этой концепции, во избежание тирании и злоупотребления властью государственная власть должна быть разделена между тремя ветвями - законодательной, исполнительной и судебной. При этом каждая власть не только независима и автономна, но определенным образом связана с другими властями, что обеспечивает их взаимное сдерживание (система сдержек и противовесов). Великие французские просветители Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771), Ж. Руссо (1712-1778) создали теорию естественных прав человека. Согласно этой теории все люди рождаются свободными и равными в правах, государство создается путем общественного договора, и деятельность его должна быть направлена, в первую очередь, на защиту прав людей. Великий философ И. Кант (1724-1804) обосновал исходный нравственный и правовой принцип "категорического императива". Он гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Иными словами, поступай по отношению к другим людям и обществу так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Источник права и закона, истины и справедливости И. Кант видит в разумном начале. В учении гениального мыслителя-диалектика Г. Гегеля (1770-1831) теория государства и права занимает важное место. Гегель различал гражданское общество и государство. Гражданское общество - это совокупность сложившихся и реально существующих общественных отношений, это сфера социально-экономическая. Государство относится к сфере политической, в государстве Гегель видит осуществление идеи разума, свободы и права. Государство и право, по Гегелю, постоянно развиваются от простого к сложному, проходят разные этапы развертывания идеи, развиваются через раскрытие и снятие противоречий.1

 Функционирование государства  и права в наиболее развитых  странах опирается на писаные  конституции. Долгое время писаных  конституций вообще не существовало, что соответствовало хаотическому состоянию систем и органов государственного управления. Первая попытка создания писаной конституции была предпринята О. Кромвелем. Однако после реставрации Стюартов англичане отбросили идею конституции и до сих пор не имеют ее как единого документа. (Известный политический деятель Пальмерстон говорил: "Я готов дать хорошую награду тому, кто принесет мне экземпляр английской конституции". Он хорошо знал, что ничем не рисковал.)

 В 1804 году был введен в  действие Гражданский кодекс  Франции (Кодекс Наполеона), закрепивший систему свободных отношений между свободными людьми. Кодекс установил: юридическое равенство участников отношений, свободу договора (разрешается делать все, что не запрещено законом), частную собственность на землю с ликвидацией феодальных ограничений, гражданский брак и право развода, освобождение гражданско-правовых отношений от вмешательства церкви. Идеи Кодекса Наполеона получили распространение во всем мире, сам же Наполеон говорил, что ставит введение и распространение этого Кодекса выше своих сорока побед. Итак, Новое время - новые идеи, новые правовые установления. Новейшая история охватывает вторую половину XIX в. и XX век. Это период интенсивного развития цивилизации, бурного научно-технического прогресса и больших общественных потрясений.

2.Гуго Гроций: жизнь и творчество

 
Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Овершие. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком он уже писал латинские стихи. 
 
Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Университет Лейдена, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший), Иосиф Юстус Скалигер и Рудольф Снеллиус. 
 
После окончания Лейденского университета в 1598 году Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, великого пенсионария провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Гроций вращался в интеллектуальных кругах на протяжении всего своего пребывания во Франции, и до возвращения домой Университет Орлеана удостоил его степени доктора права. 
 
Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал «Satiricon» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»). 
 
В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601 году. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе. 
 
Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительно продвинулся в политической карьере, став постоянным советником Олденбаневелта в 1605 году, и потом Генеральным адвокатом казны (в некоторых источниках — генерального казначея) Голландии, Зеландии и Фрисландии в 1605 году, и потом ратпенсионарием Роттердама (эквивалент мэра) в 1613 году. В 1608 году он женился на Марии ван Реигерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности; в Стенфордской энциклопедии сказано, что у них было 3 дочери и 4 сына). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни. 
 
В эти годы происходил острый теологический спор между сторонниками Якоба Арминия, главного богослова Лейдена с одной стороны, и ярыми кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром. В 1610 году, несколькими месяцами позже после смерти своего лидера, арминиане издали «Возражение» («Ремонстрация»), в которой провозглашалось фундаментальное отрицание позиций учения Кальвина, включая полное отрицание взгляда про божественное предопределение. Возглавляемые Олденбарневелтом, государство приняло позицию терпимости по отношению к спорящим, и к Гроцию обратились с тем, чтобы он написал эдикт, раскрывающий и следующий этой политике. Эдикт 1613 года содержал взгляды Гроция, которые он развивал в своих работах на тему церкви и государства: что только базовые принципы важны для основы общественного строя (то есть, существование Бога и Его провидения), и они должны приняты всеми, в то время как выбор взглядов на, зачастую, неопределённые теологические доктрины должен оставаться на личное усмотрение. Присутствие Гуго Гроция в лагере арминиан объясняется также включённостью его в среду крупной купеческой олигархии Голландии, самой богатой из семи провинций, которые входили в Республику Соединенных провинций (как стала называться отделившаяся от владений Габсбургов часть Нидерландов). 
 
