Гуго Гроций о международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:17, реферат

Краткое описание

Имя Гуго Гроция, родившегося 10 апреля 1583 г., хорошо известно юристам всех стран мира. Он — признанный основатель науки международного права. Но Гроций не только международник. Он оставил после себя работы, посвященные общей теории (философии) права, его различным отраслям, книги по истории, географии, литературе. Гроций и автор ряда поэтических произведений. Его эрудиция была огромна. Вместе с тем он и активный политический деятель. Уже пятнадцатилетним юношей Гроций посетил в составе голландского посольства Париж, а с 18 лет активно участвовал в политической жизни своей родины, занимая ответственные посты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения международного права: некоторые аспекты проблемы……………………………………………………………………………….4
Гуго Гроций: жизнь и творчество…………………………………………………….7

Роль и место трудов Гроция в становлении современной системы международного права................................................................................................................................9

Заключение…………………………………………………………………..………...17

Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 Частная собственность не является естественным правом, а является позитивным правом, но  силу перечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя.

 Исходная, стержневая категория  его доктрины - понятие и содержание  справедливости и естественного  права - раскрывается через частноправовые институты. Поэтому справедливость, как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательства на чужое достояние".

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.

 Естественные качества людей  такие, как:

- общительность (люди тянутся к людям);

- разум (люди могут договориться и общаться между собой).

 Эти качества побудили их  заключить договор о создании  государства. Итак, государство создается  на основе договора людей. Теория договорного происхождения государства противостояла феодальной концепции "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.

 Целью государства является  правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту  цель, чтобы пользование своим  достоянием было обеспеченно  каждому общими силами и его общего согласия". Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

 Признаком государства является  верховная, суверенная власть, к  атрибутам которой относится  издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

 Общим носителем верховной  власти (то есть суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа. 3

 Первостепенное внимание к  проблемам международного права  требовало специального исследования вопроса, как о носителе верховной власти, так и о формах правления. Каждая существенная форма правления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти. Носителем верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций вносит ряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивляться верховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосновать правомерность борьбы народа Голландии за свою независимость от Испании.

 Гроций юридическими доводами  стремится доказать, что если  король помышляет против всего  народа и ведет истребительную  войну, то это оправдывает восстание  народа.

 Оправдывается также сопротивление  узурпатору, незаконно захватившему власть, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором, либо если договор расторгнут правителями государства. Международно-правовые взгляды главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Основой международных отношений считал не силу, а право и справедливость.

 Учение Гроция о праве  войны и мира было направленно  на формирования нового типа  мирового сообщества, основанного  на рационально-правовых принципах  равенства, сотрудничества и взаимности  в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

 Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но, тем не менее, уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени.

 Ему принадлежит введение  социальной аксиомы - человек по  своей природе есть свободное  создание, предназначенное для социального  общежитие. Эта аксиома противоречила  тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).

 Гроций был сторонником свободы  вероисповеданий и стремился  устранить религиозные раздоры  между враждующими религиозными  партиями, но это не спасло его от преследований противников республиканцев в 1617 г.

 Гроцию было обещано помилование, если он отречется от своих  убеждений. Но Гроций не пошел  на эту сделку и предпочел  пожизненное заключение измене  своим убеждениям. Из тюрьмы ему  удалось бежать благодаря смелой находчивости его жены, вынесшей его в ящике с книгами. Это знаменательное событие он описал в стихотворении "Обращение Гуго Гроция к сундуку, в коем он был вынесен из узилища".

 Откликнулись на это достойное  внимания событие и его современники. Он удалился во Францию, где написал свой знаменитый трактат. Был посланником Швеции в Париже. Книга "О праве войны и мира" 1625 года, составившая эпоху в истории политических наук, имела необыкновенный успех: насчитывала 45 изданий, к 1658 году переводилась на иностранные языки, издавалась в Германии. Через 2 года, в 1627 г., по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг.

Как создатель теории естественного права Гроций внес существенный вклад в фундамент концепции гражданского общества.

 Распространяя принципы мирного  сосуществования, характеризующие  естественное право, на право  народов, Гроций как достойный  сын Голландии расширил поле  гражданского общества от внутригосударственного до всемирного.

   Право в собственном смысле Гроций отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".

Гроций полагает, что право внутригосударственное не следует противопоставлять праву народов, всего человечества. Руководствующийся указаниями разума "будет непогрешим как по отношению к своим согражданам, так равно к чужестранцам и ко всем людям". Прекрасно выразил это Марк Аврелий Антонин: "Мое государство и родина для меня как Антонина - Рим, как для человека - весь мир".

 Классификация права, соединяющего  людей в сообщество, осуществляется по следующим критериям:

- по свойствам действия: право господства и подчинения;

- деление права в строгом смысле на власть, собственность и право требования;

- деление права как правила на естественное и волеустановленное;

- деление права человеческого на волеустановленное и право народов;

- деление права божественного на всеобщее и свойственное одному народу (например, право древних евреев не обязывало чужестранцев). Право определяется как-то, что не противоречит справедливости. Противоречит справедливости то, что противно природе разумных существ, например, причинять ущерб другому ради собственной выгоды, ибо при таком положении дела человеческое общество и взаимное общение людей неизбежно разрушились бы. Один вид справедливости существует в отношениях между равными, другой - в отношениях между господствующими и повинующимися.

 Право в отношении лиц  Гроций рассматривает как нравственное  качество, присущее личности, в силу  которого можно законно владеть  чем-нибудь или действовать, так  или иначе. Правом в собственном смысле объемлется власть как над собой, что называется свободой, так и над другими лицами, а также собственность и право требования по договору. 

 Приоритет общественных интересов  предполагает, что каждый гражданин  несет ответственность сперва перед государством в общественных интересах, а затем уже перед своим кредитором.

Право естественное Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. При этом право естественное он распространяет на право собственности. Естественное право вечно и "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом", который не может зло обратить в добро, и не может сделать того, чтобы дважды два не равнялось четырем. Существование естественного права доказывается априори обнаружением соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи разумной и общежительной природе. Доказательство апостериори состоит в выяснении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех наиболее образованных народов.

 В человеческом обществе  Гроций выделяет право внутригосударственное, "которое исходит от гражданской  власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Право человеческое в более узком смысле, которое не исходит от гражданской власти, хотя и подчинено ей, охватывает веление отца и господина и другие, им подобные. Право же в более широком смысле есть право народов, а именно - то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них". 4

 Совместимы ли человеческое  общежитие и война? Может ли  война быть справедливой, или дозволено ли когда-либо воевать?

Поскольку цель войны - сохранение в неприкосновенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, что вполне соответствует первым пробуждениям природы, то Гроций считает допустимым ради этого использование при необходимости силы.

 Здравый разум и природа  общества, по его мнению, запрещают "применение не всякого насилия, но только того, которое несовместимо  с самим обществом, то есть  которое нарушает чужое право. Ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия. Легко понять, что это имело бы место, если бы даже не была введена частная собственность, так как ведь жизнь, члены тела и свобода так же составляли бы достояние каждого, а потому и всякое посягательство на них со стороны другого было бы уже нарушением справедливости". Отсюда следует, что сила, не нарушающая чужого права, - законна. Ульпиан также полагал, что силу следует отражать силой.

Сам Христос во вступлении к своим заповедям предупреждает, что пришел в мир не для отмены, но для исполнения закона (евангелие от Матфея, V, 17). Среди заповедей Христа не имеется воспрещения вступать в военное звание. Сам апостол Павел попросил трибуна дать ему военную стражу для защиты против всякого насилия на дороге. Следовательно, нельзя сказать, что Богу неугодно отвращать силу силой, - делает вывод Гроций.

 Для поддержки власти и  права необходима уплата налогов: "Уплачивать подати есть дело  чести и является правилом, связывающим совесть, как изъясняет апостол Павел; цель же податей состоит в доставлении средств правительственной власти ради соблюдения достоинства и устранения зла (посл. к римлянам, XIII, 3, 4, 6). Тацит хорошо говорит по этому поводу: "Ни спокойствие народов невозможно без вооруженной силы, ни армия без жалованья, ни жалованье невозможны без податей".

 На основании вышерассмотренного  Гроций приходит к выводу, что "ничего нельзя возразить против  справедливости войн, пока существуют  люди, препятствующие друзьям мира наслаждаться им и причиняющие насилия".

Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Общим носителем верховной власти является государство. "Носитель власти в собственном смысле есть или одно лицо, или же несколько, сообразно законам и нравам того или иного народа". Гроций не разделяет мнение тех, кто полагает, что верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребят своей властью, следует низлагать и карать. В выполнении подобных функций народом он видит причину "многих бедствий".

 Напротив, Гроций сторонник  того, что свободный народ волен  подчиниться одному или нескольким  лицам, перенеся на них "целиком  власть управления собой и  не сохранив за собой ни  малейшей доли этой власти". Народ волен избрать любой  образ правления, который следует расценивать не с точки зрения преимуществ его формы, но с точки зрения осуществления в нем воли людей, - подобно тому, как любой гражданин волен выбирать любой образ жизни.

 Среди причин, побуждающих народ  целиком отказаться от верховной  власти и передать ее другому, называется желание защиты или глубокая нужда. К тому же, полагает Гроций, "некоторые народы по свойственному им образу мыслей предпочитают лучше подчиняться, нежели господствовать".

 Власть не всегда подчинена  суду и воле подвластных. Существуют цари, которые не подчинены постановлениям народа. И Гроций приводит множество свидетельств тому, как из священной, так и гражданской истории.

Информация о работе Гуго Гроций о международном праве