Эдикт не имел должного эффекта, и в республике вспыхнули вооружённые столкновения. Для достижения порядка, Олденбарневелт предложил дать местным властям задействовать войска. Такие меры подорвали авторитет штатгальтера, Морица Нассауского, Принца Оранского, сына Вильгельма I («Молчаливого»). Мориц воспользовался возможностью укрепить превосходство Гомаристов, которых он поддерживал, и ликвидировать трудности в управлении, которые ему причинял Олденбарневелт (последний нарушил Двенадцатилетнее перемирие с Испанией 1609 года против воли Морица). Когда Генеральные Штаты Республики Соединенных провинций приняли сторону гомаристов, Ольденбарневельде попытался мобилизовать военные силы провинции Голландия и продолжать борьбу вплоть до отделения от Республики Соединенных провинций. Но попытка мятежа провалилась, а арминианство позднее было осуждено как ересь (на синоде в Дордерехте в 1619 г.). Мориц приказал арестовать Олденбарневелта и Гроция 29 августа 1618 года. В конечном счёте, Олденбарневелт был казнён, а Гроция приговорили к пожизненному заключению в крепости в Лёвенстейн (на реке Маас (Мёз)). 
 
Лишь через 18 месяцев, в 1621 г., ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Подробности сам великий юрист излагает в стихотворении, обращенном к сундуку с книгами, в котором его вынесли из заточения. Затем в одежде каменщика он пересек французскую границу. В Нидерландах Голландский Национальный Музей и музей Хетт Принзенхоф в Дельфте заявляют о том, что именно в их коллекции находится этот книжный сундук. 
 
Гроция хорошо встретили в Париже, где у него остались знакомства, и он так же был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал свои лучшие труды. 
 
Многие ремонстранцы в изгнании начали возвращаться в Нидерланды после смерти Принца Морица в 1625 году, но Гроцию, который отказался принести извинения, поскольку это означало бы признание вины, отказали в репатриации, несмотря на его многочисленные просьбы. Вследствие этого он был вынужден покинуть в 1631 г. Роттердам, и получил убежище в Гамбурге. В 1634 году он получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла во Франции. Шведский король Густав II Адольф, назадолго до этого события погибший в битве при Лютцене, был большим почитателем Гроция (говорили, что он всегда держал копию «De jure belli ac pacis» под седлом во время походов), и поэтому глава его правительства, регент Швеции при малолетней королеве Христине Аксель Оксеншерна очень хотел, чтобы Гроций служил Швеции. Гроций принял предложение и поселился в дипломатическом представительстве в Париже, которое оставалось его домом до его ухода со службы в 1645 году. Затем он прибыл в Стокгольм и просил отставки у королевы. Во время обратного пути через Балтийское море, корабль на борту которого находился Гроций потерпел кораблекрушение. Его прибило к берегу около города Росток. Гроций, заболевший и измученный, умер 28 августа 1645 года; его тело наконец вернулось в страну его молодости, на родину, где его захоронили в Новой Церкви (Nieuwe Kerk) в Дельфте.2

 

3. Роль и место трудов Гроция  в становлении современной системы  международного права

 Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества  людей, а не божественном.

 Гроций делит право на:

- естественное право;

- волеустановленное право.

 Естественное право - предписание  человеческого разума, в зависимости  от которого то или иное  действие в соответствии или  противоречии разумной природе  человека, признается одобряемым  или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.

 Источником естественного права  является человеческий разум, в  котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

 На этой основе Гроций  определяет предписания естественного  права (требования разума):

- Воздержись от присвоения чужого.

- Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.

- Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

- Договора должны выполняться.

- Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.

- Воздаяние людям заслуженного наказания.

 Право в целом видится  Гроцию весьма многоплановым  явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю.

 Последнее, в свою очередь  подразделяется на две ветви:

- право человеческое;

- право божественное.

 Человеческое право складывается  из права внутригосударственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них"). Проводя эти и другие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянно подчеркивает, что прародительница такого права - "сама природа человека", и потому все производные от естественного права образования должны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должно соответствовать естественному праву. Сколько-нибудь значительной роли божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..."

 Поэтому естественному праву  должно соответствовать не только  человеческое, но и божественное  волеустановленное право (т.е. предписания  религии).

Информация о работе Гуго Гроций о международном праве